Так «с когда» же заработало уведомление?
Форма уведомления приведена в приложении к Порядку № 413*. При этом налоговики считают «днем рождения» этой формы 3 июля, когда она была официально обнародована (подробнее — в «Бухгалтер 911», 2015, № 29, с. 4). Кстати говоря, и мы поддерживали такую позицию. А вот специалисты Минсоцполитики «уцепились» за 27 июня, когда был обнародован текст Порядка № 413, но без формы (см. письмо Минсоцполитики от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15).
Это первый невеселый вывод, который можно охарактеризовать поговоркой «паны ругаются, а у холопов чубы трещат». Ведь в промежутке между 27.06.2015 г. и 02.07.2015 г. были такие работодатели, которые принимали работников, но… не подавали уведомление.
Штраф большой? Нет, еще больше!
Сомнений нет: допуск к работе без уведомления налоговиков — это нарушение требований трудового законодательства, а именно ч. 3 ст. 24 КЗоТ. А значит, должно последовать наказание. Но вот в мере наказания наши мнения с Госинспекцией Украины по вопросам труда (далее — Гоструда), которая здесь выступает «палачом», расходятся.
Мы считаем, что в этом случае:
— работодателю грозит штраф в размере 1 минзарплаты (пока еще 1218 грн., а после внесения изменений в Закон о Госбюджете — 1378 грн.**) как за нарушение других требований трудового законодательства ( абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ);
— к должностным лицам применяется админштраф в размере от 510 грн. до 1700 грн. ( ч. 1 ст. 41 КоАП).
А вот Гоструда, совсем недавно высказавшая свое мнение по данному вопросу, не мелочится и приравнивает неподачу уведомления к фактическому допуску работника к работе без оформления трудового договора (контракта). Отсюда к работодателю за неподачу уведомления применяют штраф, установленный абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, а это аж 30 минзарплат.
![img 1](/cache/image/real/09/09bd89ed126bb7b6c24ff988f9cdcc0c.png)
Пока еще 36540 грн., а после внесения изменения в Закон о Госбюджете — 41340 грн.**).
** Подробно об этом читайте в «Бухгалтер 911», 2015, № 37, с. 4.
Да и «ставки» админштрафа из-за этого повышаются: от 8500 грн. до 17000 грн. ( ч. 3 и 4 ст. 41 КоАП). Увы, Гоструда вторит и главное «трудведомство» — Минсоцполитики в уже упомянутом выше письме.
Но с чего вдруг такой шоковый вывод? Оказывается, Гоструда считает, что заключение трудового договора включает в себя издание приказа и подачу уведомления в органы ГФСУ (см. письмо от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15).
Мы с таким мнением не согласны. На наш взгляд, конструкция ч. 3 ст. 24 КЗоТ свидетельствует о том, что допуску к работе предшествуют два самостоятельных этапа: 1) оформление трудового договора путем издания приказа (письменная форма трудового договора используется только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 24 КЗоТ); 2) уведомление налоговиков о новом работнике.
![img 2](/cache/image/real/09/09bd89ed126bb7b6c24ff988f9cdcc0c.png)
В ч. 3 ст. 24 КЗоТ между вышеуказанными этапами стоит союз «и», что означает: законодатель не подразумевал под оформлением трудового договора, в частности, уведомление налоговиков.
Нарушение первого этапа, согласны, должно «караться» по всей строгости закона. Ведь неоформленный работник — это зарплата «в конверте» и т. д. Однако второй этап — это всего лишь «допсигнал» налоговикам, который, к слову, дублирует подачу таблицы 5 Отчета по форме № Д4. При этом работник официально оформлен, зарплата начисляется/выплачивается, налоги платятся, отчетность подается. Столь суровое наказание выглядит по меньшей мере несправедливо.
Вместе с тем должны предупредить: ввиду наличия такого «нехорошего» письма от ведомства, которое будет непосредственно наказывать за «трудовые» нарушения, лучше не рисковать и не забывать подавать уведомление о приеме работника. Забывчивость шибко дорого обойдется. А в случае борьбы за справедливость вас ждут судебные тяжбы.
Но и это еще не все «шоки». На штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 265 КЗоТ, не распространяются сроки давности, установленные ст. 250 ХКУ (в течение 6 месяцев со дня выявления, но не позднее чем через 1 год с момента совершения).
![img 3](/cache/image/real/09/09bd89ed126bb7b6c24ff988f9cdcc0c.png)
На это есть прямое указание в ст. 265 КЗоТ.
То есть даже если мы это нарушение прекратим (уведомим налоговиков о приеме работников), истечение 1 года с этого момента нам не поможет. Хотя для админштрафа ( ч. 3 ст. 41 КоАП) картина более оптимистичная — штраф нельзя наложить спустя 3 месяца с момента прекращения админнарушения (уведомления налоговиков).
![img 4](/cache/image/real/27/27bf40d872f9fd3f83b78ed7097f56c0.png)
Штраф за допуск к работе без уведомления будет налагать Гоструда, но только после того, как КМУ «явит миру» соответствующий порядок. Но отсутствие порядка не означает, что в будущем вас не накажут за оплошности, совершенные сейчас.
Уведомление по почте: пряник или капкан?
В соответствии с Порядком № 413, помимо электронного способа подачи уведомления, его можно подать на бумаге (вместе с копией в электронной форме или если трудовые договоры заключены не более чем с 5 лицами). И тут начинается «бой титанов» на почве того, можно или нет отправить уведомление по почте?
Гоструда считает, что уведомление на бумаге можно отправить по почте (см. письмо от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15).
![img 5](/cache/image/real/78/787cec85e32c6df2b2d00824c0570ac6.png)
Датой уведомления будет дата отправки письма в соответствии с почтовой квитанцией.
Но главенствующее министерство — Минсоцполитики говорит, что отправка по почте не предусмотрена (см. письмо от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15).
По нашему мнению, с учетом драконовских штрафов пока лучше не рисковать с отправкой по почте, а дальше видно будет.