Распоряжение № 649-р: «что в имени твоем» ?
Давайте пристально посмотрим на документ, послуживший причиной для проведения проверочных мероприятий. Распоряжение «дало добро» на проведение двух этапов детенизации занятости и доходов населения.
Первый этап предполагал «профилактические» меры — проведение информационно-разъяснительной кампании о грядущих проверочных мероприятиях и недопустимости допуска к работе наемных работников без оформления с ними трудовых отношений. Стартовал он с 05.09.2018 г. и продлился ровно месяц. Этот этап уже позади.
Второй этап предполагает «комплексные меры, направленные на детенизацию занятости и доходов населения». Они должны были стартовать 05.10.2018 г.
Но что такое «комплексные меры»? Несмотря на схожесть этого понятия с «комплексными мероприятиями государственного надзора (контроля)» (проще говоря, комплексными проверками), ставить знак равно между ними, как нам кажется, не следует.
Мероприятия государственного надзора (контроля) могут проводиться в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и в других формах, определенных законом.
Дело в том, что комплексные меры, предусмотренные распоряжением, по своему характеру — внеплановые мероприятия, в то время как «комплексные мероприятия…», как свидетельствуют Закон № 8772 и разработанный «под него» Порядок № 3503, могут быть исключительно плановыми. А как можно было еще в 2017 году знать о проведении комплексных мер, предусмотренных распоряжением, увидевшим свет только в сентябре 2018 года?
План осуществления комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органов государственного надзора (контроля) Госрегуляторная служба обязана публиковать на своем официальном сайте не позднее 15 ноября года, предшествующего плановому.
Поэтому приходим к выводу, что «комплексность» мер в данном случае должна обеспечиваться слаженным взаимодействием органов, на которые возложена обязанность по реализации этих мер. В том числе оперативным обменом сведениями, которые могут послужить основанием для проведения проверочных мероприятий или наложения штрафов на субъектов хозяйствования.
Кто эти органы? Как показывает п. 1 распоряжения, это (1) Гоструда, (2) ГФСУ, (3) ПФУ, (4) Нацполиция, (5) другие центральные органы исполнительной власти и (6) органы местного самоуправления.
ГФСУ, ПФУ, Нацполиции и другим центральным органам исполнительной власти поручено ежемесячно до 10 числа подавать Гоструда информацию о проведенной работе4.
4 Для обобщения такой информации и подачи ее до 15 числа через Минсоцполитики КМУ.
Давайте рассмотрим полномочия этих органов при проведении комплексных мер. При этом заметим, что распоряжение № 649-р не вводит каких-либо дополнительных полномочий для таких органов, а обязует действовать «в установленном порядке».
Полномочия проверяющих
Трудовые инспекторы Гоструда. О них в последнее время мы говорим очень часто. Главные полномочия трудовых инспекторов во время инспекционных посещений перечислены в п. 11 Порядка № 2955. В частности, такие лица при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:
5 Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295. Знакомству с ним была посвящена статья «На майские КМУ явил миру порядки трудовых проверок» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 20).
1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
Перечень оснований, дающий право на проведение инспекционных посещений, приведен в п. 5 Порядка № 295.
2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездного инспектирования, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;
3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения6;
6 О правах работника, возникающих в том числе в связи с реализацией этого права проверяющих, вы могли прочесть в статье «Инспекционные посещения: права работников» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 40.
4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
6) фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники7;
7 Подробнее об этом праве проверяющих — в статье «Видеосъемка при проверке Гоструда» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 32).
7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.
Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и/или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, внесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения согласно п. 12 Порядка № 295.
Инспекторы уполномочены составлять акты, а в случае выявления нарушений законодательства о труде — предписания об их устранении.
Такие акты могут послужить основанием для наложения штрафа (подробнее о чем поговорим в последнем разделе статьи).
«Местные помощники». Имеем в виду исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад. Законом № 2808 (а именно ч. 3 ст. 34) они наделены правами в порядке, установленном законодательством:
8 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.
1) осуществлять на соответствующих территориях контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения;
2) налагать штрафы за нарушение законодательства о труде и занятости населения, отдельно о которых мы поговорим в последнем разделе этой статьи.
При этом Порядком № 295 предусмотрено предоставление тех же прав и обязанностей, что и у инспекторов труда из Гоструда и ее территориальных органов, также отдельным работникам исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (но только по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).
ГФСУ. Права налоговиков в части детенизации занятости и доходов населения сводятся к возможности проверять вопросы соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).
Органы ГФСУ в пределах своих полномочий также имеют право проверять правильность и полноту начисления и уплаты налогов и сборов (в том числе ЕСВ).
А вот самостоятельно налагать штрафы согласно ст. 265 КЗоТ за нарушение трудового законодательства налоговики не могут. Но акты документальной выездной проверки ГФСУ, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде, могут быть основанием для наложения штрафа согласно абз. 5 п. 2 Порядка № 5099.
Кроме того, налоговики активно обмениваются информацией с органами Гоструда. Так, основанием для проведения инспекционного посещения последней могут быть данные, полученные от ГФСУ и ее территориальных органов о:
1) несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
2) фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
3) фактах осуществления хоздеятельности без госрегистрации;
4) работодателях, имеющих задолженность по уплате ЕСВ в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника.
Об этом свидетельствует п.п. 6 п. 5 Порядка № 295.
ПФУ. Что касается органов ПФУ, то формально в 2018 году на них распространяется действие моратория, предусмотренного Законом о госбюджете-201810. Впрочем, ПФУ все равно не занимается проверками трудового законодательства.
10 Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.2017 г. № 2246-VIII. Подробнее о моратории вы могли прочесть в материалах «Мораторий на проверки — 2018: касается и налоговиков, но временно» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 3) и «Проходящие «сквозь стены» моратория: появился Перечень» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 10).
Но поучаствовать в проведении комплексных мер ПФУ и его территориальные органы могут путем передачи Гоструда данных, которые могут стать основанием для проведения инспекционного посещения (согласно п.п. 6 п. 5 Порядка № 295).
В частности, это информация о работодателях, у которых:
1) имеет место начисление заработной платы меньше минимальной . Согласно п. 1 разд. IV Порядка № 11-111 ПФУ не передает Гоструда данные об обоснованном начислении зарплаты по основному месту работы на уровне ниже минимального, в связи с работой на условиях неполного рабочего времени или началом и окончанием трудовых отношений в отчетном месяце;
2) относительно работников отсутствует уведомление о принятии на работу. При этом от ПФУ Гоструда может узнать лишь о тех из них, по которым страхователь в отчетном месяце отразил начало трудовых отношений в ЕСВ-отчетности;
3) в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
Также ПФУ уведомляет Гоструда о лицах, которые выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года12.
12 О судебных тенденциях обжалования признания ГПД трудовыми вы могли прочесть в статье «Так все-таки трудовой или гражданско-правовой: что думают суды» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 38).
4) в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований КЗоТ и Закона об отпусках13);
13 Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
5) в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации. ПФУ информирует Гоструда о страхователях, у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц и общей суммы начисленной заработной платы не изменялись;
6) 30 и более процентов работников работают на условиях ГПД;
При этом ПФУ уведомляет Гоструда о страхователях, у которых количество застрахованных лиц, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по ГПД, больше, чем численность работников в отчетном месяце14.
14 И/или их количество значительно увеличено по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.
7) численность работников составляет 20 и более, но при этом в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.
Нацполиция. В рамках своей обычной деятельности Нацполиция не занимается проверками субъектов хозяйствования по вопросам выявления неоформленных сотрудников. Основные полномочия полиции определены ст. 23 Закона о Нацполиции15, а выполнение других (дополнительных) полномочий согласно ст. 24 этого Закона может быть возложено на полицию исключительно законом.
15 Закон Украины «О Национальной полиции» от 02.07.2015 г. № 580-VIII.
Но согласно распоряжению № 649-р меры по детенизации занятости и доходов населения не пройдут без ее участия. Каким образом полицейские поучаствуют в проведении этих мер?
По нашему мнению, раз уж все органы, участвующие в комплексных мерах, должны действовать в установленном порядке, то привлечение Нацполиции возможно, к примеру, в случае наличия признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда. В таком случае п.п. 4 п. 11 Порядка № 295 позволяет инспекторам труда привлекать работников правоохранительных органов, среди которых, в первую очередь, Нацполиция. При этом последняя также вносит признаки преступления в реестр досудебных расследований.
Основанием для проведения инспекционного посещения Гоструда может быть и уведомление правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде (п.п. 4 п. 5 Порядка № 295).
«Кнут»
Проверочные мероприятия страшны не так сами по себе, как своими последствиями. Напоследок поговорим о штрафах, предусмотренных трудовым законодательством, а именно ст. 265 КЗоТ16.
16 Подробнее о них вы могли прочесть в статье «Трудовая» ответственность: статья 265 КЗоТ от А до Я» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19).
Таблица 1. Штрафы за нарушение трудового законодательства по ст. 265 КЗоТ
№ п/п | Вид правонарушения | Размер штрафа | |
В минимальных зарплатах* | В грн. в 2018 г. | ||
1 | — Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта); — Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; — Выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов | 30 | 111690** |
2 | Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме | 3 | 11169 |
3 | Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда | 10 | 37230** |
4 | Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению воинских обязанностей | ||
5 | Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении | 3 | 11169 |
6 | Недопуск к проведению проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в пункте 1 таблицы, создание препятствий в ее проведении | 100 | 372300 |
7 | Нарушение других требований трудового законодательства, кроме указанных выше | 1 | 3723 |
* Используют размер минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения. ** Такой размер штрафа применяют за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. |
Штрафы эти согласно абз. 1 п. 2 Порядка № 509 уполномочены налагать (1) Председатель/начальники и заместители Гоструда, ее управлений, отделов и территориальных органов, а также (2) руководители исполнительных органов городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад и их заместители.
Отдельного внимания заслуживает вопрос со сроками, на протяжении которых возможно наложение штрафов. Ни ст. 265 КЗоТ, ни Порядок № 509 таких сроков не устанавливают. «Пользуясь случаем» , Гоструда в ряде своих писем утверждает, что применение штрафов не ограничено какими-либо сроками 17. Благо касается это лишь правонарушений, совершенных после 01.01.2015 г. (даты введения этих штрафов) или до этой даты, но которые являются длящимися и не были прекращены на эту дату.
17 Подробнее этот вопрос был рассмотрен в статье «Срок давности по «трудовым» штрафам: быть или не быть?» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 22.
Обратите внимание: основанием для наложения штрафа могут быть в том числе акты документальной выездной проверки ГФСУ, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде. Но и в этом случае налагать штраф могут лишь названные выше уполномоченные на это лица.
Что важно: уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде (согласно ч. 7 ст. 265 КЗоТ).
И как же не вспомнить, что штрафы за нарушение требований законодательства о труде предусмотрены также для должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также предпринимателей. Установлены они ч. 1 — 4 и 7 ст. 41 КУоАП.
Но «пострадать» виновники могут не позднее чем через 3 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через 3 месяца со дня его выявления. Дело в том, что такие правонарушения относятся к административным правонарушениям, подведомственным суду. Соответственно при определении срока для возможного наложения санкций ориентируемся на ст. 38 КУоАП (ср. ).
Размеры этих санкций также немалые. В частности, фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) может повлечь наложение штрафа на должностных лиц предприятий или предпринимателей, использующих наемный труд, в размере от 8500 до 17000 грн.
Повторное же в течение года нарушение будет «весить» от 17 до 34 тыс. грн.