Скажем сразу: если у плательщика НДС объем поставок за месяц не превышает 500 тыс. грн. и при этом выполнены остальные 2 допкритерия, его НН блокировать не должны (даже при наличии налогового долга по НДС).
Система блокировки НН состоит из 4 этапов. На каждом из них для «отлова» нелегальных операций применяют специальные критерии.
Так, сперва НН, направленные на регистрацию, «просеивают» сквозь («отсекающие») признаки, прописанные в п. 3 Порядка остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденного постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 (далее — Порядок № 117).
Если по результатам проверки выяснится, что НН/РК соответствуют хотя бы одному из таких «отсекающих» признаков, НН/РК сразу направляются на регистрацию (п. 4 Порядка № 117).
Одним из таких признаков как раз является признак по объему поставок. Согласно ему, если у плательщика НДС объем поставки, указанный в НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, не превысит 500 тыс. грн. — НН/РК регистрируется в ЕРНН без дальнейшего мониторинга (т. е. без проверок на рисковость).
Но! Для этого нужно соблюсти еще два условия (согласно последним изменениям, внесенным в Порядок № 117):
• объем поставок получателю, на которого выписана НН, в текущем месяце не должен превышать 50 тыс. грн.;
• руководитель плательщика НДС не занимает такую же должность еще в 4 местах.
Если НН, направленная на регистрацию в ЕРНН, соответствует всем условиям «отсекающего» признака — можно не волноваться. Она пройдет регистрацию в ЕРНН без проблем. Даже если показатель «налоговой нагрузки» D окажется меньше 0,05 (из-за налогового долга по НДС).
Если же нет — НН переходит на следующий этап проверки — проверку на рисковость самого плательщика. И вот здесь угроза блокировки НН плательщика с налоговым долгом по НДС может еще больше возрасти.
Критерии рисковости плательщика перечислены в пп. 1.1 — 1.6 письма ГФСУ от 21.03.18 г. № 959/99-99-07-18 (далее — письмо № 959). При этом ни в одном из них нет ни слова о том, что наличие налогового долга по НДС делает плательщика рисковым.
Однако последний критерий из п. 1.6 позволяет региональным комиссиям ГФСУ самостоятельно относить плательщиков НДС к рисковым, если у них имеется налоговая информация, свидетельствующая о наличии признаков осуществления рисковых операций плательщиком.
Что это за информация? Письмо № 959 не уточняет, что дает фискалам возможность немного «расширить» список критериев рисковости операций плательщика, доведенный письмом. Например, следуя еще действующему приказу ГФСУ от 28.07.15 г. № 543, который позволяет налоговикам при комплексной отработке рисков использовать, в частности, информацию о состоянии расчетов с бюджетом (п. 1.2 указанного приказа).
Поэтому можно предположить, что наличие налогового долга по НДС может стать причиной попадания плательщика НДС в «региональный» список рисковых плательщиков НДС. А это прямой путь к блокировке НН такого плательщика НДС (если она не удержится в рамках «отсекающих» признаков).