Трудовые штрафы на новый лад

В избранном В избранное
Печать
Савченко Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Бухгалтер 911 Февраль, 2020/№ 6
С февраля началась очередная активная фаза борьбы с неоформленной занятостью в сфере торговли/услуг. «Под стать» этому Президент наконец-то подписал принятый еще в прошлом году закон, смягчающий ответственность за «трудовые» нарушения (конкретно финсанкции по ст. 265 КЗоТ). Изменения уже вступили в силу. О нюансах предлагаем поговорить далее.

Речь идет о Законе № 3781. Он вступил в силу с 02.02.2020 г. (со дня, следующего за днем его опубликования). Ниже в таблице приведем новые размеры финсанкций в зависимости от вида нарушений.

1 Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 12.12.2019 г. № 378-IX.

п/п

Нарушение

Финансовые санкции

Комментарий

1

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта),

оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

Если нарушитель (юрлицо или ФЛП) является плательщиком единого налога групп 1 — 3 — применяется предупреждение.

Ко всем остальным нарушителям — штраф в размере 10 МЗП2 (в 2020 году — 47230 грн.) за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

За повторное совершение нарушения в течение двух лет с даты выявления предыдущего нарушения к любому нарушителю (не важно, плательщик ЕН групп 1 — 3 или нет) применяется штраф в размере 30 МЗП (в 2020 году — 141690 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение

1. Обратите внимание!

Ранее размер этого штрафа составлял 30 МЗП вне зависимости от повторности и субъектности.

2. Единоналожники групп 1 — 3 могут отделаться предупреждением только за первое нарушение.

Опять же предупреждение получает субъект хозяйствования. А конкретное виновное лицо (в том числе ФЛП) в любом случае (не важно, первое это или не первое нарушение) «получит» админштраф по ст. 41 КоАП. Так, например, ч. 3 ст. 41 КоАП за допуск к работе неоформленного работника/работников предусматривает амдинштраф 8500 грн. — 17000 грн.

3. Механизм наложения этого и других штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, прописан в Порядке № 5093

2

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц.

Выплата перечисленных выше выплат не в полном объеме

Штраф 3 МЗП (в 2020 году — 14169 грн.)

1. Размер штрафа остается прежним.

2. Размер этого штрафа не зависит от количества работников, которых касается нарушение, продолжительности нарушения и количества случаев нарушений.

3. За какие именно нарушения будут применяться штрафы, можно прочесть в статье «Трудовая» ответственность: статья 265 КЗоТ от А до Я» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19)

3

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труде

Штраф 2 МЗП (в 2020 году — 9446 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение

1. Раньше этот штраф составлял 10 МЗП.

2. Подробнее о перечне минимальных госгарантий вы можете прочесть в статье «Трудовая» ответственность: статья 265 КЗоТ от А до Я» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19)

4

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот по «солдатам предприятия»

Если нарушитель (юрлицо или ФЛП) является плательщиком единого налога групп 1 — 3 — применяется предупреждение.

Ко всем остальным нарушителям применяется штраф в размере 4 МЗП (в 2020 году — 18892 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение

1. Ранее этот штраф составлял 10 МЗП.

2. Касательно единоналожников. Предупреждение получает субъект хозяйствования. А конкретное виновное лицо (в том числе ФЛП) «получит» админштраф по ч. 7 ст. 41 КоАП (в размере 850 — 1700 грн.)

5

Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

Штраф 3 МЗП (в 2020 году — 14169 грн.)

Размер этого штрафа остался прежним

6

Недопуск к проведению проверки, создание препятствий в ее проведении — если проверка проводится по вопросам выявления нарушений, указанных в п. 1 этой таблицы

Штраф 16 МЗП (в 2020 году — 75568 грн.)

Ранее этот штраф составлял 100 МЗП

7

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме перечисленных в пп. 1 — 6 этой таблицы

При первом нарушении — штраф в размере 1 МЗП (4723 грн.) за каждое (!) такое нарушение.

Повторное нарушение в течение года со дня выявления нарушения влечет за собой штраф в размере 2 МЗП (9446 грн.) за каждое (!) такое нарушение

1. Ранее этот штраф применялся «оптом» в размере 1 МЗП за все выявленные такие нарушения при одной проверке.

2. К таким нарушениям, например, относятся: несоставление графика отпусков и неуведомление работников за две недели о начале отпуска; неначисление компенсации потери части зарплаты в связи с нарушением сроков ее выплаты; неприменение коэффициента корректировки согласно п. 10 Порядка № 1004. Более подробный перечень найдете в статье «Трудовая» ответственность: статья 265 КЗоТ от А до Я» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19)

2 Минимальная заработная плата. В течение всего 2020 года — 4723 грн.

3 Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509.

4 Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Прощение

Скажем несколько слов о том, спасает ли выполнение предписания об устранении нарушений от штрафов по статье 265 КЗоТ. Здесь нас ждут интересные новости.

Мы, можно сказать, уже привыкли к положениям Порядка № 8235 о том, что если дело не касается штрафов за использование труда неоформленных работников, то работает принцип «если выполняешь предписание в установленный срок — штраф не применяется».

5 Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 823.

Многие испугались, что этот принцип «исчез» из новой редакции Порядка № 823. Но на самом деле это не так6.

6 Все детали найдете в статье «Порядок проведения инспекционных посещений: что изменилось?» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 3).

Так вот, комментируемый Закон переписывает этот подход на новый лад.

В любом случае штраф будет, если речь идет о нарушениях из пп. 1, 5, 6, а также о повторно совершенном в течение года со дня выявления нарушении из п. 7 нашей таблицы (абз. 2, 3, 7, 8, 10 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).

По остальным нарушениям выполнение предписания в срок от финансовых санкций, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, спасает.

А от админштрафов спасает?

Снова-таки, мы привыкли к тому, что формулировки Порядка № 823 либерализмом в этой части не блещут. Идет четкое разделение ответственности должностных лиц и ответственности объекта посещения (субъекта хозяйствования). Когда речь идет об ответственности должностных лиц (п. 24 Порядка № 823), «трудовой» инспектор в любом случае обязан запротоколировать админпроступок и отправить его на рассмотрение в суд7.

7 Подробности найдете в статье «Проверки Гоструда: предписание выполнили, будет ли админштраф?» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 18-19).

Меняет ли что-то в этом плане комментируемый Закон?

В интересующем нас контексте он оперирует таким понятием, как «меры по привлечению к ответственности». В эти меры, считаем, можно уместить и админответственность.

Возможно, законодатель хотел выстроить некую аналогию с п. 11 ст. 7 Закона № 8778 (где есть освобождение и от админштрафов), который суды отказывались напрямую применять к «трудовым» проверкам/штрафам.

8 Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Но четкости нет . Поэтому, по какому пути пойдет практика — не ясно.

Не исключено, что админштрафы тоже будут «сходить с рук» в тех случаях, когда «прощаются» финсанкции (выполнение предписания в срок). Но что-то утверждать наверняка пока сложно.

«Скидка» 50 %

Интересный момент. Теперь установлено, что можно заплатить лишь половину «трудового» штрафа (финсанкции). Вторую половину могут «простить».

Что нужно для «скидки»? Нужно оперативно заплатить половину штрафа, указанную в постановлении о наложении санкции. Конкретно, в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде. В таком случае постановление будет считаться выполненным в полном объеме .

Административного штрафа по КоАП «скидка» не касается (касается только финсанкций по ст. 265 КЗоТ)! В КоАП есть своя «система мотивации». Но если говорить о «трудовых» админштрафах, то размер штрафа может только вырасти.

Если его вовремя не уплатить.

Опять же, помним, что уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде!

Нюанс для работодателей-ФЛП

Никуда не девается нюанс, о котором мы в свое время рассказывали. ФЛП, на которого одновременно наложили и админштраф, и финсанкцию по ст. 265 КЗоТ, может в суде доказать, что может уплатить только что-то одно9.

9 Детали найдете в статье «Трудовое» нарушение у ФЛП: двум штрафам не бывать?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 8).

Комментируемый Закон в этом плане ничего не меняет.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить