Темы статей
Выбрать темы

Безнадежная «дебиторка» — время расставить точки над «і»

Товстопят Юрий, налоговый эксперт, y.tovstopyat@buhgalter911.com
26.10.2015 г. нашего покупателя-дебитора признали банкротом (в суд подавали не мы). Возможно ли списать на операционные бухрасходы задолженность (сумма немаленькая) на основании решения суда, распечатанного из свободных источников Интернета? И, руководствуясь тем, что финрезультат в налоговом учете определяется по правилам бух­учета (с небольшими правками), можем ли мы такую задолженность отнести на расходы? Резерв сомнительных долгов в бухучете не создавали*. Может, надо еще подавать в суд, пока назначен ликвидатор?
налог на прибыль, безнадежная задолженность, налоговая реформа

* О проблеме создания / не создания резерва сомнительных долгов вы могли прочесть в материале «Резервный вопрос: налоговый учет — 2015» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 46.

Исходя из вопроса, данный плательщик будет корректировать финрезультат на разницы согласно разд. ІІІ НКУ. В таком случае во внимание придется принять не только правила бухучета, но и нормы НКУ в части таких разниц. Давайте рассмотрим все по порядку.

Бухгалтерский учет

Здесь ориентируемся на П(С)БУ 10. Важную роль играет то, соответствует ли такая задолженность признакам безнадежной (см. врезку). Проверим это. Во-первых, срок исковой давности по ней не истек. Во-вторых, уверенным в ее невозврате быть нельзя. Ведь до момента ликвидации еще есть вероятность, что долг будет-таки погашен за счет реализованного имущества должника.

img 1

Безнадежной считают текущую дебиторскую задолженность, относительно которой существует уверенность в ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности.

Сомнительный долг — это текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность в ее погашении должником (согласно п. 4 П(С)БУ 10).

Таким образом, пока предприятие-банкрот не ликвидировано и все средства, вырученные от продажи его имущества и взыскания задолженности его дебиторов не использованы полностью на погашение долгов предприятия, говорить о том, что задолженность безнадежная (с точки зрения бухгалтерского учета), оснований нет.

А вот сомнительным долгом (см. ту же врезку) такая задолженность может стать — причем с момента возникновения первых сомнений в ее погашении (не дожидаясь признания должника банкротом).

Пункт 7 П(С)БУ 10 устанавливает, что текущая дебиторка**, являющаяся финансовым активом (в нашем случае должник должен нам деньги, а потому такая задолженность является финактивом), включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости. То есть за вычетом резерва сомнительных долгов.

** Исключение — случаи с приобретенной задолженностью и задолженностью, предназначенной для продажи. Но это, судя по условиям вопроса, не тот случай.

Начисление резерва сомнительных долгов сопровождается отражением соответствующей суммы в расходах! При этом определяется такой резерв по одному из двух методов — абсолютной суммы сомнительной задолженности или с использованием коэффициента сомнительности.

Таким образом, в идеале вы должны были начислить такой резерв на 31.12.2015 г. — ведь это обязанность, а не право. Если вы этого не сделали, то нужно либо исправить ошибку (при помощи корректировки)... либо отразить такой резерв «задним» числом (как будто ошибки и не было), воспользовавшись тем, что предельная дата подачи финотчетности и декларации по налогу на прибыль еще не наступила.

Налоговый учет

Для тех, кто отражает корректировки, НКУ в части учета такой задолженности приготовил не самый приятный сюрприз. Дело в том, что Кодекс требует корректировать в сторону увеличения финрезультат до налогообложения (или, другими словами, объект по налогу на прибыль) на сумму созданного в бухучете резерва сомнительных долгов.

Уменьшить же финрезультат можно лишь на сумму корректировки (уменьшения) резерва сомнительных долгов***, на которую увеличился финрезультат до налогообложения согласно НП(С)БУ или М(С)ФО ( п.п. 139.2.2 НКУ). Но это не наш случай.

*** О ситуациях, когда возможны такие корректировки, вы могли прочесть в статье «Инвентаризация «сомнительного» резерва: «закрываем» год уходящий» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 52.

img 2

К сожалению, налоговики в этой ситуации голосуют за фискальное прочтение норм НКУ, не позволяя высокодоходникам уменьшить финрезультат на сумму списанной безнадежной дебиторки, даже если та соответствует признакам безнадежной из п.п. 14.1.11 НКУ ( письмо ГФСУ от 22.12.2015 г. № 27433/6/99-99-19-02-02-15).

В нашем случае должника признали банкротом. При этом банкротство должника является достаточным основанием, чтобы признать задолженность безнадежной согласно абз. «з» п.п. 14.1.11 НКУ — даже несмотря на то, что с точки зрения бухучета она безнадежной все еще не является. Есть ли основания для каких-либо корректировок? Кроме, разумеется, увеличения финрезультата на сумму созданного резерва сомнительных долгов (если вы пойдете на такой шаг).

Нет. Дело в том, что она отвечает признакам безнадежности согласно НКУ, а потому «увеличивающую» корректировку по абз. 3 п.п. 139.2.1 НКУ в этом случае отражать не нужно. Тем более что в бухучете она еще не списана (а именно этого требует упомянутый подпункт). Других же корректировок не предусмотрено.

img 3

Напомним, что в данном абзаце речь идет об увеличении финрезультата до налогообложения на сумму расходов от списания дебиторской задолженности, которая не соответствует признакам, определенным п.п. 14.1.11 НКУ, сверх суммы резерва сомнительных долгов.

Заметьте: данный вывод справедлив как для ситуации, когда резерв сомнительных долгов под такую задолженность создавали, так и для ситуации, когда вы этого не делали. В последнем случае, даже если налоговики признают резерв нулевым, а сумму такой задолженности в полной сумме — «сверхрезервной», оснований для доначислений у них не будет (причины см. выше).

В завершение несколько слов относительно того, как повлияли на порядок налогообложения изменения в НКУ, вступившие в силу с 1 января 2016 года****. Ответ краток: никак… Причем в этом есть как позитив (не стало хуже), так и негатив (сохранилась проблема, которая не позволяет задолженности, списываемой через резерв, уменьшать объект по НПП у плательщиков, отражающих корректировки по НКУ).

**** Знакомству с новшествами в части налога на прибыль была посвящена статья «Налог на прибыль — 2016: «сухой остаток» изменений» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 1-2). С правилами составления декларации за 2015 год, в том числе и в части раскрытия информации о разницах, связанных со списанием безнадежной дебиторской задолженности, вы могли познакомиться в статье «Готовимся к подаче прибыльной декларации — 2015» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 4).

y.tovstopyat@buhgalter911.com

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше