Начнем с начала. Статьей 471 Закона о занятости гарантировано право на получение пособия по частичной безработице на период карантина работникам в случае потери ими части заработной платы в результате вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности из-за проведения COVID-мероприятий.
Поскольку на начальном этапе раздачи пособия у работодателей возникало много вопросов по условиям его получения, мы обратились в Минэкономразвития с вопросом: что следует понимать под остановкой (сокращением) деятельности для целей Закона о занятости?
В отличие от Гоструда, который пришел к выводу*, что поскольку в КЗоТ ничего не сказано об остановке (сокращении) деятельности в связи с COVID-19, то на него (КЗоТ) можно забить, Минэкономразвития пошло другим путем и обратилось к нормам КЗоТ.
* Письмо от 08.05.2020 г. № 3171/1/3.1-20, № 33/12/2213-20.
Для случая уменьшения рабочего времени КЗоТ предлагает два варианта: сокращенное или неполное рабочее время. Вариант сокращенного рабочего времени Минэкономразвития отбросило. Ведь согласно КЗоТ сокращенная продолжительность рабочего времени вводится без уменьшения размера зарплаты. А Закон о занятости говорит о потере части зарплаты в результате вынужденного сокращения.
По мнению ведомства, при сокращении деятельности из-за проведения карантинных мероприятий целесообразно вводить именно неполное рабочее время (ст. 56 КЗоТ). В этом случае оплата труда работников, работающих в таких условиях, будет пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Для того, чтобы у работников появилось право на пособие по частичной безработице, неполное рабочее время должно быть введено по инициативе работодателя.
А это возможно только с уведомлением о таких изменениях за два месяца. Исключений из данного правила ст. 32 КЗоТ не содержит. Это и подтверждает Минэкономразвития в упомянутом выше письме.
Что в результате? О сокращении деятельности и установлении неполного рабочего времени, например, в марте 2020 года работники должны были быть уведомлены в январе 2020 с соблюдением двухмесячного срока уведомления.
А если не уведомили? Такое нарушение относится к прочим нарушениям трудового законодательства и может стоить работодателю в общем случае 1 минзарплату.
Однако хочется верить, что Гоструда сдержит свое слово и не будет штрафовать за отсутствие уведомления в «карантинном случае».