Финотчетность подана не по той форме...

В избранном В избранное
Печать
Казанова Марина, налоговый эксперт, CAP
Бухгалтер 911 Февраль, 2019/№ 6
Ситуация. По всем критериям из Закона о бухучете предприятие является микропредприятием. Однако в течение 2018 года подавало промежуточную фин­отчетность по ф. № 1-м, ф. № 2-м, вместо ф. № 1-мс, ф. № 2-мс. Нужно ли и каким образом исправлять эту ситуацию?

Первое, что отметим. Предприятия — плательщики налога на прибыль — «высокодоходники», даже если они по градации предприятий из ст. 2 Закона о бухучете относятся к малым или микропредприятиям*, все равно должны подавать фискалам промежуточную (квартальную) финотчетность. И это несмотря на то, что п. 2 Порядка № 419** разрешает составлять таким предприятиям только годовую отчетность. А объясняется это тем, что финотчетность является приложением (неотъемлемой) частью декларации по налогу на прибыль, без подачи которого декларация считается неподанной (п. 46.2 НКУ).

* Подробнее о категориях «крупные/средние/малые/микро-» можете прочесть в статье «Годовая финотчетность за 2018 год: что нужно знать о правилах подачи» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 4).

** Порядок подачи финотчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу: а что будет, если в 2018 году ежеквартально подавали финотчетность по ф. № 1-м, ф. № 2-м, вместо предусмотренных для микропредприятий ф. № 1-мс, ф. № 2-мс? Считаем, что ничего страшного в этом нет. Для того, чтобы исправиться, достаточно за год уже подать финотчетность по «правильным» формам — ф. № 1-мс, ф. № 2-мс. Разберем этот момент более подробно.

Начнем с того, что в действительности бухнормативка не дает предприятию право выбора — по какой форме подавать финотчетность. То есть если попали в категорию микро-, малых предприятий, то должны подавать отчетность по сокращенной форме, в составе баланса и отчета о финансовых результатах, как того требует п. 3 ст. 11 Закона о бухучете. А далее формально предприятие должной перейти к П(С)БУ 25 и определить, по какой именно сокращенной форме оно должно подавать финотчетность: ф. № 1-м, ф. № 2-м или ф. № 1-мс, ф. № 2-мс.

Причем П(С)БУ 25 также не предоставляет предприятию право выбора форм финотчетности.

Правда, тут стоит отметить такой момент. Нынешний П(С)БУ 25 оперирует еще понятием «субъект малого предпринимательства». Например, в ч. 2 п. 2 этого П(С)БУ сказано, что ф. № 1-мс и ф. № 2-мс подают субъекты малого предпринимательства — юридические лица, соответствующие критериям микропредпринимательства. Но в Законе о бухучете не говорится о субъектах малого предпринимательства, микропредпринимательства. Это — категории из ст. 55 ХКУ (которыми мы руководствовались раньше при разделении предприятий). Закон о бухучете оперирует понятиями «микропредприятие», «малое предприятие». То есть П(С)БУ 25 еще подстроен под «градацию» предприятий из ст. 55 ХКУ, а не установленную Законом о бухучете. Поэтому уже учитывая такое несоответствие между Законом о бухучете и П(С)БУ 25, возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о нарушении, если микропредприятие отчиталось по ф. № 1-м, ф. №-2-м? Ведь требование п. 3 ст. 11 Закона о бухучете о подаче финотчетности по сокращенной форме оно выполнило .

Но предположим, что все-таки предприятие должно было подавать ф. № 1-мс и ф. № 2-мс, а подавало ф. № 1-м, ф. № 2-м. Или, например, вместо ф. № 1-м и ф. № 2-м подавало «полноформатную» отчетность. Что за это может грозить?

Ключевой вопрос: если финотчетность является приложением к декларации по налогу на прибыль (п. 46.2 НКУ), то могут ли признать декларацию по налогу на прибыль не поданной только на том основании, что приложение-финотчетность подавалось не по той форме?

Скажем так, возможны разные варианты — в зависимости от трактовки конкретных норм НКУ. Но на что хотим обратить внимание.

Зачастую мы имеем дело со случаями, когда от фискалов уже получены квитанции № 1 и № 2, подтверждающие принятие декларации. А далее должна вступать в силу норма п.п. 49.9.2 НКУ, из которой следует, что если в течение 5 рабочих дней*** не пришло уведомление об отказе в приеме декларации, то потом не признать ее фискалы не могут.

*** Если подавали по электронке или почтой. В остальных случаях — в течение 3 рабочих дней.

И в категории 135.03 ЗІР фискалы, отвечая на вопрос: имеет ли право контролирующий орган после получения второй квитанции направить плательщику письмо о непризнании отчетности? — отвечают, что:

(1) квитанция № 2 является подтверждением о принятии контролирующим органом электронного документа;

(2) при этом согласно п. 49.11 НКУ в случае подачи налогоплательщиком средствами электронной связи налоговой декларации, заполненной с нарушением требованиям п. 48.3 НКУ, такой контролирующий орган обязан предоставить такому плательщику письменное уведомление об отказе в принятии его декларации с указанием причины такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня ее получения.

Иначе говоря, формально фискалы могут вам прислать отказ в приеме декларации, если финотчетность подана не по той форме, но сделать они это должны в течение 5 рабочих дней со дня получения декларации. Каких-либо дополнительных штрафов за подачу финотчетности фискалам не по той форме НКУ не предусматривает.

Но вот не признать «прошлые» декларации они уже формально не могут.

Могут ли применить админштраф по ст. 1642 КоАП за подачу финотчетности не по той форме? Тут стоит отметить, что, во-первых, этот штраф применим только за неподачу финотчетности, а во-вторых, применять его могут только органы Госфинконтроля. То есть этот штраф может грозить только должностным лицам госпредприятий и бюджетникам.

Если финотчетность не по той форме подана органам статистики. За такое «нарушение» должностным лицам предприятия может грозить штраф по ст. 1863 КоАПза непредставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или представление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией. Ответственность установлена в размере от 170 до 255 грн. Но стоит отметить, что финотчетность не вписывается в отчетно-статистическую документацию. Поэтому можно утверждать, что этот админштраф при подаче финотчетности не по той форме органами статистики применяться не должен.

Впрочем, проблемы на практике полностью не исключаются — ведь за непредставление финотчетности органы статистики этот штраф применяют (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1-67).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд