Бухгалтерские новации — 2019

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист, Децюра Сергей, налоговый эксперт, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Павленко Алексей, налоговый эксперт, Савченко Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Бухгалтерская неделя Январь, 2019/№ 1
Вы, уважаемые читатели, наверное, уже привыкли, что в нашей стране практически ни один год не обходится без того, чтобы на Новый год не были внесены масштабные изменения в НКУ. Поэтому давайте разбираться, что нового в правила налогообложения внес Закон № 2628. Однако 2019 год, кроме налоговых нововведений, принес и другие — некоторые из них несколько подзабытые, но также актуальные. Законодатели множили их в течение всего прошлого года. И касаются они по большей части не налогового, а бухгалтерского учета, валютного и земельного законодательства. О том, что это за нововведения и как они повлияют на субъектов хозяйствования, тоже поговорим.

Администрирование налогов

Отказ от льгот

В соответствии с п. 30.4 НКУ плательщик имеет право отказаться от льготы или приостановить ее использование. Однако Закон № 2628 делает из этого правила исключение для НДС-льгот (о них также см. ниже). Поэтому после 01.01.19 г. п. 30.4 НКУ будет прямо провозгласит, что от НДС-льгот нельзя отказаться.

Фискалы и сейчас говорят о том, что НДС-льготы не предоставляются плательщикам, а определяются по операциям и применяются в обязательном порядке без возможности отказаться от их применения (категория 101.12 ЗІР ГФСУ). Однако, например, для пользователей «угольной» НДС-льготы прямо прописана возможность отказа (п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Хранение первички

К нормам, регулирующим сроки хранения документов (п. 44.3 НКУ), Закон № 2628 добавил новый абзац. В случае ликвидации плательщика первичные документы за период его деятельности не менее чем 1095 дней до даты его ликвидации в установленном законодательством порядке передаются в архив.

По сути, юрлица делали это и раньше, поскольку одним из документов, который необходимо было подать госрегистратору при ликвидации, была (и остается) справка из архива о приеме документов, подлежащих долгосрочному хранению (п. 2 ч. 13 ст. 17 Закона № 755).

А вот у ФЛП со сдачей в архив первички, наверное, возникнут проблемы. Ведь порядок хранения и передачи в архив документов этими субъектами законодатель до сих пор не урегулировал.

Обжалование & возражения

Начиная с 01.01.19 г. изменятся сроки подачи жалобы вышестоящему контролирующему органу в порядке ст. 56 НКУ. Такой срок увеличится с 10 календарных дней до 10 рабочих дней.

Обратите внимание! Срок обжалования решений об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН тоже должен составлять 10 рабочих дней. Действие п. 56.3 НКУ также распространяется на такую процедуру обжалования. Надеемся, что Кабмин приведет в соответствие с этими новациями порядок обжалования решений об отказе в регистрации НН/РК. Хотя новая редакция п. 56.3 НКУ в любом случае будет иметь приоритет над подзаконным порядком обжалования.

Также изменились сроки для подачи возражений к акту (справке) по результатам проверки или документов, которые подтверждают показатели налоговой отчетности: 10 рабочих дней вместо 5-ти. А вот фискалами такие возражения и/или документы рассматриваются, как и раньше, в течение 7 рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за днем получения возражений и/или документов) (п. 86.7 НКУ).

Поскольку были увеличены сроки для подачи возражений к акту, то и сроки для принятия фискалами налогового уведомления-решения (НУР) также «подвинулись». Начиная с 01.01.19 г. НУР будет приниматься в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения плательщику акта проверки. Ранее этот срок составлял 10 рабочих дней (п. 86.8 НКУ).

Пеня

Закон № 2628 уточнил порядок, по которому должна начисляться пеня при самоисправлении (п.п. 129.1.3 НКУ).

В течение достаточно длительного времени между плательщиками и фискалами шли споры о том, с какого дня следует начислять эту пеню, если плательщик не уложился в 90-дневный срок на беспеневое самоисправление. Фискалы время от времени настаивали на том, что в этом случае пеню следует начислять уже начиная с 1-го дня, следующего за предельным сроком уплаты (см., например, письмо ГФСУ от 19.11.18 г. № 4882/6/99-99-07-02-01-15/ІПК).

Отныне в п. 129.4 НКУ прямо прописано, что при самоисправлении пеня начисляется начиная с 91-го календарного дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства. А п. 129.9 из НКУ исключен — в нем больше нет нужды.

Лицензирование

Здесь законодатель дал время на подготовку. Положения о лицензировании производства и торговли горючим начнут действовать с 01.07.19 г. Равно как и модифицированная под этот механизм редакция ст. 164 КоАП, а также другие нормы, связанные с этой темой (в частности, это касается финансовой ответственности по НКУ).

С 01.07.19 г. «заработает» более детализированное правовое регулирование лицензирования производства и торговли биоэтанолом, а также зерновым дистиллятом.

Налог на прибыль

Неприбыльные организации

Закон № 2628 конкретизировал, что определение неприбыльной организации, которое содержится в п.п. 133.4.1 НКУ, используется для целей обложения налогом на прибыль. Уточнены требования к учредительным документам неприбыльных организаций. Во-первых, их учредительные документы вместе с передачей активов (в случае прекращения неприбыльной организации как юрлица) одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида могут также предусматривать передачу активов другим юрлицам, которые осуществляют негосударственное пенсионное обеспечение. Во-вторых, уточнено, что участники, между которыми запрещено распределять доходы неприбыльной организации, — это лица, являющиеся участниками юрлица в понимании гл. 7 ГКУ.

Внимание! Согласно п. 1 разд. ІІ Закона № 2628 указанное изменение имеет обратное действие и применяется к налоговым периодам начиная с 01.07.17 г.

Основные средства группы 4

Описание основных средств (ОС) группы 4 с минимальным сроком амортизации 2 года (п.п. 138.3.3 НКУ) наконец приведено в соответствие с определением ОС согласно п.п. 14.1.138 НКУ. Старый стоимостный критерий в 2500 грн. заменен на актуальный и в настоящее время составляет 6000 грн. И хотя это сугубо формальная и техническая поправка, она убирает «камень преткновения», которым было (судя по многочисленным обращениям наших читателей) наличие в п.п. 138.3.3 НКУ старого стоимостного критерия.

Активы по праву пользования по договорам аренды

В ст. 138 НКУ появился п. 138.4, который провозглашает, что «разничные» правила, прописанные в пп. 138.1 — 138.3 НКУ, не применяются к операциям с активами по праву пользования по договорам аренды. Что это за актив такой? Согласно п.п. 14.1.12 НКУ это — признанный арендатором согласно МСФО актив, который представляет право арендатора использовать базовый актив в течение срока аренды.

Появление такой нормы — отголосок п. 22 МСФО 16 «Аренда», где предусмотрено, что на дату начала аренды арендатор должен признать актив в форме права пользования и обязательства по аренде. Поэтому по таким активам разницы, предусмотренные ст. 138 НКУ, не определяются. Пока что это изменение будет касаться только тех предприятий, которые составляют отчетность по МСФО.

Ускоренная «налоговая» амортизация

Согласно п. 43 подразд. 4 разд. ХХ НКУ на ОС группы 4 при соблюдении определенных условий разрешено начислять ускоренную «налоговую» амортизацию.

А именно: прямолинейным методом исходя из минимального срока амортизации 2 года. Действие указанного пункта продлено. Ускоренная амортизация также будет применяться к ОС группы 4, которые будут введены в эксплуатацию до 31 декабря 2019 года.

Ставка лотерейщиков

Субъекты хозяйствования, которые осуществляют выпуск и проведение лотерей, в 2019 году будут облагать налогом на прибыль доход, полученный от осуществления таких операций по ставке 26 % (п. 48 подразд. 4 разд. ХХ НКУ).

В прошлом году размер ставки налога на прибыль для таких доходов данных плательщиков составлял 24 %.

НДС

Международные почтовые и экспресс-отправления

Здесь едва ли не больше всего НДСных изменений. Основное из них — почтовые операторы и экспресс-перевозчики при ввозе товаров на таможенную территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях обязаны подавать контролерам реестры таких отправлений.

Форму и порядок ведения этих реестров должен утвердить КМУ (пп. 191.1.3, 191.1.4 НКУ).

Также отметим, что база налогообложения для операций, особенности которых определены ст. 191 НКУ, отныне определяется в зависимости от того, кто является получателем. Для обычных физических лиц это фактурная (стоимость, заявленная в сопроводительных документах), а вот для субъектов хозяйствования (юрлиц и ФЛП) — таможенная (п.п. 191.1.1 НКУ).

Датой НДС-обязательств является дата подачи таможенной декларации или ее заменителя (п.п. 191.1.2 НКУ). А лицом, ответственным за уплату такого НДС, будет лицо, осуществляющее таможенное оформление ввезенных товаров. Если это делает оператор почтовой связи или экспресс-перевозчик, то он и отвечает за уплату «международного почтового» НДС в бюджет (п. 180.21 НКУ).

Сразу успокаиваем операторов и экспресс-перевозчиков: эта обязанность на них будет возложена лишь после 31 декабря 2020 года. Как и обязанность подавать в контролирующие органы реестры отправлений (п. 68 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

«Ввозная необъектность»

Очевидно, что в связи с новой редакцией ст. 191 НКУ изменения коснулись и критериев «необъектности», прописанных в п.п. 196.1.17 НКУ.

Для товаров, ввезенных в несопровождаемом багаже, все по-прежнему. Нет НДС-объекта, если суммарная фактурная стоимость не превышает эквивалент 150 евро.

А вот для международных почтовых и экспресс-отправлений, получателем которых является физическое лицо, порог фактурной стоимости снижен до эквивалента 100 евро от одного отправителя в одной депеше или в одном грузе. Однако не переживайте: до 30 июня 2019 года для получателей — обычных физических лиц будет действовать старый порог в эквиваленте 150 евро (п. 68 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Наконец, для международных почтовых и экспресс-отправлений, получателем которых является субъект хозяйствования (юрлицо или ФЛП), оставили порог необъектности на уровне 150 евро в эквиваленте (от одного отправителя в одной депеше или в одном грузе). Однако теперь для таких получателей речь идет не о фактурной, а о таможенной стоимости.

Кассовый метод по услугам ЖКХ

Внесены изменения в п. 187.10 НКУ. Отныне дату налоговых обязательств по кассовому методу определяют плательщики, поставляющие тепловую энергию, природный газ (кроме сжиженного), предоставляющие услуги по транспортировке и/или распределению природного газа, другие жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определен законом, услуги (работы), стоимость которых включается в состав платы за услугу по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий или услугу по управлению многоквартирным домом.

Как видим, по сравнению с предыдущей редакцией больше не упоминаются отдельно услуги водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в абзаце третьем п. 187.10 НКУ больше не упоминаются услуги по вывозу и утилизации твердого бытового и грубого мусора. Фактически этой поправкой законодатель поддержал фискалов, уже отказывавшихся признавать услуги по вывозу мусора как такие, которые подпадают под действие кассового НДС-метода, выдвигая для его применения требование, которое практически невозможно выполнить (см., например, письмо ГФСУ от 23.05.18 г. № 2290/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Реквизиты НН

В п. 201.1 НКУ, который определяет перечень обязательных реквизитов налоговой накладной, добавлен п.п. «й», предусматривающий, что к обязательным реквизитам (налоговой накладной) НН относится индивидуальный налоговый номер (ИНН).

Вообще-то всегда считалось, что ИНН уже есть среди обязательных реквизитов НН — в п.п. «г» п. 201.1 НКУ. Однако в связи с тем, что в новой форме НН одновременно должны указываться и налоговый номер, и ИНН, законодатель решил разграничить их и в ст. 201 НКУ.

НДС и электроэнергия

Кассовый метод для налоговых обязательств поставщика электроэнергии продлен до 01.01.22 г. (п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ)*.

* Это же касается и поставщиков угля. За исключением товарной позиции 2703 00 00 00 (торф, поставщики которого больше не могут использовать кассовый метод).

Также учтено, что согласно постановлению НКРЭКУ от 14.03.18 г. № 312 для многих категорий потребителей электроэнергии изменится поставщик. Однако вполне вероятно, что некоторые потребители будут продолжать платить за электроэнергию старым поставщикам.

Следовательно, старый поставщик будет обязан начислить НДС на дату оплаты. Так вот, согласно п. 69 подразд. 2 разд. ХХ НКУ старый поставщик сможет составить расчет корректировки (РК) и откорректировать свои налоговые обязательства на дату, когда перечислит «лишние» средства новому поставщику. Сделать это нужно до 1 апреля 2019 года.

НДС-льготы

Закон № 2628 продлил, а также несколько видоизменил некоторые из НДС-льгот.

«Металлоломно-макулатурная» льгота (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие этой льготы продлено до 01.01.22 г.

Льгота по лекарственным средствам, медизделиям и медтехнике (п. 38 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие этой льготы продлено до 31.12.20 г.

«Угольная» льгота (п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие «угольной» льготы также продлено до 01.01.22 г. За исключением товарной позиции 2703 00 00 00 (торф), для поставщиков которой действие льготы закончилось.

«Электроавтомобильная» льгота (п. 64 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Действие этой льготы продлено до 31 декабря 2022 г. Кроме того, действие льготы распространено на товарные подкатегории 8502 31 00 00, 8541 40 90 00, 8504 23 00 00, 8504 40 88 00 согласно УКТ ВЭД.

АТО/ООС-льгота (п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Эта льгота действует на период проведения АТО/ООС. Начиная с 01.01.19 г. ее действие будет распространяться на товарные позиции 8525 60 00 00 и 8529 90 20 00. Но только по аппаратуре для передачи и приема голоса, изображений и другой информации, включая аппаратуру для коммуникации в сети проводной или беспроводной связи, аппаратуру прослушивания направленного действия, радиостанций ультракоротковолнового и коротковолнового диапазона военного назначения, разведывательно-сигнальную аппаратуру, их части и принадлежности, в случае если поставка (закупка) таких товаров осуществляется для государственных заказчиков по оборонному заказу.

Закон № 2628 прекратил с 01.01.19 г. освобождение от обложения НДС операций по (п. 2 подразд. 2 разд. ХХ НКУ):

а) поставке на территории Украины техники, устройств, оборудования, определенных ст. 7 Закона об альтернативном топливе;

б) импорту под кодами УКТ ВЭД, определенными ст. 7 Закона об альтернативном топливе, техники, устройств, оборудования, используемых для реконструкции существующих и строительства новых предприятий по производству биотоплива и для изготовления и реконструкции технических и транспортных средств с целью потребления биотоплива, если такие товары не производятся и не имеют аналогов в Украине, а также технических и транспортных средств, в том числе самоходных сельскохозяйственных машин, работающих на биотопливе, если такие товары не производятся в Украине.

НДС-рассрочка

Товарные подкатегории 6902 10 00 00, 6902 20 99 00, 6903 90 90 00 и 8416 20 80 00 согласно УКТ ВЭД добавлены в перечень оборудования, при импорте которого фискалы по заявлению предоставляют плательщику рассрочку по уплате НДС на срок, указанный в заявлении плательщика, но не больше 24-х календарных месяцев, без начисления процентов, пени и штрафов, предусмотренных НКУ (п. 65 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Единый социальный взнос

Уже много лет ФЛП-работодатели, использующие труд лиц с инвалидностью, не имеют возможности применять к их доходам пониженную ставку ЕСВ 8,41 % (в отличие от предприятий, учреждений, организаций). Они должны были начислять ЕСВ на «трудовые» выплаты работников-инвалидов по полной ставке 22 %.

Сейчас эта несправедливость наконец-то устранена. Так, Законом № 2628 внесены изменения в ч. 13 ст. 8 Закона о ЕСВ, согласно которым с 01.01.19 г. ФЛП-работодатели наряду с предприятиями получают возможность применять ставку ЕСВ 8,41 % к доходам (зарплата, больничные, декретные) работающих у них лиц с инвалидностью.

Обратите внимание: на вознаграждение за выполнение работ/услуг по гражданско-правовым договорам лицам с инвалидностью ЕСВ по-прежнему нужно начислять по ставке 22 %.

Налог на доходы физлиц

Неденежные подарки

Наконец-то с 01.01.19 г. решен вопрос с налогообложением неденежных подарков. Напомним, что он возник неожиданно в конце 2017 года, когда фискалы решили вдруг изменить свою позицию по включению в налогооблагаемый доход подарков в натуральной форме, стоимость которых превышает необлагаемый предел.

С 01.01.19 г. Закон № 2628 вносит изменения в п.п. 165.1.39 НКУ, благодаря чему этот подпункт будет звучать так: не облагается НДФЛ стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований) — в части, не превышающей 25 процентов одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2019 году — 1043,25 грн.), за исключением денежных выплат в любой сумме.

Таким образом, если стоимость подарка превысит необлагаемую величину, то НДФЛ будет облагаться только «вершок» неденежного подарка (сумма превышения над необлагаемой величиной).

Налоговая скидка

Несколько смягчены требования для получения налоговой скидки на сумму уплаченной арендной платы за жилье (квартиру, дом) лицами, имеющими статус внутренне перемещенных лиц.

Так, с 01.01.19 г. (по итогам декларирования за 2019 год) право на налоговую скидку по сумме средств в виде арендной платы по договору аренды жилья (квартиры, дома), фактически уплаченных налогоплательщиком, имеющим статус внутренне перемещенного лица, будет возникать при условии, если такие лица и/или члены семьи только первой степени родства не имеют в собственности пригодной для проживания жилой недвижимости соответствующей жилой недвижимости (условие о неполучении бюджетных выплат тоже остается).

Члены семьи второй степени родства в п.п. 166.3.9 НКУ больше не фигурируют.

Стипендии

Как гласил п.п. 165.1.26 НКУ, сумма стипендии, выплачиваемой из бюджета учащемуся, студенту, курсанту военных учебных заведений, ординатору, аспиранту, адъюнкту, не включается в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога (в части, не превышающей размера месячного прожиточного минимума, который действует для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 грн.).

Теперь из этого подпункта убрали уточнение, что стипендия должна выплачиваться именно из бюджета.

Соответственно, под освобождение попадают теперь уже не только стипендии из бюджета, но и другие виды стипендий.

Страховые выплаты

Как сказано в п.п. 165.1.27 НКУ, страховые выплаты/страховые возмещения/выкупные суммы, перечисленные страховщиком физлицу, не включаются в его налогооблагаемый доход.

При этом ранее от обложения НДФЛ освобождались страховые выплаты/страховые возмещения/выкупные суммы (при соблюдении ряда условий, которые остались неизменными), полученные от страховщика-резидента.

Теперь Законом № 2628 эту норму расширили и дали возможность не облагать НДФЛ указанные суммы по договору, в том числе и со страховщиком-нерезидентом.

Военный сбор

Военным сбором не будут облагать сумму дохода, полученную плательщиками за сданные (проданные) вторичное сырье, бытовые отходы, лом черных металлов (код 7204 согласно УКТ ВЭД), лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8548 21 10 00 согласно УКТ ВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8548 10 91 00 согласно УКТ ВЭД) и лом драгоценных металлов, проданный НБУ.

Освобождение действует с 01.01.19 г. согласно изменениям, внесенным Законом № 2628 в абз. 1 п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Единый налог

Торговля сидром и перри

Согласно п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ запрещено быть единоналожниками производителям и торговцам подакцизными товарами. Но из этого правила есть исключение для ФЛП, которые осуществляют розничную продажу пива и столовых вин. После 01.01.19 г. физлицам-единоналожникам также разрешена розничная продажа сидра и перри (без добавления спирта).

Сельхоз-ЕН

Определенные послабления сделаны также сельхозЕНщикам. Начиная с 01.01.19 г. сельхозЕНщиками могут быть также аграрии, которые являются малыми производствами винодельческой продукции, т. е. субъектами хозяйствования, осуществляющими по полному технологическому циклу без добавления спирта производство и разлив в потребительскую тару вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых в объеме, не превышающем 10000 декалитров в год (ст. 1 Закона № 481).

При этом, чтобы аграрий — малый винодел был плательщиком ЕН, он должен заниматься производством вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых из виноматериалов исключительно собственного производства (не приобретенных), полученных путем переработки плодов, ягод, винограда, меда собственного производства (п.п. 291.51.2 НКУ). С 01.01.19 г. в п. 5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ будет указано, что для индексации НДО за 2017 — 2023 гг. при расчете налоговых обязательств по ЕН группы 4 следует применять индекс потребительских цен в размере 100 %. То есть индексировать НДО земли для расчета ЕН на 2019 год, как и на 2018 год, не нужно. Чтобы рассчитать ЕН на 2019 год, плательщик ЕН, у которого не изменилась НДО сельхозугодий, может взять ее из прошлогодней декларации по ЕН.

РРО при «медицинской» торговле

Правило п. 296.10 НКУ, согласно которому определенные единоналожники могут не применять РРО, не распространяется на единоналожников, осуществляющих реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такие единоналожники с 01.01.19 г. в любом случае обязаны применять РРО. Это предусмотрено изменениями не только в п. 296.10 НКУ, но и в ст. 9 Закона об РРО.

Заметьте! Для целей применения РРО изделием медицинского назначения является любой инструмент, аппарат, прибор, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, предназначенные для диагностики, лечения, профилактики организма человека и/или обеспечения этих процессов. Это законодатель прописал в ст. 2 Закона об РРО**.

** Подробнее об этом читайте в консультации «Лекарства и медизделия: ФЛП на ЕН теперь с РРО» // «БН», 2018, № 52— 53.

Экологический налог

Некоторым коррективам подвергся и порядок уплаты эконалога. Отныне субъекты хозяйствования, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, не являются плательщиками этого вида эконалога за выбросы двуокиси углерода в объеме, не превышающем 500 тонн за год (п. 240.7 НКУ). За все другие загрязняющие вещества, которые выбрасываются в атмосферу при эксплуатации стационарного источника загрязнения, придется платить с любого объема.

При этом, если субъект хозяйствования при эксплуатации стационарного источника загрязнения осуществляет выбросы только двуокиси углерода (что происходит достаточно редко), то он не обязан даже регистрироваться плательщиком эконалога. Но только до того времени, пока годовой объем выбросов двуокиси углерода не превысит 500 тонн за год. Как только это случится, субъект хозяйствования обязан зарегистрироваться плательщиком эконалога в налоговом (отчетном) периоде (квартале), в котором произошло такое превышение. Кроме того, он будет обязан составить и подать налоговую отчетность, начислить и уплатить налог за налоговый (отчетный) период, в котором произошло такое превышение. Если говорить об уже действующих плательщиках эконалога, а также о тех, которые превысили 500-тонный предел и были обязаны зарегистрироваться плательщиками, то они будут платить эконалог за выбросы двуокиси углерода только за размер выбросов, который превышает 500 тонн. Дело в том, что согласно новому п. 242.4 НКУ база налогообложения таких плательщиков по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов двуокиси углерода в размере 500 тонн за год.

Как именно будет происходить такое уменьшение до обновления формы декларации по эконалогу, говорить сложно.

Формально из п. 242.4 НКУ следует, что это нужно делать по итогам года, т. е. в декларации за IV квартал. Хотя на практике все может быть по-другому.

Ставка эконалога на выбросы двуокиси углерода увеличена более чем в 24 раза. И на сегодня размер эконалога за выбросы двуокиси углерода равен 10,00 гривень за 1 тонну (п. 243.4 НКУ). Сначала планировалось установить в переходных положениях поэтапное повышение этой ставки до 25,00 гривень за 1 тонну, однако в окончательной редакции Закона № 2628 эта норма была исключена.

Акцизный налог

Изменений по акцизному налогу, которые Закон № 2628 вводит в действие, очень много. Однако большая их часть вступает в силу не сразу с 01.01.19 г., а позднее — с 01.07.19 г. Поэтому сегодня мы остановимся на «акцизных» изменениях только тезисно, а подробнее разберемся с ними позже.

Движение горючего

Законом № 2628 с 01.07.19 г. вводится отражение в системе электронного администрирования реализации горючего (СЭАРГ) информации о фактическом движении горючего в разрезе мест хранения, а не в разрезе субъектов хозяйствования, как сейчас. Поэтому изменяется подход к определению акцизного склада, определяется его распорядитель (пп. 14.1.6, 14.1.224 НКУ), а также вводится понятие передвижного акцизного склада (пп. 14.1.61, 14.1.2241 НКУ).

Поэтому реализацией горючего для целей разд. VI НКУ становятся любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы на таможенной территории Украины с акцизного склада / акцизного склада передвижного: (а) на акцизный склад; (б) на акцизный склад передвижной; (в) для собственного потребления или промышленной переработки; (г) любым другим лицам (п.п. 14.1.212 НКУ).

В связи с этим плательщики акцизного налога обязаны с 01.05.19 г. до 01.06.19 г. зарегистрировать в СЭАРГ все акцизные склады, распорядителями которых они будут по состоянию на 1 июля 2019 года (п. 22 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). За отсутствие такой регистрации предусмотрены огромные штрафы — в сумме от 1 млн грн. (п. 1281.2 НКУ). Применяться эти штрафы будут с 01.10.19 г. (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Акцизные склады с горючим нужно оборудовать расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего и уровнемерами — счетчиками уровня горючего в резервуаре (п.п. 230.1.2 НКУ). Данные показателей этих приборов нужно будет передавать фискалам, а фискалы будут их сравнивать с данными СЭАРГ (пп. 230.1.3, 230.1.4 НКУ). За отсутствие указанных счетчиков предусмотрены существенные штрафы (п. 1281.1 НКУ).

Попутно напомним: требование относительно оборудования акцизных складов с горючим указанными счетчиками уже было раньше. Теперь же сроки оборудования опять перенесли и установили их в зависимости от вместимости резервуара. Так, для акцизных складов, где расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20000 м3, расходомеры и уровнемеры нужно установить не позднее 01.07.19 г., для акцизных складов с резервуарами вместимостью менее 1000 м3 — не позднее 01.01.20 г., а для акцизных складов с резервуарами менее 20000 м3 и более 1000 м3 — не позднее 01.10.19 г. (п. 12 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Сравнение данных СЭАРГ с данными счетчиков «на полную» заработает с 01.01.20 г. — именно тогда вступит в силу ст. 233 НКУ, которая определяет порядок такого сопоставления (п. 1 разд. ІІ Закона № 2628).

Спирт этиловый

Итак, начиная с 01.07.19 г. СЭАРГ преобразуется в систему электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЭАРГСЭ).

Именно под это изменена редакция ст. 232 НКУ и определение реализации в п.п. 14.1.212 НКУ, которое распространено Законом № 2628 на спирт.

Заметьте: термин «реализация спирта» для целей разд. VI НКУ применяется исключительно для производителей спирта.

Кроме того, Закон № 2628 вводит контроль через СЭА за перемещением спирта. Аналогично акцизным складам с горючим акцизные склады со спиртом также будут подавать фискалам данные расходомеров, которые фискалы будут сопоставлять с данными СЭА (п.п. 230.1.1 НКУ). Как и в случае с горючим, это сравнение «на полную» заработает только с 01.01.20 г., когда появится ст. 233 НКУ (п. 1 разд. ІІ Закона № 2628).

Также Законом № 2628 установлена нулевая ставка «спиртового» акциза для производителей уксуса, парфюмерно-косметической продукции, биоэтанола, а также продукции химического и технического назначения, включенной в перечень, утвержденный КМУ (пп. «д» — «ж» п.п. 229.1.1 НКУ). Такие производители должны учитывать через расходомеры не только использованный спирт, но и произведенную из него продукцию (п.п. 229.1.8 НКУ).

Акцизные накладные

Акцизные накладные (АН) с 01.07.19 г. будут составляться не только на реализацию горючего, но и на реализацию спирта. Соответствующим образом с 01.07.19 г. изменяется перечень реквизитов, которые должны указываться в АН (п. 231.1 НКУ).

В случаях, когда происходит реализация горючего или спирта с одного акцизного склада другому, с 01.07.19 г. вводится составление АН в двух экземплярах.

Правда, плательщики акцизного налога, которые должны составлять АН на реализацию спирта, на горючее в двух экземплярах, а также получатели горючего и спирта, реализация которых требует двух экземпляров АН, до 01.10.19 г. могут не бояться штрафов за несвоевременную ЕРАН-регистрацию (п. 25 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

«Электроавтомобильный» акциз

С 01.01.19 г. операции по ввозу на таможенную территорию Украины и реализации на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), которые классифицируются в товарной подкатегории 8703 90 10 10 согласно УКТ ВЭД (в том числе произведенных в Украине), будут облагаться акцизным налогом уже на общих основаниях (п. 19 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Плата за землю

Индекс потребительских цен за период с 2017 по 2023 год, который используется для коэффициента индексации НДО земли, применяется для всех видов земель со значением 100 % (п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ). То есть индексация НДО за 2017 — 2023 гг. при расчете платы за землю (как земналога, так и арендной платы) не проводится.

Следовательно, индексировать НДО, как в прошлом году, так и в текущем, следует, опираясь на индексы, определенные в п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ, а не на индексы потребительских цен, установленные за год органом статистики.

К сведению! Учитывая то, что за 2018 год коэффициент индексации равен 1, для расчета налоговых обязательств за 2019 год плательщику платы за землю, у которого в 2018 году не произошло изменение НДО, достаточно взять НДО прошлого года, т. е. перенести ее значение из декларации на 2018 год.

Также установлен предельный размер ставок земналога за лесные земли. Так, если НДО лесных земель проведена, то размер ставок земельного налога не может быть больше 0,1 % от их НДО (п. 274.1 НКУ), а если не проведена — 0,1 % площади пашни по АР Крым или по области (ст. 277 НКУ).

Кроме этого, отменена льготная ставка платы за землю в размере 25 % от базовой ставки за земельные участки, предоставленные железной дороге в пределах полос отведения (п. 284.4 НКУ). То есть с 01.01.19 г. за такие земельные участки плата за землю взимается «по полной».

«Недвижимый» налог

Закон № 2628 подкорректировал порядок использования льготы по налогу на недвижимость для зданий и сооружений сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенных для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности (п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ).

Отныне в НКУ прямо прописано, что льгота касается исключительно зданий и сооружений сельхозпроизводителей (юридических и физических лиц), которые отнесены к классу «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (код 1271 согласно ДК 018-2000). Кроме того, чтобы пользоваться льготой, сельхозпроизводитель, который является собственником указанных зданий, не должен сдавать их в аренду, лизинг или ссуду.

Итак, законодатель фактически узаконил сужение со стороны фискалов круга сельхозпроизводителей, которые могут воспользоваться льготой, определенной п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ (см. категорию 106.02 ЗІР ГФСУ и письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 22.03.18 г. № 1167/ІПК/2040-12-03-25).

АТО/ООС-правила

Закон от 18.01.18 г. № 2268-VIII (вступил в силу 24.02.18 г.) и Указ от 30.04.18 г. № 116/2018 (вступил в силу 30.04.18 г.) на законодательном уровне закрепили преобразование антитеррористической операции (АТО) в операцию объединенных сил (ООС). В связи с этим мы уже предлагали вам подробный анализ тех последствий, которые будет иметь смена АТО на ООС для налоговых и хозяйственных АТО-правил (см. консультацию «АТО «завершена». Что с АТО-правилами?» // «БН», 2018, № 24).

В Законе от 19.06.18 г. № 2463-VIII (вступил в силу 04.07.18 г.) законодатель сделал попытку распространить действие налоговых АТО-правил на период проведения ООС. Однако в комментарии к тому Закону («Есть ли АТО-льготы в период ООС? Хотите знать — спросите у ГФСУ» // «БН», 2018, № 31) мы уже обратили внимание на то, что законодатель обошел вниманием специализированный п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. И спрогнозировали, что за него «возьмутся» в декабре 2018 года.

Закон № 2628 подтвердил наш прогноз. Он распространил на период до 31 декабря года, в котором будет завершена ООС, действие АТО-льгот по уплате налога на недвижимость (п. 38.6), платы за землю (п. 38.7) и сельхозЕН (п. 38.8).

Также на период проведения ООС распространено правило, относительно которого для АТО/ООС-плательщиков приостанавливается: (1) начисление штрафов и пени за несвоевременное погашение денежных обязательств, определенных по состоянию на 14.04.14 г., и (2) применение норм ст. 59, 60 (в части налоговых требований) и ст. 87 — 101 НКУ. Плательщики, которые имеют филиал на оккупированной территории, на период ООС также освобождаются от ответственности в пределах деятельности, которая осуществляется через этот филиал (пп. 38.2, 38.4 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Кроме того, на период проведения ООС распространены спецправила подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности АТО/ООС-плательщиков, и мораторий на их проверки относительно АТО/ООС-периодов в связи с невозможностью вывезти документы из оккупированной территории (п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Бухучет и финотчетность

Напомним, что 01.01.18 г. был изложен в новой редакции Закон о бухучете. Изменения, внесенные в него, были направлены на приведение его норм в соответствие с законодательством Евросоюза и усовершенствование порядка применения МСФО. И хотя данный Закон был изложен в новой редакции еще год назад, но часть его нововведений начнет действовать только с начала 2019 года, в частности такие.

Обнародование финотчетности

С начала 2018 года были изменены (ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете):

1) перечень хозсубъектов, которые обязаны ежегодно обнародовать свою годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность. До этой даты такая обязанность возлагалась только на публичные акционерные общества, предприятия — эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью, профессиональных участников фондового рынка, банки, страховщиков и другие финансовые учреждения. С 2018 года обязанность обнародовать отчетность была возложена и на крупные предприятия, являющиеся эмитентами ЦБ, а с 2019 года она распространяется на все остальные крупные (не являющиеся эмитентами ЦБ) и средние предприятия.

То есть перечень субъектов, которые должны обнародовать финотчетность, вырос в несколько раз;

2) порядок проведения такого обнародования. Так, до этих изменений (до 01.01.18 г.) обнародовать финотчетность должны были не позднее 30.04.18 г. путем размещения на собственной веб-странице своей годовой финотчетности с аудиторским заключением и публикации ее в периодических или непериодических изданиях.

После этих нововведений (начиная с 01.01.18 г.) обнародовать годовую финотчетность должны:

А) до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом:

а) предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ЦБ). К ним относятся эмитенты ЦБ, ЦБ которых допущены к торгам на фондовых биржах или относительно ЦБ которых осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды и другие финучреждения (кроме тех, которые относятся к микро- и малым предприятиям) и крупные предприятия;

б) публичные акционерные общества;

в) субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке;

г) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях;

Б) до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (норма вступила в силу с 01.01.19 г.):

а) крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ;

б) средние предприятия;

в) прочие финучреждения, которые относятся к микро- или малым предприятиям.

Согласно новым правилам все эти предприятия должны публиковать свою годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность (в полном объеме) вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице, а предприятия первой группы еще и другим способом в случаях, определенных законодательством.

И хотя эти нововведения появились в Законе о бухучете с 01.01.18 г., впервые ими начнут пользоваться субъекты хозяйствования только с начала 2019 года. Дело в том, что в 2018 году субъекты хозяйствования должны были обнародовать годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность за 2017 год. А поскольку в 2017 году действовали еще старые правила обнародования отчетности, то и проводить такое обнародование следовало по старым правилам. То есть крупные и средние предприятия пока что не почувствовали на себе груз нововведений обновленного Закона о бухучете. На это указывал и Минфин в письме от 27.02.18 г. № 35210-06-5/5570.

А вот в 2019 году уже пришла очередь обнародовать отчетность за 2018 год. И делать это нужно уже по тем правилам, которые начали действовать с 01.01.18 г., т. е. по новым правилам. Следовательно, крупным предприятиям — эмитентам ЦБ следует начать приготовления к, возможно, первой в их жизни процедуре обнародования финотчетности.

А вот крупным предприятиям, не являющимся эмитентами ЦБ, и средним предприятиям Минфин письмом от 07.12.18 г. № 35210-06-5/32299 предоставил отдых в 2019 году. Они обнародуют годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением начиная с финансовой отчетности за 2019 год. В то же время Минфин считает, что крупным предприятиям — неэмитентам, которые впервые применяют МСФО с датой перехода 01.01.18 г., целесообразно начать обнародование уже с финотчетности за 2018 год.

Обязательный аудит

Не сама процедура обнародования страшит субъектов хозяйствования, которые должны обязательно обнародовать свою отчетность в 2019 году, а то, что делать это нужно вместе с аудиторским заключением. Следовательно, все предприятия, которые должны обнародовать отчетность за 2018 год, обязаны с 01.01.19 г. провести аудиторскую проверку своей финотчетности.

В понимании п. 16 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите на эти предприятия возложена обязанность проводить обязательный аудит финотчетности.

Внимание! Для тех субъектов хозяйствования, которые обнародовали финотчетность за 2017 год в 2018 году, такой аудит не в новинку. В то же время для новой когорты субъектов хозяйствования, которые будут впервые обнародовать финотчетность в 2019 году (за 2018 год), а именно для крупных предприятий, являющихся эмитентами ЦБ, проведение обязательного аудита, может, будет первым на их веку.

Таким образом, крупные предприятия — эмитенты ЦБ должны не только до 30.04.19 г. впервые обнародовать свою финотчетность за 2018 год, но и перед обнародованием заказать ее аудиторскую проверку.

Обращаем внимание, что в начале 2018 года, а именно 07.02.18 г., вступил в силу обновленный Закон об аудите (введен в действие с 01.10.18 г.). А потому, именно опираясь на новые правила, прописанные в этом документе, и будут проводить аудит годовой финотчетности за 2018 год аудиторские фирмы и аудиторы.

Ответственность

До начала 2019 года за нарушение порядка обнародования финотчетности никого не наказывали. С начала же 2019 года все изменится. Дело в том, что обновленный Закон об аудите, который уже действует с 01.10.18 г., скрыл один неприятный сюрприз для всех, кто будет начиная с 2019 года обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением. Так, с 07.02.19 г. КоАП будет дополнен новой ст. 16316, которой за нарушение порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 17000 до 34000 грн. В случае повторного в течение года нарушения штраф будет составлять уже от 34000 до 51000 грн.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности, и налагать штрафы на эмитентов ЦБ, которые допущены к торгам на фондовых биржах или относительно ЦБ которых осуществлено публичное предложение, и профессиональных участников фондового рынка, будет НКЦБФР (ст. 24417 КоАП), а на все остальные обычные предприятия — уполномоченный орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КоАП). От его имени рассматривать дела об админправонарушениях и налагать админвзыскания имеет право исполнительный директор Инспекции по обеспечению качества. Как видите, ответственность не маленькая, а потому тем предприятиям, которые обязаны с начала 2019 года обнародовать финотчетность вместе с аудиторским заключением, следует это сделать в определенные в Законе о бухучете сроки.

Таксономия

Также несколько слов скажем и о составлении финотчетности по МСФО. Дело в том, что 2019 год станет первым отчетным периодом, за который субъекты хозяйствования, которые обязаны составлять финотчетность по МСФО, будут подавать финотчетность на основании таксономии по международным стандартам в электронной форме (ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете). Напомним, что таксономия финансовой отчетности — это состав статей и показателей финотчетности и ее элементов, которые подлежат раскрытию.

О том, что именно 2019 год будет тем отправным пунктом для составления финотчетности на основании таксономии по МСФО, свидетельствуют и изменения, которые Кабмин постановлением от 11.07.18 г. № 547 внес в Порядок № 419 и которые вступят в силу с 01.01.19 г. Ими предусматривается, что финотчетность и консолидированная финотчетность, составленная на основе таксономии в едином электронном формате, определенном Минфином, подаются в центр сбора финотчетности, операционное управление которым осуществляет НКЦБФР. Минфин уже обнародовал на своем официальном веб-сайте (https://www.minfin.gov.ua) для обсуждения проект приказа «Об утверждении Таксономии финансовой отчетности».

Валютные операции

Новый 2019 год войдет в историю как год революционных нововведений в валютной сфере. Дело в том, что с 07.02.19 г. должен вступить в силу Закон о валюте. Данный Закон еще на этапе его принятия назвали революционным, поскольку он отменяет большинство привычных нам валютных правил и предоставляет небывалую свободу в осуществлении валютных операций. Хотя в действительности все не так радостно, как казалось раньше. Приведем наиболее актуальные нововведения:

1) в Законе о валюте не прописано конкретных предельных сроков для ВЭД-расчетов, в отличие от Закона № 185, в котором прямо было указано, что такой срок составляет 180 дней. В то же время это не говорит о том, что ограничений на расчеты вообще не будет. Дело в том, что Законом о валюте дано право НБУ устанавливать предельные сроки на расчеты по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг (п.п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о валюте). В то же время НБУ дано право устанавливать предельные сроки для ВЭД-расчетов на срок не более 6 месяцев и продлевать срок действия предварительных мер по защите также на срок не более 6 месяцев. Также установлен и общий срок действия таких защитных мер: не более 18 месяцев в течение 24 месяцев со дня введения защитной меры;

2) со вступлением в силу Закона о валюте с законодательного небосклона исчезнет требование о подаче «валютной» декларации. Дело в том, что данным Законом отменяется старый Декрет № 15-93, в том числе и ст. 9 этого Декрета, которая требует подавать «валютную» декларацию. То есть выходит, что за 2018 год «валютную» декларацию, возможно, нужно будет подавать в последний раз.

Однако хотелось бы заметить, что в ч. 2 ст. 10 Закона о валюте содержится требование о том, что все субъекты валютных операций, как резиденты, так и нерезиденты, обязаны предоставлять информацию о своих операциях банкам и другим учреждениям, через которые они осуществляют эти операции. Пока что не ясно, что это за информация и не будет ли ее подача аналогом «валютной» декларации. До утверждения порядка ее подачи говорить наверняка рано;

3) Закон о валюте отменяет карательные меры за нарушение Закона о ВЭД или других связанных с ним законов (ст. 37 Закона о ВЭД будет исключена), а именно наложение штрафов на субъектов хозяйствования в случаях несвоевременного выполнения/невыполнения ВЭД-субъектами своих обязанностей, установления индивидуального режима лицензирования, а также введение временного приостановления права заниматься ВЭД. Хотя параллельно Закон о валюте предоставляет НБУ право устанавливать определенные защитные меры, но что это за меры и будут ли они отличаться от тех, которые существовали раньше, покажет только время.

Это только небольшой пакет изменений, которые ожидают субъектов хозяйствования со вступлением в силу Закона о валюте.

К сведению! Нацбанк уже обнародовал на своем веб-сайте (https://bank.gov.ua) ряд проектов нормативно-правовых актов, которые станут основой реализации положений Закона о валюте.

Сельхозземли

С 01.01.19 г. вступит в силу Закон Украины от 10.07.18 г. № 2498-VIII, которым вносятся изменения в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения. Приведем наиболее интересные, на наш взгляд, изменения:

1) в п. 1 ст. 371 ЗКУ будет прямо указано, что земельные участки сельхозназначения, предназначенные для ведения личного крестьянского хозяйства (ЛКХ), фермерского хозяйства, расположенные в массиве земель сельхозназначения, могут использоваться их собственником или землепользователем также для ведения товарного сельхозпроизводства без изменения целевого назначения таких земучастков. Такое уточнение сельхозпредприятия, арендующие земли у физлиц, которые им даны для ведения ЛКХ, ожидали уже давно. Дело в том, что на сегодня, чтобы легально взять в аренду земли, выделенные для ведения ЛКХ, нужно было изменить их целевое назначение с «для ведения ЛКХ» на «для товарного производства» (ч. 3 ст. 22 Земельного кодекса Украины от 25.10.01 г. № 2758-ІІІ). После указанных изменений так заморачиваться уже не нужно. Хотя, честно говоря, и до этого мало кто этим озадачивался;

2) чтобы не было проблем с обработкой земель, которые находятся в одном земельном массиве, в том числе земпаев, п. 2 ст. 371 ЗКУ дано право собственникам и арендаторам сельхозземель обмениваться участками, расположенными в одном массиве земель (на срок действия договора аренды).

Кроме того, лицам, которым принадлежит право пользования существенной частью массива земель (не менее чем 75 %), дано право арендовать другие земучастки, расположенные в таком массиве;

3) определено, что земли государственной или коммунальной собственности под полевыми дорогами (кроме полевых дорог, которые ограничивают массив) передаются в аренду без проведения торгов собственникам и/или пользователям земучастков, смежных с земучастками под такими полевыми дорогами. Срок аренды таких земучастков составляет 7 лет.

Обращаем внимание также на то, что в 2018 году так и не вступил в силу закон об обороте сельхозземель, а потому и после 01.01.19 г. продолжает действовать мораторий на продажу сельхозземель (п. 15 разд. Х ЗКУ). И так будет до той поры, пока такой закон не появится в украинском законодательстве.

Проверки без моратория

С 01.01.19 г. утратил силу Закон Украины «О временных особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.16 г. № 1728-VIII, устанавливавший мораторий на плановые мероприятия по контролю и особый порядок внеплановых мер. А вместе с ним и перечень органов, на которые этот Закон не распространяется (п. 2 постановления КМУ от 18.12.17 г. № 1104).

Это означает, что в 2019 году моратория на плановые проверки и особый порядок внеплановых мероприятий по контролю нет. Теперь положения о проверках заработают в полную мощь. Однако не стоит забывать о нормах общего Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V (ср. 025069200). Хотя и без нюансов не обходится. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Туристический сбор

Плательщики

Плательщиками сбора, как и прежде, являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, прибывающие на территорию админединицы, установившей турсбор. Но уточнено: это лица, временно размещающиеся в местах проживания (ночевки), определенных в п.п. 268.5.1 НКУ. То есть, чтобы понять, является плательщиком турсбора конкретное лицо, нужно сначала разобраться с местом его проживания (ночевки).

Места проживания (ночевки). По сравнению со старой редакцией они изрядно дополнены — см. их в новой редакции п.п. 268.5.1 НКУ. Там (в пп. «а» и «б») указаны теперь две группы таких мест (объектов):

а) гостиницы, кемпинги, мотели, общежития для приезжих, хостелы, дома отдыха, туристические базы, горные приюты, лагеря для отдыха, пансионаты и другие учреждения гостиничного типа, санаторно-курортные учреждения;

б) жилой дом, пристройка к жилому дому, квартира, коттедж, комната, садовый дом, дачный дом, любые другие объекты, используемые для временного проживания (ночевки). То есть круг мест проживания стал гораздо шире — в основном он пополнился объектами, вошедшими в группу из п.п. «б», которые чаще всего находятся в ведении обычных физлиц.

Неплательщики. В перечне лиц, не являющихся плательщиками сбора (полный перечень см. в п.п. 268.2.2 НКУ), два важных изменения.

Первое: как и ранее, турсбор не должны платить лица, прибывшие в командировку, но теперь — только из числа резидентов! Кроме того, турсбор не должны уплачивать лица-резиденты, которые размещаются в местах проживания, указанных в п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ (см. выше), принадлежащих исключительно физлицам на праве собственности или пользования. То есть почти все нерезиденты, останавливающиеся как в местах проживания у физлиц (кроме близких родственников «хозяина» — см. ниже), так и в любых других местах проживания, попадают в плательщики и обязаны платить турсбор.

Второе: к неплательщикам отнесены члены семьи (включая и нерезидентов) физлица первой и второй степени родства (кто это — см. в п.п. 14.1.261 НКУ), которые временно размещаются таким физлицом в месте проживания, указанном в п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ, принадлежащем такому физлицу (на праве собственности или пользования).

В то же время, если к физлицу приезжают дальние родственники или друзья (и т. п.), то турсбор с них удерживать тоже не нужно (так как они неплательщики — см. выше). А вот если к физлицу («хозяину») приедут нерезиденты, то плательщиками сбора из них не будут только родственники первой или второй степени родства.

Кроме того, здесь напомним читателям, что согласно постановлению КМУ от 15.03.06 г. № 297 физлица — собственники или арендаторы индивидуальных средств размещения могут предоставлять услуги по временному размещению (проживанию) без государственной регистрации их как субъектов предпринимательской деятельности.

В этой связи также отметим, что обычных физлиц нет и в перечне налоговых агентов (об этих читайте ниже).

Ставки и база

В этой части все существенно изменилось. Если до 2019 года ставка турсбора представляла собой «вилку» от 0,5 до 1 % от базы, которой являлась стоимость всего периода проживания (без НДС), то теперь базой взимания турсбора является общее количество суток вре́менного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1 НКУ (см. выше).

Кстати, непонятно, как при расчете суммы турсбора быть с неполными сутками проживания плательщика — то ли считать любой временно́й «кусок» суток за целые, то ли считать пропорционально количеству времени из неполных суток, то ли еще как-то?..

А вот ставки сбора теперь дифференцированы относительно видов «туризма» и исчисляются фиксированно (независимо от размера оплаты за проживание) — от размера минимальной заработной платы (МЗП), установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, для одного человека за каждые сутки временного размещения:

• до 0,5 процента для внутреннего туризма (в 2019 г. — 20,87 грн.);

• до 5 процентов для въездного туризма (в 2019 г. — 208,65 грн.).

Определение этих видов «туризма» (специально для целей взимания турсбора) приведено в новом п.п. 14.1.277 НКУ.

«Внутренний туризм» определен как перемещение в пределах Украины граждан и/или лиц, постоянно проживающих в Украине.

«Въездной туризм» — прибытие на территорию Украины и/или перемещение в пределах Украины (в любых целях) лиц, которые постоянно не проживают на ее территории.

То есть, говоря по-простому, применение конкретной ставки зависит от факта: размещаемое физлицо — «рез» или «нерез». Выходит, чтобы налог взимался по пониженной, «резидентской», ставке, плательщик (т. е. поселяемое лицо — «турист»), видимо, должен будет предъявлять налоговому агенту документ, подтверждающий его украинское «резидентство»: например, паспорт или специальное свидетельство (для иностранцев).

Как видим, для нерезидентов (которые почти все теперь попадают в плательщики!) предельная ставка — в 10 раз выше. То есть максимальные ставки турсбора за сутки размещения одного человека (особенно — «нереза») отнюдь не маленькие!

В то же время обращаем внимание, что ставки турсбора, как и раньше, должны устанавливаться по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады, созданной в соответствии с законом и перспективным планом формирования территориальных громад. Поэтому здесь размер и соотношение между собой ставок турсбора для «резов» и «нерезов» будет зависеть от решений местных советов.

Налоговые агенты

Налоговыми агентами по взиманию турсбора (согласно решениям местных советов) п.п. 268.5.2 НКУ определяет три категории лиц:

а) юрлица, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения юрлиц в соответствии с п.п. 268.7.2 НКУ***, физические лица — предприниматели (ФЛП), которые предоставляют услуги по временному размещению лиц в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1;

*** Согласно этому подпункту юрлицо, имеющее подразделение, предоставляющее услуги по временному размещению в местах проживания, обязано зарегистрировать такое подразделение в качестве налогового агента турсбора по местонахождению этого подразделения.

б) квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц с целью их временного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ, принадлежащих физлицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юрлица, уполномоченные сельским, поселковым, городским советом или советом объединенной территориальной громады взимать турсбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Перечень налоговых агентов и информация о них размещаются и обнародуются на официальном веб-сайте сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады. Полагаем, что факт неопубликования на сайте местного совета такого перечня (или неуказания в нем конкретного налогового агента) вряд ли освободит налогового агента от его обязанностей взимать сбор и уплачивать его в бюджет.

«Размещающие лица»

Заметим, что новые нормы НКУ, касающиеся турсбора, помимо «плательщиков» и «налоговых агентов», фактически оперируют (см. п.п. 268.6.2 НКУ) еще более широким понятием, условно назовем его «размещающие лица».

Причем такие лица могут как являться налоговыми агентами (обязательно будучи при этом юрлицом, в том числе его подразделением, или ФЛП), так и не являться ими.

В частности, в перечне налоговых агентов отсутствуют обычные физлица (не ФЛП), но при этом они могут временно размещать граждан в местах проживания (ночевки), указанных в п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ, которые принадлежат им на праве собственности или пользования. Поэтому, если такое физлицо действует не через налогового агента, а договаривается с гражданином («туристом») напрямую, и если при этом «турист» — нерезидент (который не является ему родней 1-2 степени — см. выше о неплательщиках), то поселить его возможно только по предъявлении документа об уплате турсбора (п.п. 268.6.2 НКУ). Кроме того, «размещающим» физлицам, сдающим жилье, не стоит забывать об НДФЛ и ВС и о своей обязанности задекларировать такие доходы (разумеется, если жилье предоставляется на платных условиях)…

Порядок взимания и сроки уплаты

В этой части тоже без чудес не обошлось.

В п.п. 268.6.1 НКУ предусмотрено, что плательщики сбора («туристы») уплачивают сбор авансом перед их временным размещением в местах проживания (ночевки) налоговым агентам, которые взимают сбор, по ставкам, установленным соответствующими местными советами.

Как такая уплата будет производиться и какой документ налоговый агент обязан выдать плательщику («туристу») в подтверждение уплаты сбора, абсолютно непонятно. Поскольку уплата сбора не является оплатой за товары/работы/услуги, то проводить ее через РРО с выдачей плательщику кассового чека не обязательно (но если очень хочется, то можно и провести)…

Видимо, когда сбор будет платиться наличными, то прием сбора налоговыми агентами будет производиться через кассу с выдачей плательщику приходного кассового ордера (ПКО)****. Если же оплату турсбора плательщик проведет по безналу (с применением ПК и др.), то здесь подтверждающий уплату сбора документ плательщика должен «организовать» себе сам, взяв выписку банка или др.

**** Налоговые агенты — ФЛП в Книге учета доходов такие суммы, видимо, отражать не должны (так как турсбор у них в доходы не включается — см. категорию 107.04 ЗІР ГФСУ). В то же время здесь может встать вопрос насчет оприходования сумм турсбора…

А для чего он нужен, читаем в следующей норме — п.п. 268.6.2 НКУ, где предписано: лицо осуществляет временное размещение плательщика сбора в местах проживания (ночевки), принадлежащих такому лицу на праве собственности или на праве пользования, исключительно при наличии у плательщика сбора документа, подтверждающего уплату им турсбора в соответствии с НКУ и решением местного совета.

То есть эта норма прописана уже явно не для налоговых агентов, которым никакой подтверждающий документ не нужен, ведь они сами должны авансом принять от плательщика турсбор. Поэтому если налоговый агент также является и «размещающим лицом» (такие агенты перечислены в п.п. «а» п.п. 268.5.2 НКУ — см. выше), то ему никаких «подтверждающих» документов от плательщика не нужно*****.

***** Однако выдать соответствующий документ об уплате турсбора (при расчете наличными) он «туристу» обязан.

Но, как мы уже указали, круг «размещающих лиц» гораздо шире круга налоговых агентов. Поэтому если «размещающее лицо» не является налоговым агентом, то оно может разместить «туриста»-нерезидента (так как резиденты освобождены — см. выше) только при наличии у него документа, подтверждающего уплату турсбора налоговому агенту.

Кстати, в такой ситуации при продлении времени проживания плательщик-нерезидент, по идее, должен «добровольно» доплатить налоговому агенту суммы турсбора и предъявить документ о такой доплате «размещающему лицу».

А вот если плательщик авансом уплатил много, но хочет уехать раньше, то в п.п. 268.6.3 НКУ указано, что в случае досрочного убытия плательщика сбора сумма излишне уплаченного сбора подлежит возврату такому лицу в установленном НКУ порядке.

Оно-то все хорошо, но порядок возврата излишне уплаченного налога для такой ситуации (когда оплата производится через налогового агента) НКУ не предусмотрен. Поэтому до тех пор, пока не появится порядок, ни налоговый агент, ни бюджет турсбор плательщикам возвращать, скорее всего, не будут.

Впрочем, может, тут имелся в виду порядок, установленный в ст. 43 НКУ? Но он сюда вообще не подходит, так как логично, чтобы деньги возвращал налоговый агент. Ведь вряд ли какой-то спешащий уехать «турист» пойдет в местную налоговую (с подтверждающим уплату им турсбора документом) подавать заявление о возврате, да еще и ждать 5 дней реакции налоговиков.

К тому же, не имея информации от налогового агента и пока налоговый агент не перечислит этот турсбор в бюджет, налоговики никакой переплаты не подтвердят и денег «туристу» не вернут. Так что пока здесь будет «игра в одни ворота». В общем, этот вопрос требует нормативного урегулирования (или хотя бы разъяснений)…

На этом фоне меркнет даже обозначенная нами выше (см. о базе обложения) проблема с исчислением налога, когда плательщик будет проживать не полные сутки…

Кроме того, непонятно также, должен ли авансом уплачиваться турсбор при бронировании плательщиком мест? По нашему мнению, нет, так как фразу уплачивается «перед размещением» мы склонны понимать как непосредственно «перед». Впрочем, этот момент тоже требует дополнительных разъяснений…

Уплата налоговыми агентами

Базовый отчетный период — квартал. Для налоговых агентов есть два варианта уплаты сбора— или по итогам квартальной декларации (в стандартный 10-дневный срок), или авансовыми платежами до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале — до 28 (29) включительно). Налоговые агенты, которые будут платить турсбор авансами, отражают в декларации за отчетный квартал суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов.

При этом окончательная сумма сбора, исчисленная в соответствии с декларацией за отчетный (налоговый) квартал (с учетом фактически внесенных авансов), уплачивается ими в сроки, определенные для квартального налогового периода.

Но заметим: поскольку там (в п.п. 268.7.1 НКУ) имеется приписка «на основании решения местных советов», то, видимо, вариант уплаты сбора будет не по выбору налогового агента, а один из этих двух вариантов должен установить местный совет в своем решении.

Переходный период

Обратите внимание! Чтобы новый турсбор начали нормально взимать с 01.01.19 г., местные советы должны успеть до этой даты вынести соответствующие решения о его введении на их «подконтрольной» территории и об установлении ставок и порядка взимания, хотя формально до 01.01.2019 г. Закон № 2628 не действует. Кроме того, у местных советов еще есть обязанность обнародовать перечень налоговых агентов, о чем — см. выше. Но до тех пор, пока такое решение принято не будет, взимание турсбора на соответствующей территории с 01.01.2019 г. будет противозаконным.

И дело тут даже не в принципе стабильности налогового законодательства, сроках принятия, обнародования и вступления в силу решений местных органов («накануне», а не «после»), ведь законодатель тут перестраховался и Законом № 2628 до 31.12.19 г. деактивировал пп. 4.1.9, 12.3.3 — 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ.

Главный вопрос в том, по какой ставке следует платить сбор, если местное решение не принято.

Применение нормы п.п. 12.3.5 НКУ, в которой указано, что если местный совет не принял решение об установлении соответствующего налога-сбора, то такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм НКУ с применением их минимальных ставок, ничего не даст. Ведь минимальные ставки для турсбора не установлены. Предусмотрены только максимальные ставки. Считать максимальную ставку минимальной никаких оснований нет. Поэтому для целей применения этой нормы п.п. 12.3.5 НКУ можно говорить, что минимальная ставка составляет 0 гривень, в связи с чем мы считаем, что до принятия местными советами специальных решений и установления ставок в 2019 году турсбор взимать незаконно.

А принять решение об установлении турсбора местный совет может в любое время, даже после начала бюджетного периода, ведь принцип стабильности (см. выше) не действует. Впрочем, нам к этому не привыкать…

Админштраф-new и прочее

Серьезность намерений законодателей по внедрению нового вида турсбора подтверждает введение ими с 01.01.19 г. достаточно строгой админответственности за нарушение правил его уплаты и взимания.

В КоАП добавлена статья 16317, частью 1 которой за неуплату турсбора плательщиком («туристом») предусмотрен админштраф в размере 50 ннмдг (850 грн.). Налагать этот штраф должны админкомиссии при исполкомах на основании протоколов представителей органов внутренних дел (Нацполиции). То есть, видимо, полицейские будут ходить по «ночлежкам» и проверять, уплатил ли «турист» турсбор, и если у него документа об уплате нет — то получи админштраф 850 грн.

Кроме этого, ч. 2 и 3 ст. 16317 КоАП предусмотрены штрафы, причем как к налоговым агентам, так и к «размещающим лицам», за нарушение порядка и/или особенностей взимания и/или уплаты турсбора, установленного НКУ и решением местного совета.

Заметим, что в этой норме не конкретизировано: если это будут юрлица (а не ФЛП) — к каким физлицам должен применяться штраф. Впрочем, вряд ли на этом основании можно будет от него отбиться… Скорее всего, у юрлиц будут штрафовать руководителя.

Размер этого штрафа — 100 ннмдг (1700 грн.), а если в течение года опять поймают, то штраф уже будет двойным — 200 ннмдг (3400 грн.). Налагать эти админштрафы (выносить решения) должны суды — на основании протоколов, составленных налоговиками. То есть налоговых агентов и «размещающих лиц» «админ-щучить» должны фискалы — при проверках вопросов взимания турсбора.

В то же время всегда помните, что если штрафуемые нарушения будут не длящимися, то сроки давности по ним составят: для штрафа из ч. 1 ст. 16317— 2 месяца, а для штрафа из ч. 2 и 3 этой статьи — 3 месяца с момента нарушения. Так что кому-то, может, удастся и проскочить…

Прочие штрафы. При этом налоговые агенты (как юрлица, так и ФЛП) не должны забывать и о штрафах, предусмотренных НКУ, которые они тоже могут отхватить от фискалов — по ст. 120 (неподача отчетности), 126 (несвоевременная уплата) и 127 (неначисление/неудержание/неперечисление) НКУ.

Поэтому, если нашкодите с турсбором, в итоге (вместе с админштрафом) может «нарисоваться» немалая сумма санкций.

Отчетность

Заметим, что в связи с обновлением турсбора с будущего года уже станет непригодной действующая форма декларации по турсбору (утвержденная приказом Минфина от 09.07.15 г. № 636).

Поэтому в последний раз декларация по этой форме должна быть подана за отчетный период — 2018 год (по сроку — не позднее 11.02.19 г.).

Таким образом, чтобы налоговые агенты смогли нормально отчитаться по итогам первого квартала 2019 года, Минфин должен был утвердить ее форму еще в декабре прошлого года (см. п. 46.6 НКУ). Но этого не произошло, очевидно, по той причине, что Закон № 2628 заработал лишь с 1 января.

Поэтому здесь, скорее всего, налоговики просто «порекомендуют» налоговым агентам отчитываться по турсбору за первый квартал 2019 года по новой форме декларации (которую Минфин, возможно, в первых месяцах 2019 года таки утвердит).

Однако, заметим, при этом ими сознательно будет нарушена норма п. 46.6 НКУ

Надеемся, мы вам прояснили некоторую часть вопросов относительно нового турсбора, а вот как утрясется еще куча проблемных моментов, которые мы обозначили выше, наверное, «вскрытие покажет»…

Так что с нетерпением ждем новых «турсборных» решений местных советов и исправления (разъяснения) того, что «накосячили» законотворцы.

Но помните, что админштрафы по ст. 16317 КоАП могут применять уже с 1 января 2019 года!

Документы Темы недели

Закон об аудите — Закон Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.17 г. № 2258-VIII.

Закон о валюте — Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.18 г. № 2473-VIII.

Закон о ВЭД — Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон № 2628 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.18 г. № 2628-VIII.

Декрет № 15-93 — Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Порядок № 419 — Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить