Куй железо, не отходя от кассы, или Кассовые вопросы предпринимателей

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт, v.miroshnichenko@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Март, 2017/№ 14
Вопросы, касающиеся святая святых — кассы, в равной мере волнуют и единоналожников, и предпринимателей на общей системе. Как обустроить кассу, как правильно оприходовать наличные, какие документы выдать при получении «нала», как и куда тратить наличные и стоит ли соблюдать лимит кассы — ответы на эти и другие вопросы вы узнаете прямо сейчас!
предприниматель, касса, наличные, оприходование, кассовый ордер, расчетный документ, расходование наличных, ограничения, штрафы Обязательно ли предпринимателю выделять для кассы отдельную комнату?

Нет, так как требования относительно обустройства кассы не распространяются на предпринимателей, а касаются исключительно юрлиц ( п. 4.1 Положения № 6371, письмо НБУ от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464).

1 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Тем не менее касса у предпринимателя есть. Это место проведения расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов (к которым, среди прочего, относятся книги учета) ( п. 1.2 Положения № 637). Получается, что касса там, где производят наличные расчеты предприниматель или его кассир, хранятся наличность и кассовые документы (в том числе Книга учета доходов/расходов).

Как оприходовать полученные наличные?

Если у вас нет РРО, то достаточно записать сумму полученных наличных в графу 2 Книги учета доходов (и расходов) в конце дня п. 1.2 Положения № 637, письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354 (ср. 025069200). На этом — все . Подтверждать наличный доход каким-либо документом не нужно.

Если у вас есть РРО (или Книга учета расчетных операций с расчетной книжкой согласно ст. 10 Закона об РРО2например, при розничной торговле пивом в бутылках и банках на едином налоге), то в день получения наличных нужно сделать запись о них в Книге учета расчетных операций и в Книге учета доходов (и расходов).

2 Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Важно! Запись должна быть в обеих книгах, иначе налоговики посчитают наличность несвоевременно или не полностью оприходованной, а это чревато 5-кратным штрафом (письмо ГНАУ от 05.05.2010 г. № 8795/7/23-7017/538). Увы, их поддерживает и НБУ (письмо от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464).

На наш взгляд, если наличка внесена в Книгу учета расчетных операций, но не записана в Книгу учета доходов (и расходов), с налоговиками можно «пободаться»3, но успех не гарантируем .

3 Подробные аргументы вы найдете в статье «Кассовые операции у физлиц-предпринимателей» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 27).

Часто суды встают на сторону фискалов (постановление ВАдСУ от 08.04.2013 г. № К-35180/10).

Надо ли вести кассовую книгу?

Нет, предприниматели, в отличие от юрлиц, не ведут кассовую книгу ( абз. 4 п. 4.2 Положения № 637). Налоговики с этим не спорят (категория 109.15 ЗІР).

Обязательно ли оформлять кассовые ордера (приходные и расходные)?

Нет. И налоговики, и НБУ считают, что предприниматели не обязаны оформлять кассовые ордера (категория 109.15 ЗІР, письма НБУ от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464 и от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354). И это верно, так как сама форма кассового ордера предусматривает, что заполнять его должен бухгалтер юрлица.

Тем не менее нет и запрета на применение кассовых ордеров предпринимателями. Поэтому, если вы хотите, можете их оформлять для себя или для граждан. А вот покупателям из числа предпринимателей или юрлиц выдавать кассовые ордера не стоит, так как налоговики, а иногда даже и суды , не признают действительность таких документов (определение ВАдСУ от 15.12.2011 г. № К-24471/08).

Какой документ выдать, принимая наличные?

Если у вас есть РРО, вы выдавайте чек РРО .

Если у вас нет РРО, но вы обязаны применять расчетные книжки согласно ст. 10 Закона об РРО, то выдавайте расчетную квитанцию из книжки.

Далее, если речь идет о рознице, те предприниматели, у которых нет ни расчетных книжек, ни РРО, в принципе, могут не выдавать никакой документ, если покупатель их об этом не просит.

Если же покупатель-гражданин (непредприниматель) требует документ, то можете выдавать товарный чек, расчетную квитанцию, кассовый ордер или вообще — документ произвольной формы о том, что вы продали товар, а покупатель его оплатил.

Если покупатель — субъект хозяйствования, выдайте ему чек, накладную или иной письменный документ, содержащий все реквизиты первичного документа, подтверждающий факт продажи товаров (работ или услуг). Налоговики в данном случае рекомендуют выдавать кассовый чек, товарный чек или расчетную квитанцию (категория 109.15 ЗІР).

При этом, чтобы у вашего партнера не возникло проблем с налоговиками по поводу «силы» документа, советуем учесть мнение фискалов и сформировать документ так, чтобы он соответствовал требованиям п. 2 разд. II Положения № 134. По этой логике товарный чек должен выглядеть как фискальный кассовый чек формы № ФКЧ-1 (без надписи «фискальный чек» и без номера РРО). А расчетная квитанция — как форма № РК-1. Их можно найти в приложениях 1 и 3 к Положению № 13.

4 Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13.

На практике предприниматели нередко покупают книжечку с расчетными квитанциями (форма № РК-1) и используют ее для оформления расчетного документа кому бы то ни было. Это удобно .

Можно ли заключать договор с кассиром?

Да, можно заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности ( пп. 4.7 и 4.8 Положения № 637). Если предприниматель заведует кассой лично, то договор о матответственности самому с собой заключать не надо .

Лимит кассы: соблюдать?

Нет, так как на предпринимателей не распространяется требование об установлении лимита кассы ! Это прямо определено п. 2.7 Положения № 637.

Обязательно ли сдавать наличную выручку в банк?

Нет, ведь лимит кассы для предпринимателей не установлен (см. выше). А значит, они могут хранить наличку у себя в любой сумме и любое количество дней.

Да и вообще у предпринимателя может и вовсе не быть текущего счета в банке.

Но если счет все-таки есть и есть желание «забросить» туда наличку, обратите внимание на заполнение такого реквизита, как «назначение платежа» в заявлении на внесение наличных. Правильнее указывать «внесение наличной выручки», а не «пополнение счета собственными средствами» (иначе налоговики «влепят» упрощенцу доход в размере собственных средств, внесенных на счет, — категория 107.04 ЗІР).

На какую сумму можно рассчитаться налом?

Если вы рассчитываетесь с другим предпринимателем или юрлицом, то не больше 10 тыс. грн. в сутки (суммируются все платежи одному и тому же лицу в течение суток) — п. 1 постановления № 2105. При этом количество партнеров, с которыми вы в течение дня рассчитываетесь наличными, не ограничено, главное, чтобы с каждым из них сумма расчетов была не более 10 тыс. грн. ( п. 2.3 Положения № 637).

5 Постановление НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью» от 06.06.2013 г. № 210.

Простой совет! Если очень надо рассчитаться налом, а сумма — больше 10 тыс. грн., можно разбить платеж на несколько дней (так, чтобы ежедневный платеж был не более 10 тыс. грн.) .

Если же вы рассчитываетесь с гражданами (физлицами-непредпринимателями), то действует наличное ограничение уже в размере не больше 50 тыс. грн. в сутки с одним лицом.

Напомним, что в связи с последними изменениями6 этот вопрос «заиграл новыми красками», подробнее о чем вы могли прочитать в № 10 журнала7 за этот год.

6 О которых вы могли узнать в том числе благодаря статье «Тройное урезание, или Как НБУ «покроил» наличные ограничения» в журнале «Бухгалтер 911», 2017, № 3.

7 Статья «50 тысяч наличными. Кто в деле?».

Не является нарушением платеж через кассу банка на текущий счет получателя в сумме, превышающей 10 тыс. грн. (в пользу предпринимателей или юрлиц) или 50 тыс. грн. (в пользу граждан), — п. 2.3 Положения № 637, категория 109.13 ЗІР.

На какие цели можно потратить наличные?

Предприниматели могут свободно распоряжаться средствами, заработанными в результате хоздеятельности. Поэтому тратить наличные можете на что угодно (без ограничений), в том числе и на личные нужды.

Кстати, свободно распоряжаться можно не только наличной выручкой, но и наличными, которые предприниматель снял со счета в банке8.

8 Но надо быть осторожнее с оплатой личных нужд непосредственно с предпринимательского счета. Чем это чревато, вы можете узнать из статьи «Сложные последствия простых решений… (ЧПЕН перечислил деньги родственнику)» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 20).

Можно ли выплатить работникам зарплату из выручки (налом)?

Да, можно. Согласно п. 2.9 Положения № 637 наличная выручка может быть использована предпринимателем для обеспечения нужд, возникающих в ходе хоздеятельности. А значит, с нее можно выплачивать зарплату.

С этим согласны и налоговики (категория 109.15 ЗІР), и НБУ (письмо от 18.05.2015 г. № 53-01006/33525).

В этом случае НДФЛ надо уплатить в течение 3 банковских дней после дня выплаты зарплаты или аванса ( п.п. 168.1.4 НКУ), а ЕСВ — в день выплаты зарплаты или аванса ( ч. 8 ст. 9 Закона о ЕСВ)9.

9 Подробнее о сроках уплаты вы можете почитать в № 1-2 журнала за этот год.

Каким документом оформить использование наличных?

Предприниматель может тратить свой доход как угодно, поэтому выдачу наличных самому себе оформлять никак не нужно.

Но если вы хотите подтвердить свои расходы (особенно это актуально для общесистемщиков, так как упрощенцам расходы неважны), то:

— при покупке за наличные товаров (работ, услуг) попросите у продавца расчетный документ;

— при выплате наличными зарплаты составьте платежную ведомость;

— при выплате наличных гражданину можете попросить у него расписку в том, что он получил от вас деньги за работу/услугу;

— при покупке товаров у гражданина можете составить закупочный акт.

Какая ответственность за неоприходование наличных?

За неполное/несвоевременное оприходование грозит штраф в 5-кратном размере неоприходованной суммы ( абз. 3 п. 1 Указа № 43610). Кстати, наложить этот штраф могут в течение 1095 дней ( ст. 114 НКУ), так как сокращенный срок давности по ст. 250 ХКУ в данном случае неприменим .

10 Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Кроме того, если вы не сделали запись о наличном доходе в Книге учета доходов (и расходов), то за неправильное ее ведение вас могут оштрафовать еще и по ст. 1641 КУоАП в размере 51 — 136 грн.

Какая ответственность за сверхналрасчет?

Превышение 10-тысячного наличного лимита (при расчетах с предпринимателями или юрлицами) или 50-тысячного наличного лимита (при расчетах с гражданами) чревато штрафом в размере от 1700 до 3400 грн. ( ст. 16315 КУоАП), а повторное в течение года нарушение — от 8500 до 17000 грн. !

Наказать могут как плательщика средств, так и их получателя (но обычных граждан — не предпринимателей не штрафуют).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить