Темы статей
Выбрать темы

Возражения к акту налоговой проверки. Что? Где? Когда?

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
В каком виде нужно подавать возражения к акту проверки? Предусмотрена ли для этого специальная форма или можно составить в произвольном виде (например, в виде письма на фирменном бланке)? Ответам на эти вопросы посвящена статья, которую мы сейчас предлагаем вашему вниманию!

Подача возражений

Первое, что нужно знать: отказ от подписания акта проверки — это не выход. Дело в том, что отказ в подписании либо в получении акта не будет мешать налоговикам применить штраф и провести доначисления. Об этом говорят пп. 86.3, 86.4, 86.6 НКУ.

В случае несогласия с выводами акта проверки подписывайте такой акт с возражениями. Можно, когда подписываете акт, писать сразу фразу вроде:

«С выводами акта не согласны. Возражения к акту будут предоставлены в сроки, установленные НКУ».

Хотя в том же акте выездной документальной плановой/внеплановой налоговой проверки этот момент уже специально урегулирован. При наличии возражений (замечаний) должностных лиц плательщика налогов к акту проверки указывается следующее:

«С выводами проверки и (или) фактами и данными, изложенными в акте проверки, не согласен. В порядке и сроки, установленные пунктом 86.7 статьи 86 Налогового кодекса Украины, будут поданы в контролирующий орган, который проводил проверку, возражения к акту проверки и/или дополнительные документы, подтверждающие показатели, отраженные _________________________ (наименование плательщика налогов) в налоговой отчетности».

И дальше — подписи директора и главного бухгалтера.

Предусмотрена подача возражений и к справке, составленной по итогам проверки. Но учитывая то, что последнюю составляют в случае отсутствия нарушений, особого смысла в возражениях к такой справке мы не видим.

Хотя заметим, что возражения можно предъявлять не только к выводам проверки, но и к фактам и данным, изложенным в акте (справке) проверки.

Сразу ответим на вопрос из преамбулы: специально утвержденной формы для составления возражений к акту не предусмотрено. В то же время в возражениях нужно указать реквизиты акта проверки и должностного лица налогоплательщика.

Пункт 86.7 НКУ говорит о подаче вместе с возражениями и дополнительных документов и объяснений. В частности, но не исключительно, документов, подтверждающих:

— отсутствие вины;

— наличие смягчающих обстоятельств (перечислены в ст. 1121 НКУ. Если таковые имеются, штраф уменьшается вполовину — п.п. 113.6 НКУ. Касается только штрафов из НКУ);

— наличие обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с НКУ (наличие той же письменной ИНК, а также остальных, перечисленных в п. 112.8 НКУ. Касается не только штрафов из НКУ, но и тех же РРО-штрафов).

Похоже, что при камеральной проверке исключительно с помощью этих документов придется доказывать обстоятельства, исключающие или смягчающие ответственность, поскольку по-другому проверяющие никак сами о них не узнают*. Да и при других проверках, в том числе с помощью возражений, дополнительных документов и объяснений, можно подтвердить либо отсутствие вины, либо наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от штрафов.

* Вам может быть полезной статья «Как налоговики будут доказывать вину и умысел налогоплательщика» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 28).

Подают такие возражения и документы в налоговую, проводившую проверку плательщика. Отведено на это 10 раб. дн. со дня, следующего за днем получения акта.

Такие возражения, документы и объяснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.

Отправить возражения можно по почте или сдать в канцелярию лично. При этом лучше сделать два экземпляра. Когда будете подавать документы через канцелярию, то не забудьте проследить, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о приеме документов (штампик). Если отправляете по почте, то отправляйте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Рассмотрение возражений

Материалы проверки (акт проверки, возражения к акту проверки и/или дополнительные документы и объяснения) должна рассматривать специальная комиссия по вопросам рассмотрения возражений. Она является постоянно действующим коллегиальным органом налоговой. На рассмотрение материалов проверки комиссии отведено 10 раб. дн., следующих за днем получения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и объяснений.

Налогоплательщику при этом должны направить ответ в порядке, определенном ст. 42 НКУ (либо в электронном**, либо в бумажном виде — заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручить налогоплательщику (его представителю)).

** Интересные детали найдете в статье «Электронная переписка с налоговиками: что учесть?» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 23).

Важно, что согласно п.п. 86.7.3 НКУ налогоплательщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (лично или через своего представителя). Для этого контролирующий орган должен уведомить налогоплательщика о месте и времени проведения рассмотрения материалов проверки.

Такое уведомление направляют налогоплательщику в течение 2 раб. дн. со дня получения от него возражений и/или дополнительных документов и объяснений, но не позднее чем за 4 раб. дн. до дня их рассмотрения.

Непосредственно при рассмотрении материалов проверки налогоплательщик имеет право предоставлять письменные/устные объяснения по поводу предмета рассмотрения.

Отсутствие плательщика (его представителя), которому сообщили о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения.

При рассмотрении материалов проверки комиссия по вопросам рассмотрения возражений, в частности:

1) рассматривает обстоятельства совершенных правонарушений, которые отражены в акте проверки, а также установлены при рассмотрении представленных налогоплательщиком письменных объяснений и их документального подтверждения.

В частности, комиссия рассматривает обстоятельства, касающиеся события правонарушения, и принятых налогоплательщиком мер по соблюдению правил и норм законодательства (со ссылкой на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства);

2) исследует вопрос наличия или отсутствия обстоятельств, которые исключают вину в совершении правонарушения (кроме правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины), смягчают или освобождают от ответственности.

Заметим, что в понимании налоговиков (в том числе из-за неудачных трактовок НКУ) вина фактически эквивалентна вине в форме умысла. Соответственно только по нарушениям, где налоговики штрафуют при наличии вины в форме умысла (санкции по пп. 119.3, 123.2 — 123.5, 124.2 — 124.3, 1251.2 — 1251.4 НКУ), они, очевидно, и будут интересоваться наличием вины и, соответственно, анализировать контраргументы плательщика;

При этом и понимание умысла у налоговиков весьма специфично. При камеральной проверке, например, налоговики считают подтверждением умысла повторность*** img 1.

*** Детали найдете в статье «Как налоговики будут доказывать вину и умысел налогоплательщика» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 28).

3) исследует вопрос о необходимости проведения проверки в порядке, установленном п.п. 78.1.5 НКУ (ср. ). Указанный подпункт предусматривает проведение документальной внеплановой проверки в случае, если налогоплательщик в поданных возражениях требует полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения. Проверка назначается в том случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки;

Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

4) определяет размер денежных обязательств и/или сумму уменьшения бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС и/или сумму уменьшения НДФЛ, задекларированного к возврату из бюджета, и/или занижение или завышение суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по НДС.

Важно! При рассмотрении материалов проверки должны исследоваться все имеющиеся фактические данные, касающиеся предмета рассмотрения, в том числе документы, предоставленные налогоплательщиком или истребованные у него, его письменные и устные объяснения, другие фактические данные, имеющиеся или доступные налоговой.

По результатам рассмотрения таких материалов комиссия по рассмотрению возражений принимает вывод, что является неотъемлемой частью материалов проверки.

В случае установления необходимости проведения внеплановой документальной проверки в порядке, установленном п.п. 78.1.5 НКУ (см. выше), заключение по результатам рассмотрения материалов проверки принимается комиссией по рассмотрению возражений после проведения такой проверки с учетом ее результатов.

Кстати, против выводов такой проверки тоже можно возражать.

Срок подачи возражений в таком случае сокращенный и составляет 5 раб. дн. со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Но рассмотрение таких возражений отдельно не проводится img 2. Такие возражения приобщаются к материалам проверки, а приведенные в них факты и данные должны учитываться налоговиками при формировании заключения по результатам рассмотрения материалов проверки.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше