(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
4/8
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Декабрь , 2018/№ 51

Дарите и одариваемы будете! (новогодние подарки партнерам и клиентам)

Новый год уже на подходе, и многие предприниматели озабочены вопросами, как поздравить своих любимых контрагентов/клиентов. Сегодня мы уделим внимание таким «поздравительным» операциям в разрезе их налогообложения и отражения в бухучете. Итак, вы хотите одарить новогодними подарками ваших клиентов, контрагентов, партнеров или еще каких-то почитаемых вами лиц. С чего же начать?

Документальное. Считаем, что начать необходимо с организационного документа, который поможет обобщить все помыслы, стремления, необходимые расходы, связанные с грядущим одариванием, и (что немаловажно) «документально» сориентирует эти поздравительные операции в рекламно-маркетинговое русло. То есть руководитель издает распоряжение или приказ о проведении рекламно-маркетинговых мероприятий, которыми («с целью популяризации предприятия на рынке, среди контрагентов/покупателей») будет являться раздача «нужным» фирмам/людям новогодних подарков. Здесь же назначаются ответственные лица, определяется примерная смета, указываются источники финансирования, возможно, указывается, чем кого одаривать, и т. п.

Отметим, что, ублажая контрагентов таким способом, предприятие формирует (поддерживает) у них позитивное мнение о себе, упрочивает с ними хозяйственные связи и налаживает долговременное сотрудничество.

Считаем, что на этом основании вполне допустимо расценивать расходы на новогодние подарки контрагентам как рекламно-маркетинговые.

Передача товаров обычно оформляется расходной накладной или актом приемки-передачи, составленными на ответственного за раздачу работника (работников).

Такой вариант обычно применяется, когда подарки несущественные (имеют незначительную ценность): например, всякие там сувениры с символикой предприятия (календари, ручки, кружки) и т. п.

Если же раздаются какие-то достаточно дорогие товары, то, возможно, не лишним будет оформить на такие товары-подарки отдельную расходную накладную или акт приемки-передачи уже на само одариваемое лицо (юр- или физ-) и попросить его расписаться в получении.

Впрочем, такое не всегда уместно…

После (пред)новогодней раздачи подаренные товары списываются с баланса на основании отчетов ответственных лиц по акту на списание матценностей, составленному в произвольной форме.

Налог на прибыль. Естественно, стоимость подарков, списанная в бухучете на расходы, облагаемый финрезультат уменьшит. Да и налоговые разницы при такой (рекламно-маркетинговой) раздаче подарков у плательщиков, применяющих налоговые разницы, в большинстве случаев возникать не должны. Однако могут быть и исключения. Напомним, что п.п. 140.5.10 НКУ предусматривает увеличение бухфинрезультата на сумму бесплатно предоставленных товаров, работ, услуг лицам, не являющимся плательщиками налога на прибыль (кроме физических лиц), и плательщикам налога, облагаемым по ставке 0 %1.

1 Для подарков неприбыльным организациям есть своя налоговая разница — см. п.п. 140.5.9 НКУ.

Поэтому если новогодний подарок был передан (подарен) плательщику налога на прибыль по ставке 0 %, неплательщику-нерезиденту (кроме физ-) или, например, предприятию, работающему на ЕН (именно предприятию, а не физлицу — его директору или др.), то дарителю в отношении стоимости таких подарков придется применять эту налоговую разницу.

Из нормы четко не ясно, каких физических лиц касается исключение в п.п. 140.5.10 НКУ. Мы считаем, что это исключение должно действовать при бесплатных предоставлениях любым физлицам, включая и любых ФЛП.

По мнению ГУ ГФС в г. Киеве (см. письмо от 24.10.2017 г. № 2349/ІПК/26-15-12-03-11), под налоговую разницу из п.п. 140.5.10 НКУ не подпадают физические лица, являющиеся плательщиками НДФЛ.

Они обосновывают это введением в НКУ унифицированной ставки в размере 18 % для обложения как налогом на прибыль предприятий, так и НДФЛ.

То есть если подарок (по документам!) выдан обычному физлицу2, то налоговой разницы точно быть не должно. Не должно ее быть и при передаче подарков ФЛП (в том числе единщикам) — даже если по документам подарок вручался ФЛП, а не физлицу. Фискалы считают, что дарение происходит за рамками предпринимательской деятельности, а потому подарок в любом случае является доходом обычного физлица (а не ФЛП) и облагается НДФЛ и ВС на общих основаниях.

2 Даже когда оно при этом еще зарегистрировано и ФЛП-единщиком.

Малодоходным предприятиям (с доходом за предыдущий календарный год не более 20 млн грн.), принявшим решение не применять разницы, изложенное выше не интересно…

НДС. Операции по рекламно-маркетинговым бесплатным раздачам товаров (предоставлению услуг) налоговики расценивают как поставку таких товаров (услуг), ссылаясь на определение термина «поставка товаров» из п.п. 14.1.191 НКУ. И, естественно, требуют от плательщиков-дарителей начисления НДС по таким поставкам-подаркам исходя из минбазы, определенной в абзаце втором п. 188.1 НКУ (т. е. исходя из цены приобретения подарков или обычной цены — при дарении готовой продукции). Здесь важно отметить, что по приобретенным для бесплатной рекламной раздачи товарам субъект хозяйствования отражает налоговый кредит на общих основаниях (пп. 198.1 — 198.3 НКУ). Но при этом, несмотря на «бесплатность» поставки, начислять «компенсирующие» НО согласно п. 198.5 НКУ ему не нужно3.

3 За исключением случаев, когда плательщик осуществляет необъектные (ст. 196 НКУ) и/или льготируемые по НДС (ст. 197 и подразд. 2 разд. ХХ НКУ) операции.

Ведь рекламно-маркетинговый характер таких мероприятий говорит о связи подарков с хоздеятельностью плательщика. То есть условия для НК не нарушаются — товар использован в облагаемых НДС операциях, связанных с хоздеятельностью.

Это соответствует и подходу налоговиков (см. разъяснение в категории 101.06 ЗІР).

По итогам таких раздач подарков не забудьте составить и зарегистрировать в ЕРНН две НН:

— первую — на договорную стоимость (с нулевыми стоимостными показателями);

— вторую — на стоимость приобретения (обычную цену).

Впрочем, думаем, это не касается поздравительных открыток и других, не имеющих самостоятельной ценности поздравительных атрибутов, рассылаемых плательщиками своим контрагентам.

НДФЛ и ВС. Здесь все будет зависеть от персонификации. Например, в консультации в категории 101.23 ЗІР налоговики указывают: если во время проведения рекламной акции осуществляется распространение рекламного товара, а потребителями рекламы является неопределенный круг плательщиков, то стоимость такого товара не рассматривается как доход физлиц — потребителей таких рекламных мероприятий и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ.

Но далее сделана оговорка, что если в период проведения рекламной акции предоставляются подарки, получателями которых являются конкретные лица, то стоимость таких подарков облагается НДФЛ (и ВС) с учетом ограничений, установленных п.п. 165.1.39 НКУ.

При этом базу обложения НДФЛ рассчитывают с применением «натурального» коэффициента из п. 164.5 НКУ.

То есть в ситуации, когда персонифицировать получателя возможно, нужно учесть нормы п.п. 165.1.39 НКУ, согласно которым не включают в облагаемый доход физлица стоимость подарков, если она не превышает 25 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года4.

4 Это касается только неденежных подарков, на денежные данная преференция не распространяется…

В 2018 году это 930 грн. 75 коп.; если дарить будете в 2019 году, то предел должен быть 1043 грн. 25 коп.

Заметим, что фискалы в этом году изменили свой старый подход к обложению НДФЛ и ВС стоимости подарков. Если раньше они писали, что НДФЛ и ВС облагается только та часть стоимости подарка (подарков), которая превышает за месяц сумму 25 % МЗП, то теперь требуют обложения всей стоимости подарка (подарков), а не только превышения. То есть когда стоимость подарка(ков) физлицу, которые будут по документам переданы в 2018 (!) году, превысит 25 % МЗП (в расчете на месяц), то безопаснее будет всю стоимость подарка(ков) обложить НДФЛ и ВС как дополнительное благо (на основании п.п. «е» п.п. 164.2.17 и п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Ставка НДФЛ в этом случае составляет 18 %, а ВС — 1,5 %.

При этом «натуральный» коэффициент применяется только для НДФЛ, для целей удержания суммы ВС он не учитывается.

Важно! В 2019 году ситуация изменится — Закон № 2628-VIII5 вносит с 01.01.2019 г. изменения в п.п. 165.1.39 НКУ, благодаря которым по неденежным подаркам НДФЛ будет облагаться только превышение необлагаемой суммы (25 % МЗП). Поэтому, возможно, стоит повременить с раздачей физлицам дорогих подарков (хотя бы по документам) до января нового года, что позволит немного сэкономить на НДФЛ.

5 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.2018 г. № 2628-VIII.

Еще проблема: как определить стоимость подарков, от которой пляшет и база обложения? Согласно п. 164.5 НКУ стоимость неденежного подарка для целей налогообложения должна определяться по обычным ценам. В то же время п.п. 14.1.71 НКУ устанавливает правила определения обычной цены для ситуаций с продажей, а не с дарением товаров.

На практике для целей исчисления НДФЛ/ВС обычно ориентируются на стоимость приобретения подаренных товаров или — когда одаривают продукцией собственного производства — на ее среднюю рыночную цену.

Определенную (если не определяющую) роль здесь также может сыграть стоимость, указанная в накладной или в акте приемки-передачи, которые оформлены на бесплатную передачу.

Об отражении стоимости персонифицированных подарков в отчете по форме № 1ДФ мы уже писали в прошлом номере издания6.

6 Статья «Подарки от предприятия детям работников: налогообложение и учет» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 50).

ЕСВ на стоимость подарков не начисляют, поскольку в рассматриваемом случае такие «новогодние» раздачи производят лицам, не состоящим в трудовых отношениях с предприятием-дарителем.

Полезное. Не стоит официально проводить в качестве подарков партнерам алкогольные напитки и табачные изделия. Это может «аукнуться» штрафными санкциями за безлицензионную розничную торговлю в размере 200 % стоимости полученной партии алкогольных напитков / табачных изделий, но не менее 17000 грн. (абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона № 4817).

7 Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Об этом налоговики предупреждают в консультации в категории 115.03 ЗІР.

Кроме того, особо рьяные еще могут по той же статье оштрафовать «за реализацию алкоголя по ценам ниже минимальных» (на 100 % их стоимости, но не менее 10000 грн.)…

Поэтому вместо дорогого алкоголя, сигар и пр. лучше, например, презентовать нужным людям подарочные сертификаты или другие документы, дающие право на приобретение или приличные скидки в магазинах, торгующих этим дорогим алкоголем и/или еще чем-то «презентабельным».

И лучше эти подарочные сертификаты (особенно если их сумма превышает 25 % МЗП «на одно лицо») презентовать не персонифицированно, а оформить как подарок (подарки) на фирму, чтобы не было № 1ДФ (а также НДФЛ и ВС при превышении «25 %-го» порога).

Типа: зашли к партнеру на фирму, сплясали, хлопнули хлопушку, бросили подарочные сертификаты (карточки на скидки, билеты на шоу и т. д. и т. п.) на столик в приемной этой фирмы и пошли дальше поздравлять…

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
новогодние подарки, партнеры, клиенты, отражение в бухучете, НДС, налог на прибыль, НДФЛ, военный сбор добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье