1 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2020 год».
Плата за аренду в период карантина: новая версия. Законодатели сделали очередную попытку урегулировать вопрос уплаты арендных платежей в период карантина. Хотя, по сути, ничего не меняется.
Напомним, что Законом № 5402 переходные положения ГКУ были дополнены новым п. 14, предусматривающим, что на период карантина наниматель может быть освобожден от платы за пользование имуществом согласно ч. 6 ст. 762 ГКУ3.
2 Закон Украины от 30.03.2020 г. № 540-IX.
3 Подробнее — см. статью «Карантин vs освобождение от арендной платы: развязка от законодателя» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 14).
Теперь этот пункт переписали заново (изложили в новой редакции). Причем изначально хотели «переписать» все в пользу варианта с уменьшением арендной платы. Причем уменьшение такое по сути сводилось к отмене как таковой арендной платы и предусматривало лишь компенсацию арендодателю коммунальных услуг, земельного налога и налога на недвижимость.
Но от этой «идеи» в конечном итоге, судя по всему, отказались. Все «законодательное» регулирование вопроса уплаты арендных платежей свели к тому, что просто на законодательном уровне установили, что «карантинные» запреты являются обстоятельствами, за которые арендатор не отвечает. И все!
И что это означает? А то, что арендаторы и арендодатели должны руководствоваться все той же «общей» ст. 762 ГКУ:
— либо ч. 4 ст. 762 ГКУ, которая предусматривает, что арендатор имеет право требовать уменьшения платы, если из-за обстоятельств, за которые он не отвечает, возможность пользования имуществом существенно уменьшилась;
Этот вариант подходит для случая, когда объект аренды хоть частично, но использовался.
— либо ч. 6 ст. 762 ГКУ, которая предусматривает, что арендатор освобождается от платы за весь период, в течение которого имущество не могло быть использовано им из-за обстоятельств, за которые он не отвечает, — в случае, если имуществом арендатор не пользовался.
По сути это и есть та «линия», о которой мы все время говорим. В связи с этим актуальными по-прежнему остаются все те выводы, которые мы сделали в статье «Арендная плата vs карантин» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 13). А самый оптимальный вариант решения этого вопроса (которым многие арендаторы уже и воспользовались) — это обратиться к арендодателю с инициативой внести изменения в договор аренды и на период карантина освободить вас (арендатора) от арендной платы или уменьшить ее размер в связи с введенными карантинными ограничениями.
Пособие по частичной безработице на период карантина. Также подкорректировали и ч. 471 Закона о занятости населения4, которая предусматривает получение работодателями — субъектами малого и среднего предпринимательства пособия по частичной безработице для выплаты работникам, которых в период карантина вынуждено перевели на неполное рабочее время в связи с приостановлением (сокращением) их деятельности5.
4 Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.
5 См. статью «Второй пакет» помощи от законодателя: гибкий режим, удаленка, пособие по безработице» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 15).
Пособие по частичной безработице предоставляется за каждый час, на который было сокращено рабочее время, из расчета 2/3 тарифной ставки (оклада), но не более размера минимальной зарплаты, установленной законом.
Что важно:
1. Теперь на это пособие могут претендовать не только те субъекты хозяйствования, которые занимаются производственной деятельностью, но и работодатели — субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие любую другую деятельность.
2. Пособие будет предоставляться на весь период приостановления (сокращения) деятельности + 30 дней после завершения карантина.
3. Переписали и ограничительные условия для предоставления пособия. До этого Закон № 540 предусматривал, что на пособие не могут претендовать работодатели, имеющие задолженность по выплате зарплаты и уплате ЕСВ за последние 5 лет. Теперь же достаточно подтвердить факт уплаты ЕСВ в течение 6 последних месяцев, предшествующих дате приостановления (сокращения) деятельности.
4. Документы, которые нужно подавать. Раньше было предусмотрено, что для получения пособия нужно подать центру занятости копию приказа с указанием начала приостановления (сокращения) производства и перечнем мероприятий для предотвращения возникновения и распространения коронавирусной болезни. Теперь достаточно:
— заявления в произвольной форме;
— копии приказа с указанием даты начала приостановления (сокращения) деятельности;
Подавать перечень мероприятий, проводимых для предотвращения возникновения и противодействия коронавирусу, теперь не нужно.
— справки об уплате ЕСВ за последние 6 месяцев, предшествующих дате прекращения (сокращения) деятельности.
Размер и порядок предоставления средств должен утвердить КМУ.
Ждем официального текста Закона! Как показывает практика, могут быть любые неожиданности.
Инициативы, которые пока остаются проектами. Напоследок отметим, что в прошлом номере мы обсуждали законопроекты от 30.03.2020 г. № 3292 и № 32936.
6 Статья «То ли еще будет…», или О новых инициативах законодателей помочь бизнесу» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 15).
В частности, законопроект № 3293 предусматривал инициативы освободить субъектов хозяйствования, деятельность которых была приостановлена постановлением КМУ от 11.03.2020 г. № 211, от всех налогов и сборов, предусмотренных НКУ на период до 01.07.2020 г. Пока что эти законопроекты не рассматривались Верховной Радой. И будут ли рассматриваться, не понятно. В связи с этим отметим, что если вы успели уменьшить обязательства по плате за землю и налогу на недвижимость не только за март, но и за апрель 2020 года, самое время обязательства за апрель восстановить, подав УР7.
7 См. статью «Имущественные налоги: уточнение по самоисправлению» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 15).