Комментируемые постановления НБУ, разумеется, приняты во исполнение вступившего в силу с 07.02.19 г. Закона Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.18 г. № 2473-VIII*. Как вы знаете из упомянутой публикации, этот Закон существенно изменил действовавший ранее архаичный порядок валютного регулирования и контроля.
* Об этих новшествах мы вас предупреждали в Теме недели «Бухгалтерские новации — 2019» // «БН», 2019, № 1.
Среди прочих валютных поблажек для юридических и физических лиц, наверное, самая значительная — это давно ожидаемое бизнесом снижение нормы обязательной продажи валютной выручки, поступившей от внешнеэкономической деятельности, с действовавших до сих пор 50 % до 30 %.
Новый размер нормы обязательной продажи валюты заработает с 01.03.19 г.
Другая важная новация — это отмена прежнего требования об обязательном предварительном резервировании субъектами своих денежных средств в гривне для дальнейшей покупки за них иностранной валюты. Это вызволит соответствующую часть оборотных средств субъектов для использования в других потребностях бизнеса.
Кроме того, теперь в пределах общего лимита на возврат валютных дивидендов, начисленных за периоды до 2018 года включительно (правда, пока что в пределах 7 млн евро в месяц), субъекты смогут репатриировать дивиденды в иностранной валюте.
При этом часть валютных ограничений сохранилась.
В частности, юридическим лицам разрешено перечислять за рубеж иностранную валюту для размещения на депозитных счетах в пределах лимита 2 млн евро в год — внимание! — только за счет собственной (т. е. вырученной), но не купленной иностранной валюты.
Кроме того, как субъектам предпринимательства, так и населению по-прежнему запрещено перечислять инвалютные средства для предоставления кредитов, осуществления инвестиций или размещения на банковских счетах в РФ, офшорных зонах и странах, не выполняющих или выполняющих не надлежащим образом соответствующие рекомендации FATF.
Также банкам запрещено покупать облигации внешнего государственного займа Украины.
Произошли позитивные изменения и в части осуществления банковскими учреждениями мер валютного контроля.
Во-первых, отменено требование составлять письменное заключение как по договору в целом, так и по отдельным валютным операциям.
Во-вторых, сокращен перечень индикаторов сомнительных операций. Например, не будет считаться самостоятельным индикатором наличие финансовой помощи как источника осуществления операции, а она будет подвергаться анализу со стороны финансового учреждения, производящего валютный контроль, лишь в рамках мер по установлению источников происхождения средств клиента.
Что касается валютно-регуляторных новаций, направленных именно на физических лиц, т. е. население, то самой примечательной, очевидно, является предоставленная абсолютно новая возможность покупать иностранную валюту и банковские металлы в режиме онлайн! Причем без ограничения таких операций продолжительностью операционного банковского дня, а в режиме «24/7».