Темы статей
Выбрать темы

Вникаем в новые правила оприходования налички ФЛП

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
За нарушение правил оприходования налички вас могут оштрафовать в 5-кратном размере. Обсудим свежайшие правила для физлиц-предпринимателей (ФЛП).

Новые правила

Об изменениях в Положении № 148* вы знаете из комментария «Наличные» изменения от НБУ: наконец-то дождались!» // «БН», 2019, № 8.

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148.

С 15.02.19 г. дословно п. 11 Положения № 148 говорит:

«Наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день получения наличности в полной сумме.

Оприходование и учет физическими лицами — предпринимателями полученных доходов осуществляются в книгах учета доходов и расходов (или книгах учета доходов) в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины».

В принципе, эти нормы неплохо стыкуются и с базовым определением термина «оприходование наличности» из того же Положения № 148:

«оприходование наличности — проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов / книге учета доходов / фискальном отчетном чеке / расчетной квитанции».

Отсюда можно сделать вывод, что для предпринимателей фактически все «вернулось на круги своя». Иными словами, отпала проблема безРРОшных предпринимателей с выдачей каждому покупателю расчетного документа на каждую продажу.

Но есть нюансы.

Как приходовать?

Согласно новому п. 11 Положения № 148 все предприниматели: и те, у кого РРО есть, и те, у кого РРО нет, оприходуют наличную выручку одинаково: записывают ее в Книгу учета доходов (и расходов) «по правилам НКУ».

Непосредственно НКУ не устанавливает правил ведения книг учета ФЛП.

Он лишь «делегирует» профильным ведомствам утвердить соответствующие порядки. Поэтому по сути речь идет о порядках, утвержденных приказами № 579** и № 481***.

** Приказ Минфина от 19.06.15 г. № 579 (для единоналожников).

*** Приказ Миндоходов от 16.09.13 г. № 481 (для общесистемщиков).

Важно! Считаем: в любом случае должно выполняться базовое правило — наличность должна быть оприходована в полной сумме в день ее получения! С этим будут связаны некоторые нюансы, о которых мы расскажем далее.

Для «безРРОшников» (работающих без Книг учета расчетных операций, далее — КУРО), по большому счету, так было и раньше (о расчетных документах мы отдельно расскажем в конце статьи).

А для ФЛП с РРО до последних (комментируемых) изменений оприходованием было проведение выручки через РРО, распечатка Z-отчета и подклеивание его в КУРО.

Но, как вы знаете, вследствие прошлогодней КУРО-либерализации**** у субъектов хозяйствования, которые должны применять РРО, отпали такие обязанности, как «подклеивание фискальных отчетных чеков к соответствующим страницам КУРО», «ежедневное выполнение записей (в случае осуществления расчетных операций) о движении наличности и суммах расчетов…».

**** Подробнее об этом вы могли прочесть в статье «РРО-революция от Минфина» // «БН», 2018, № 43-44.

КУРО задействуется лишь в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии.

Собственно, теперь видим реакцию НБУ — применительно к предпринимателям с РРО вообще ни слова о Z-отчетах и КУРО.

Но на что мы хотим обратить внимание.

1. Считаем, что с 15.02.19 г. уже можно не подклеивать в КУРО Z-отчеты и не выполнять ежедневные записи (в случае осуществления расчетных операций) о движении наличности и суммах расчетов.

2. В случае выхода РРО из строя или отключения электроэнергии заполнять КУРО нужно, как того требует КУРО-нормативка (если предприниматель вообще не отказался от использования КУРО). Никто не отменял фишку налоговиков с «неполным/несвоевременным оприходованием». Поэтому игнорирование этого правила может быть чревато негативными последствиями.

Хотя строго формально в абз. 3 п. 11 Положения № 148 сказано, что он касается только предприятий/учреждений. Но не ФЛП.

По отношению к тем, кто работает без РРО, но обязан применять КУРО с РК, осталась недоговоренность. С одной стороны, для ФЛП вроде как выписали свои правила. С другой — правило оприходования для тех, кто «без РРО, но с КУРО и РК», прописали для «субъектов хозяйствования». А это и ФЛП в том числе.

В результате, чтобы у таких ФЛП не было проблем с оприходованием, считаем, что должны быть выполнены оба правила:

• своевременно внесены данные расчетных квитанций в КУРО;

• наличные поступления в полной сумме в день поступления должны быть отражены в Книге учета доходов (и расходов).

Сколько приходовать?

Здесь проблема в том, что предприниматели часто получают наличные деньги, которые не являются их доходом согласно НКУ. К примеру, это:

1) «транзитные» средства, полученные от продажи товара, принадлежащего комитенту;

2) деньги, полученные экспедитором от заказчика для оплаты услуг перевозчиков;

3) «розничный» акциз;

4) турсбор (когда предприниматель обязан взимать его как налоговый агент с «туриста»);

5) НДС (для плательщиков НДС) и т. п.

Нужно ли такие суммы отражать в Книге учета доходов (и расходов)?

У налоговиков не было однозначного ответа: по «транзитным» деньгам они говорили, мол, да, в Книгу записывайте, чтобы оприходовать. А вот «розничный» акциз, турсбор и НДС разрешали в Книгу не вносить.

Тем не менее вопрос с оприходованием этих сумм был открытым.

Что изменилось теперь? В новом п. 11 Положения № 148 сказано:

«оприходование и учет физическими лицами — предпринимателями полученных доходов осуществляются в книгах учета доходов и расходов (или книгах учета доходов) в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины».

Получается, если какая-то сумма не является доходом предпринимателя согласно НКУ, соответственно по «налоговым правилам» ее в Книгу можно не записывать, то и с оприходованием таких сумм вопрос снимается. Но не тут-то было. В п. 11 Положения № 148 по-прежнему есть фраза «Наличность, поступающая в кассы, приходуется в день получения наличных в полной сумме». Отсюда неутешительный вывод.

Настоятельно советуем продолжать вписывать в Книги учета в том числе и наличку, которая не является доходом предпринимателя.

Это исключительно для целей оприходования — чтобы не нарваться на 5-кратный штраф. Для налоговых целей эти суммы по-прежнему не учитываются.

Прекращать ли выдачу товарных чеков?

Надо понимать, что изменения в п. 11 Положения № 148 в части ФЛП как раз и затевались именно для того, чтобы избавить предпринимателей от необходимости выписывать расчетный документ на каждую продажу***** (это касается тех, кто работает без РРО, так как предприниматели с РРО в любом случае выдают фискальный чек).

***** О такой необходимости мы предупреждали в статье «Как из ночного кошмара… или Расчетный документ на каждую продажу» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 41).

Так и произошло: с 15.02.19 г. выписывать товарный чек на каждую продажу, дабы не иметь проблем с 5-кратным штрафов за неоприходование, уже не нужно!

Да, в п. 23 Положения № 148 все еще осталось упоминание о том, что кассовые операции оформляются расчетными документами, которые подтверждали бы факт продажи товара (услуг) и получения налички. Но опять же это не дает основания утверждать, что каждому покупателю нужно выдавать расчетный документ, иначе отражение наличных в Книге не является надлежащим оприходованием.

Внимание! Амнистии по продажам, которые произошли до 15.02.19 г., не будет. Внесенные изменения снимают вопросы с товарными чеками лишь касательно периода начиная с 15.02.19 г.

Однако, если у вас нет расчетных документов по продажам, проведенным до 15.02.19 г., фискалы по-прежнему могут грозить 5-кратным штрафом.

Так что лучше стопочку чеков заготовить заранее.

За какой период? Формально — с 01.06.18 г. Именно с этой даты в п. 11 Положения № 148 были внесены предыдущие изменения, касающиеся оприходования налички у предпринимателей, за которые «уцепились» налоговики. И которые (изменения) НБУ сейчас, по сути, «обнулил».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше