Темы статей
Выбрать темы

Тройка годовых отчетов: эконалог, рентная плата и единый налог

Шевчук Михаил, налоговый эксперт
Незаметно подкралась горячая пора подачи налоговой отчетности по ряду налогов и сборов, отчетным (налоговым) периодом по которым является квартал. Не успели отшуметь новогодне-рождественские праздники, а отчетная кампания уже перешагнула свой экватор. Сегодня в фокусе нашего объектива отчеты — по экологическому налогу, рентной плате и единому налогу. Давайте снимем все вопросы!

Начнем с общих моментов. Предельный срок подачи налоговых деклараций, о которых сейчас будем говорить, истекает в понедельник, 11 февраля. Поскольку 9 февраля в этом году приходится на субботу, то предельный срок подачи налоговой отчетности переносится на следующий после выходного операционный (банковский) день (согласно п. 49.20 НКУ). Расплатиться по налоговым обязательствам, отраженным в налоговых декларациях, необходимо не позднее вторника, 19 февраля.

Формально в таком случае должен переноситься и срок уплаты (отсчитываться от перенесенного срока подачи декларации1). Но не факт, что в этом году налоговики останутся приверженцами данного подхода. Поэтому безопасный вариант — именно 19 февраля.

1 Это с учетом правовой позиции ВСУ из постановления от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15, с которой в свое время соглашались и налоговики (категория 135.04 ЗІР).

Эконалог2. Вы уже знаете, что в этом году произошло стремительное увеличение ставки налога за выбросы углекислого газа (СО2)3. Но повышенную ставку налога за его выбросы придется применять за отчетные периоды 2019 года (т. е. начиная с отчетности за І квартал).

2 Форма декларации по экологическому налогу утверждена приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715.

3 Об этом шла речь в статье «Налоги «второго эшелона»: изучаем новинки Закона» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 52-53.

Отчитываясь за 2018 год, за выбросы углекислого газа нужно применять ставку 0,41 грн./т.

Показательный момент, касающийся опять-таки выбросов углекислого газа. С 2019 года быть плательщиками эконалога за выбросы углекислого газа придется лишь тем субъектам, которые осуществляют выбросы в объеме более 500 т в год (согласно п. 240.7 НКУ).

В связи с этим возникает следующий вопрос. А что делать тем субъектам, которые являются плательщиками эконалога лишь в связи с выбросами СО2, но до указанного объема не дотягивают (и в дальнейшем дотягивать img 1 не планируют)? Пункт 240.7 НКУ говорит о том, что такие субъекты: (1) не являются плательщиками налога за такие выбросы; (2) до достижения указанного объема не обязаны ни регистрироваться плательщиками эконалога, ни составлять эко-отчетность, ни уплачивать налоговые обязательства.

Но как покинуть ряды плательщиков? «Прощальное» заявление, подача которого предусмотрена п. 250.9 НКУ, подают лишь в случаях, если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов загрязняющих веществ в течение отчетного года. Но это не совсем «наш случай». Как правильно «выйти сухими из воды» таким плательщикам, надеемся, разъяснят налоговики. Ведь заявление об отсутствии объекта обложения экологическим налогом необходимо подать в сроки, предусмотренные для подачи отчетности за І квартал 2019 года. Поэтому время для того, чтобы разобраться с этим вопросом, еще есть img 2.

Рентная плата4. Начнем с того, что повышенные (в части ренты за специальное использование лесных ресурсов и ренты за пользование недрами в целях добычи полезных ископаемых, а именно нефти) и сниженные (в части конденсата) ставки рентной платы придется применять лишь в отчетных периодах 2019 года (начиная с І квартала).

4 Форма декларации утверждена приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 719.

То же самое касается и повышающего коэффициента 1,1 (начиная с І квартала должен применяться к ставке рентной платы при добыче железной руды).

Чуть подробнее остановимся на рентной плате за специальное использование воды, ведь с ней в прошлом году были определенные проблемы. Напомним, что в рядах плательщиков водной ренты остались лишь первичные водопользователи. Это субъекты хозяйствования5, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов.

В компании с ними — субъекты хозяйствования5, использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. Но о них сейчас не говорим.

5 Юрлица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юрлица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели.

Характерная черта первичных водопользователей — наличие собственных водозаборных сооружений и соответствующего оборудования для забора воды (абз. 3 ст. 42 Водного кодекса Украины).

Именно на первичных водопользователях налоговики и решили «отыграться» img 3. Началось все с того, что они поставили под сомнение тот факт, что за воду, используемую такими водопользователями исключительно для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не взимается рентная плата img 4. Мол, освобождение касается лишь вторичных водопользователей6.

6 Подробнее об этом вы могли прочесть в статье «Первичные водопользователи тоже имеют санитарно-гигиенические нужды!» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 17.

Начнем с того, что п. 255.2 НКУ здравствует и поныне. В нем черным по белому сказано, что водопользователи, использующие воду исключительно (!) для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не являются плательщиками рентной платы за спецводопользование. То есть если использовать воду исключительно на упомянутые нужды, то водопользователь не является плательщиком водной ренты в принципе. Соответственно, не имеет отношения к подаче рентной отчетности!

В категории 121.06 ЗІР сейчас «висит» невнятное разъяснение по этому поводу, в котором можно разглядеть и противоположный ответ img 5. В то же время, считаем, с налоговиками нужно спорить.

Также налоговики разработали хитромудрый алгоритм декларирования рентной платы в случае, если плательщик использует воду одновременно на разные направления7.

Еще один момент — в своих ИНК7 налоговики говорят, что: «термин «фактический объем воды, который используют» определен только в п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 Кодекса, как объем, указанный в разрешительном документе на осуществление специального водопользования как лимит забора воды из водного объекта (п.п. 4 п. 5 Порядка выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 321) без установления специального порядка учета таких объемов забора воды».

7 С которым вы могли ознакомиться в статье «ИНК… для всех, или Разъяснения по водной ренте от фискалов» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 35).

Мы считаем, что в п.п. 255.11.2 НКУ, на который ссылаются налоговики, банально поставлена лишняя запятая. На самом деле фактические объемы использованной воды (подземной, поверхностной) водных объектов — это одно, а установленные в разрешении на спецводопользование лимиты использования воды — совсем другое. Но, похоже, что на данный момент налоговики так не считают img 6.

Еще один «подарок» от фискалов — неправомерное требование о необходимости уплаты (а значит, и декларирования) водной ренты теми субъектами, которые имеют скважины и осуществляют забор воды в объеме до 5 м3 в сутки8.

8 Смотрите материал «Скважина, добыча воды до 5 м3 в сутки, рентная плата, упрощенная система» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 18-19).

Радует, что с 18.05.2018 г. соответствующее разъяснение в категории 102.05 ЗІР было переведено в состав недействующих. Также в этой категории появилось другое разъяснение, в котором налоговики утверждают: если у субъекта хозяйствования нет разрешения на спецводопользование и он добывает подземную воду в объеме до 5 м3 в сутки, то такой субъект хозяйствования не является плательщиком рентной платы.

Единый налог9. Обратите внимание: сроки подачи (1) декларации плательщика единого налога (физического лица — предпринимателя) третьей группы и (2) декларации плательщика единого налога третьей группы (юридического лица) «горят» в понедельник, 11 февраля.

9 Форма декларации утверждена приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 578.

О налоговой отчетности сельхозединоналожников (плательщиков группы 4) мы традиционно поговорим в отдельном материале одного из следующих выпусков.

А физлица-предприниматели групп 1 и 2 отчитываются раз в год. Соответственно и предельный срок подачи декларации для них установлен «годовой»: справиться необходимо не позднее пятницы, 1 марта.

Об уплате «дивидендного» авансового взноса по налогу на прибыль, который ранее обязывали уплачивать и единоналожников, в 2018 году им можно забыть. Соответственно, отпала и необходимость подавать декларацию по налогу на прибыль (которую раньше от них требовали в случаях выплаты дивидендов учредителям-юрлицам10).

10 Детали найдете в статье «Дивиденды, авансовый взнос, единоналожник: всегда по-новому» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 12).

По-другому складывается ситуация с выплатой доходов в пользу нерезидентов. В прошлом году обязанность начислять и уплачивать налог с доходов нерезидентов при выплате доходов с источником происхождения в Украине закрепили на уровне Кодекса.

При этом учитываются доходы в пользу как нерезидента-юрлица, так и уполномоченного им лица (кроме постоянного представительства на территории Украины).

Для исполнения отчетной обязанности в части таких доходов единоналожнику придется заполнить и подать годовую декларацию по налогу на прибыль (по новой форме11).

11 См. статью этого номера «Декларация по налогу на прибыль: за 2019 год по новой форме».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше