Темы статей
Выбрать темы

Утвержден новый порядок блокировки НН/РК: что на этот раз

Казанова Марина, налоговый эксперт
Видимо, «запахло жареным». И Кабмин решил-таки достать «из-под сукна» свое постановление от 11.12.2019 г. № 1165, которым утвердил новый (1) порядок блокировки НН/РК и (2) порядок рассмотрения жалоб на решение комиссий об отказе в регистрации НН/РК. Что нового предусматривают эти порядки, «с когда» они начинают действовать — обсудим в статье.

Появления нового порядка блокировки НН/РК мы ожидали1. Но КМУ его придержал. Раз уж Верховный Суд по просьбе налоговиков приостановил выполнение проигранной апелляции, решили — пусть «старый» «блокировочный» Порядок № 1172 еще «поработает».

1 Детали найдете в статье «Блокировка НН/РК: что дальше?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 51-52).

2 Утвержден постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117.

Но, видимо, решение кассационного суда уже «на подходе». Прогнозы не в пользу КМУ с налоговиками. Проигранная кассация — это полный паралич блокировки НН/РК. А поскольку в планы Правительства отмена блокировки НН/РК не входит, Кабмин и подсуетился с обнародованием нового блокировочного порядка — Порядка № 1165.

Как указано в тексте постановления, оно вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. Опубликование произошло 23.01.2020 г. То есть новый порядок блокировки НН/РК заработает с 1 февраля 2020 года.

Что поменялось? Принципиально качественных изменений нет img 1. Выполнили то требование, на котором настаивали суды, — критерии рисковости плательщиков налога, критерии рисковости осуществления операций и показатели положительной налоговой истории теперь определены непосредственно в Порядке № 1165.

Кроме того, как мы уже сообщали, сразу после принятия апелляционным судом положительного решения о признании незаконными отдельных положений Порядка № 117 Минфин подготовил Порядок принятия решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (утвержденный приказом Минфина от 12.12.2019 г. № 520). Чем, по сути, исправил еще одно нарекание, касающееся того, что согласно п. 20.2 НКУ решения комиссии о регистрации/отказе в регистрации НН/РК должны приниматься в порядке, определенном Минфином.

Ранее порядок принятия решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК был закреплен непосредственно в «блокировочном» постановлении № 117.

То есть действуют два нормативных документа, регулирующих блокировку:

постановление № 1165 (до 01.02.2020 г. — постановление № 117);

приказ Минфина № 520.

Важно! Схема мониторинга НН/РК остается прежней3. Если НН/РК соответствует признакам безусловной регистрации — такая НН/РК не мониторится/не блокируется (п. 4 Порядка № 1165). Все остальные НН/РК подлежат проверке на соответствие критериям рисковости плательщика и критериям рисковости операций (п. 5 Порядка № 1165). Если плательщик соответствует критериям рисковости плательщика — все его НН/РК (кроме тех, которые соответствуют признакам безусловной регистрации) блокируются. Если плательщик не рисковый, но сама операция подпадает под критерии рисковости, то НН/РК будет блокироваться, только если плательщик не соответствует хотя бы одному показателю позитивной налоговой истории.

3 Актуальную схему в наглядном виде можно увидеть в статье «Критерии рисковости и Ко: что изменили налоговики» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 33).

Признаки безусловной регистрации НН/РК

Так теперь называются «критерии-иммунитеты», защищающие от блокировки. НН/РК не блокируются, если соответствуют одному из признаков безусловной регистрации, названному в п. 3 Порядка № 1165.

Из плохого — из-под «иммунитета» теперь выведены РК к НН, составленным на неплательщика (с типом причины «02»). Такие РК будут подлежать обязательному мониторингу (безусловная регистрация на них не распространяется). Это наряду с тем, что, как и раньше, под обязательный мониторинг подпадают и все «уменьшающие» РК.

Все РК на неплательщиков подлежат обязательному мониторингу.

Новый признак. Добавился новый признак безусловной регистрации — «в налоговой накладной / расчете корректировки отражена операция с товаром по коду согласно УКТ ВЭД и/или услугой по коду согласно ГКПУ, которые указаны в Таблице данных плательщика налога, учтенной контролирующим органом». Напомним, что поданная Таблица данных и раньше защищала плательщика от блокировок. Но раньше она не спасала, если плательщика включали в число рисковых. Теперь же, учитывая, что она упоминается в «иммунитетных» признаках, Таблицей можно будет «защищаться» даже в том случае, если фискалы включат вас в число рисковых плательщиков.

Единственное, как показывает практика, включение плательщика в число рисковых может стать причиной принятия комиссией решения о неучете уже ранее учтенной Таблицы. Хотя «нормативно» подкрепленных оснований для этого у налоговиков нет. Ведь п. 19 Порядка № 1165 называет только одно основание для принятия комиссией решения о неучете ранее учтенной Таблицы — налоговиками получена информация, свидетельствующая о том, что в ранее учтенной Таблице указана недостоверная информация. Хотя в обновленной форме решения о неучете таблицы данных (приложение 7 к Порядку № 1165), как и в старой, вразрез с требованиями п. 19 указано, что основанием для неучета ранее учтенной Таблицы может стать и «наличие в контролирующих органах налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении плательщиком налога рисковых операций». При этом ранее суды отмечали, что принятие решения о неучете Таблицы по этому основанию незаконно4.

4 Подробности в статье «Таблица данных плательщика НДС: подача, отказ фискалов учитывать Таблицу» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 48).

Учтенные ранее Таблицы данных являются действительными и после вступления в силу нового блокировочного Порядка № 1165 (п. 20 Порядка № 1165).

Изменения в прежних признаках безусловной регистрации.

Объем поставки «в 500 тыс.» (признак 2). В принципе, все то же самое, что и раньше. Должны соблюдаться 4 условия:

— объем поставки по данным НН/РК, зарегистрированных в текущем месяце, меньше 500 тыс. грн.;

— поставка одному получателю — плательщику НДС в текущем месяце не превышает 50 тыс. грн.;

— сумма уплаченного НДС в предыдущем месяце составляет больше 20 тыс. грн. Обратите внимание! Вот тут появилась оговорка о том, что уплаченная сумма НДС должна касаться изготовленных в Украине товаров (работ/услуг). Но, на наш взгляд, тут имеется в виду сумма НДС, уплаченная по коду бюджетной классификации 14060100 «Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг)»;

— руководитель плательщика НДС занимает аналогичную должность не более чем у 3 (включительно) плательщиков налога.

Показатель налоговой нагрузки. Увеличен порог суммы уплаченного НДС за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу составления НН/РК, с 400 тыс. до 1 млн. грн. Причем тоже сделана оговорка о том, что это сумма НДС с изготовленных в Украине товаров (опять же считаем, что это имеется в виду НДС, уплаченный на вышеупомянутый счет бюджетной классификации).

И еще небольшое примечание. Показатель налоговой нагрузки считается по формуле, как и раньше: D = S/Т.

Так вот: показатель S — это общая сумма уплаченных за последние 12 календарных месяцев сумм ЕСВ, налогов и соборов. Обратите внимание, что в новом Порядке уже нет оговорок (в скобках) о том, что в эту сумму не включается импортный НДС. Но он по-прежнему не включается, поскольку в S включаются только те налоги/сборы, контроль за уплатой которых возложен на ГНС. А ГНС не контролирует уплату таможенных платежей.

Указано, что, как и прежде, показатели D и Р будут отражаться в Электронном кабинете — только уже нет упоминаний о том, на какую именно дату они будут обновляться (раньше — до 10 числа каждого месяца).

Критерии рисковости плательщика

Тут два важных момента:

(1) критерии рисковости плательщика прописали непосредственно в Порядке № 1165;

(2) определена процедура исключения плательщика из числа рисковых.

Критерии рисковости плательщика. Принципиально ничего не меняется img 2. Исключены критерии:

вступил в законную силу обвинительный приговор суда и не погашена или не снята судимость относительно должностного лица (должностных лиц) плательщика налога по статье 205 УКУ;

— руководитель плательщика налога и/или главный бухгалтер, и/или лицо, которое имеет право подписи, согласно данным ЕГР, зарегистрированы (перерегистрированы) по адресу, находящемуся на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и временно оккупированной территории, в понимании Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»;

— плательщик налога, должностное лицо и/или учредитель которого был должностным лицом и/или учредителем субъекта хозяйствования, ликвидированного по процедуре банкротства в течение последних трех лет.

Все остальные остались, в том числе и аналог прежнего п. 1.6 «в контролирующих органах имеется налоговая информация <...>, определяющая рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК».

Процедура включения плательщика в число рисковых. Решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости будет принимать комиссия регионального уровня (абз. 2 п. 6).

Следует отметить, что теперь никакого автоматического включения в перечень рисковых плательщиков не будет — все только по решению комиссии. Форма решения приведена в приложении 4 к Порядку № 1165.

Такое решение должно быть направлено плательщику через электронный кабинет — в день принятия решения. Обратите внимание! Из формы решения (приложение 4 к Порядку № 1165) следует, что если плательщик включен в число рисковых по причине «наличия в контролирующих органах налоговой информации…», в решении должно быть указано, какая именно это налоговая информация.

Пару слов скажем об обжаловании решения о включении в число рисковых плательщиков. Непосредственно в Порядке № 1165 об этом нет ни слова. Но в форме самого решения указано, что оно может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Причем комиссии центрального уровня исходя из п. 25 Порядка № 1165 не рассматривают жалобы на решение комиссий регионального уровня о включении плательщика в число рисковых. То есть это решение обжалуется в общем административном порядке.

Процедура исключения плательщика из числа рисковых. Есть два основания для принятия комиссией решения об исключении плательщиков из числа рисковых:

(1) инициатива плательщика. Сам плательщик может повлиять на исключение его из числа рисковых путем подачи информации и копий документов, свидетельствующих о его несоответствии критериям рисковости плательщика (п. 6 Порядка № 1165). Такая информация и документы подаются в электронной форме. Что это за документы, указано в п. 6 Порядка № 1165, где назван тот же перечень документов, которые подаются для разблокировки НН/РК. Как показала практика, налоговиков интересует информация, которая характеризует «реальность» деятельности плательщика. Поэтому под информацией тут нужно понимать описание хозяйственной деятельности плательщика.

Документы рассматриваются комиссией в течение 7 рабочих дней, следующих за датой их получения;

Если комиссия в течение этого срока не примет никакого решения, то плательщика по умолчанию («автоматом») должны исключить из числа рисковых (п. 6 Порядка № 1165).

(2) если налоговики самостоятельно выявят обстоятельства и/или получат информацию, которая свидетельствует о несоответствии плательщика критериям рисковости плательщика налога.

Кроме того, плательщика исключают из числа рисковых, если плательщик обжаловал решение о его включении в рисковые плательщики в суде и решение суда вступило в силу.

Критерии рисковости осуществления операций

Ранее такие критерии определялись письмом ГФСУ от 07.08.2019 г. № 1962/99-99-29-01-01. В этих критериях изменился только «основной» — по остаткам товаров. Доля «рисковых» товаров (продукции) в общей разнице между приобретениями и продажами товаров (т. е. в общем остатке всех товаров) должна составлять теперь более 50 % img 3 (сейчас — более 75 %). То есть этот критерий ужесточили.

При этом перечень рисковых товаров (продукции) будет определяться ГНС и утверждаться соответствующим приказом, обнародованным на официальном веб-сайте ГНС.

Показатели позитивной налоговой истории

Как и раньше, достаточно соответствовать хотя бы одному показателю позитивной налоговой истории (п. 7 Порядка № 1165).

Что изменилось в показателях позитивной налоговой истории?

Упраздняются показатели поставки: «более 50 % объема неплательщикам», «более 50 % купли и продажи товара/услуги одного кода».

При этом остался показатель — плательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из шести регистрацию НН/РК с одним и тем же кодом согласно УКТ ВЭД/ГКПУ. Но при этом уже нет требований по объему поставки таких товаров в общем объеме поставки (ранее — 20 % от общего объема поставки). Норма выписана так неоднозначно, что трактовать ее можно абсолютно по-разному: и (1) как улучшение (главное, чтобы хотя бы один товар/услуга из общего объема поставляемых товаров/услуг поставлялся на регулярной основе), и (2) как ухудшение (объем поставки таких товаров должен составлять 100 %).

Остальные критерии:

1. Объем поставки по данным зарегистрированных в текущем месяце НН/РК (кроме РК, поданных на регистрацию в другом месяце, чем они составлены) должен составлять менее 500 тыс. грн. и объем поставок одному и тому же покупателю — плательщику НДС в течение месяца должен быть не больше 50 тыс. грн. (ранее — не больше 150 тыс. грн.), а руководитель не должен «сидеть» более чем в трех таких «креслах».

2. В показателе, касающемся наличия земельных участков, указано, что еще должен быть и уплачен земельный налог / арендная плата за землю (по наступившим срокам уплаты) в отношении задекларированных до 20 февраля текущего года земельных участков.

3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль на конец отчетного (налогового) периода должна составлять более 5 млн грн. (ранее — 1 млн грн.).

4. Уплата ЕСВ на одного работающего должна превышать сумму ЕСВ с минзарплаты в (!) 2 (было в 1,5) раза за последние 12 месяцев и (! новое) среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев должна насчитывать не менее 5 лиц.

5. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм ЕСВ, налогов и сборов («импортные» налоги не в счет) плательщиком налога и его обособленными подразделениями составляет более 10 (ранее — 5) млн грн.

Таблица данных

Об изменениях, касающихся Таблицы данных, мы рассказывали в начале статьи — НН/РК с кодами товаров/услуг, которые указаны в учтенной фискалами Таблице, подлежат безусловной регистрации.

Здесь же обратим внимание на два момента.

1. Как и раньше, Таблица подается с пояснениями, характеризующими вид деятельность, со ссылкой на налоговую и прочую отчетность плательщика. Рассматривается Таблица комиссией регионального уровня в течение 5 рабочих дней после ее получения.

В п. 13 Порядка № 1165 указано, что в Таблице данных плательщика указываются коды товаров/услуг, которые на постоянной основе поставляются и/или приобретаются плательщиком налога, ввозятся на таможенную территорию Украины.

Также отметим, что в критериях автоматического учета Таблицы для сельхозпроизводителей уточнили, что общая площадь земельных участков должна составлять не менее 200 га включительно по состоянию на 1 января (ранее — более 200 га).

2. Порядок обжалования решений комиссии о неучете Таблицы. Решение комиссии об учете/неучете Таблицы (приложение 6) может быть обжаловано в административном или судебном порядке. При этом комиссия центрального уровня не рассматривает жалобы на решение комиссии регионального уровня об учете/неучете Таблицы. Обжалование осуществляется в общем административном порядке.

А вот решение комиссии о неучете ранее учтенной Таблицы (приложение 7), как следует из п. 19 Порядка № 1165 и самой формы решения, может приниматься комиссиями как регионального, так и центрального уровня. Хотя из п. 25 следует, что принятие решений о неучете Таблицы данных (приложение 7) находится в компетенции Комиссии центрального уровня. Есть некоторая неурегулированность в этом вопросе. При этом в самой форме решения о неучете ранее учтенной Таблицы сказано, что если это решение принято: (1) комиссией регионального уровня — оно может быть обжаловано в административном или судебном порядке; (2) комиссией центрального уровня — оно подлежит обжалованию только в судебном порядке.

Снова отметим, что тут имеется в виду общий административный порядок обжалования (в вышестоящем органе). Комиссии центрального уровня не рассматривают такие жалобы.

Прочие изменения

Принятие решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК. Такие решения теперь будут приниматься только комиссией регионального уровня без передачи их на подтверждение комиссии центрального уровня (что ранее, в частности, предусматривал Порядок № 117). Поэтому все решения о регистрации/отказе в регистрации НН можно будет обжаловать сначала в административном порядке.

Обжалование решений о регистрации/отказе в регистрации НН. Подать жалобу (по форме приложения 1 к Порядку рассмотрения жалоб5) можно в общие сроки, установленные ст. 56 НКУ, т. е. в течение 10 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения комиссии регионального уровня. Ранее — 10 календарных дней.

5 Утвержден постановлением КМУ от 11.12.2019 г. № 1165.

Реестр заблокированных НН. В новом Порядке № 1165 нет ни слова об открытом Реестре заблокированных НН/РК.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше