«Налог считают уплаченным со дня зачисления средств на единый казначейский счет»

В избранном В избранное
Печать
Государственная фискальная служба Украины
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2014/№ 94
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 13.08.2014 г. № 1128/5/99-99-20-03-01-16
уплата налогов/сборов

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение <…> и дает ответы на поставленные в обращении вопросы.

 

1. Когда суммы налогов и сборов считаются уплаченными?

<…>

Частью пятой ст. 45 Бюджетного кодекса установлено, что налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета признаются зачисленными в государственный бюджет со дня зачисления средств на единый казначейский счет государственного бюджета Украины.

Аналогично частью пятой ст. 78 Бюджетного кодекса установлено, что налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы местного бюджета признаются зачисленными в местный бюджет со дня зачисления на единый казначейский счет.

 

2. Действительно ли налоговое обязательство будет считаться выполненным только со дня зачисления соответствующих сумм на единый казначейский счет?

Статьей 38 Кодекса предусмотрено, что выполнением налоговой обязанности признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок.

Налоговое обязательство — сумма средств, которую плательщик налогов, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор <…>.

Учитывая изложенное, налоговое обязательство будет считаться выполненным со дня зачисления уплаченных средств на единый казначейский счет.

 

3. Нужно ли повторно осуществлять платеж, если средства в бюджет так и не поступили?

За нарушение сроков зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды <…> по вине банка такой банк уплачивает пеню <…> штрафные санкции <…> несет другую ответственность, установленную Кодексом <…>. При этом плательщик налогов освобождается от ответственности за несвоевременное или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции (п. 129.6 ст. 129 Кодекса).

Таким образом, несмотря на причину неуплаты налоговых обязательств, в частности, в случае нарушения банком сроков исполнения поручений клиентов на перевод средств, Кодекс не освобождает плательщика налогов от обязанности уплатить основную сумму налогового обязательства или налогового долга, а налоговый орган, соответственно, — от взыскания такого налогового долга.

В случае непоступления денежных средств на бюджетные счета органа государственного казначейства и незачисления их в доходную часть государственного или местного бюджетов налоговые обязательства или налоговый долг не могут считаться погашенными.

 

Председатель И. Билоус

комментарий редакции

Налог считается уплаченным, когда…

 

Налоговики не удивили… к сожалению. В письме они, по большому счету, повторили «старые» фискальные выводы, без поправки на ситуацию в стране.

Во-первых, они сообщили, что сумма налога/сбора считается уплаченной, а налоговое обязательство выполненным лишь с момента зачисления такой суммы на единый казначейский счет. Это касается как общегосударственных, так и местных налогов/сборов. То есть мало подать платежку в банк, нужно, чтобы он ее своевременно выполнил, а средства осели на нужном счете. При этом контролеров совсем не смутило, что:

1) выполнением налоговой обязанности считается уплата соответствующих сумм налоговых обязательств (п. 38.1 НКУ). Они же говорят, что налоговое обязательство будет выполненным лишь с момента зачисления уплаченной суммы на единый казначейский счет. Как видите, вывод налоговиков откровенно противоречит НКУ, ведь в нем они вводят дополнительное условие (зачисление), которое Кодексом не предусмотрено;

2) в этом вопросе НКУ не требует использовать нормы бюджетного законодательства;

3) в начале года они сами призывали разграничивать такие понятия, как «уплата налога» и «зачисление налога». Тогда же они указали, что налоги уплачиваются путем предоставления платежки в банк. Вместе с тем, в зачислении таких сумм на единый казначейский счет плательщик уже непосредственно не участвует (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 68, с. 29).

Но факт остается фактом. Поэтому напоминаем: если вы подаете платежку в банк в рамках операционного времени, ее должны выполнить в этот же день*. В противном случае — по общему правилу, не позднее следующего рабочего дня. В то же время завершиться денежный перевод может и позже: так, внутрибанковский выполняется в срок, установленный самим банком, но не позднее двух операционных дней, а межбанковский — не позднее трех операционных дней (ст. 8 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III). Подробнее об этом читайте здесь — «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35, с. 15.

Учитывая то, что сказали контролеры: если вы подадите платежку на уплату налогов/сборов вовремя, но на единый казначейский счет средства попадут после окончания предельных сроков, к вам смогут применить санкции за несвоевременную уплату**. Но заметьте:

1) если вы столкнетесь с подобной неприятностью, то можете попытать счастья в админсуде. Практика показывает, что иногда такие дела завершаются в пользу плательщиков. Правда, единообразием в этом вопросе суды, увы, не блещут (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35, с. 15);

2) данный вывод справедлив только в том случае, если вины банка в задержке платежа нет (т. е. платеж был завершен в рамках указанных выше сроков). Если же это произошло по вине банка, то «срабатывает» другое правило. О нем сейчас и поговорим.

В таком случае плательщик освобождается от ответственности, включая штрафные санкции и пеню (п. 129.6 НКУ). Налоговики с этим не спорят. Правда, мы бы добавили, что во избежание проблем вам нужно подать им заявление в произвольной форме и приложить к нему копию платежки (см. подкатегорию 138.05 БЗ).

Это отлично, но, к сожалению, ГФСУ добавила ложку дегтя. Контролеры сообщили, что данное обстоятельство не освобождает плательщика от уплаты налога/сбора. Что тут скажешь… особенно, если учесть, что это противоречит их подходу, изложенному в письме Миндоходов от 24.01.2014 г. № 1362/6/99-99-18-09-01-15.

Получается: у плательщика все равно образуется налоговый долг, который налоговики затем могут взыскать в общем порядке. Так что, в идеале, чтобы избежать неприятностей, эту сумму нужно повторно уплатить. Понятно, что это накладно и несправедливо ☹. Но альтернатива этому пока одна: обжаловать действия налоговиков в админсуде. Жалобу можно подать на налоговое требование или же, как вариант, можно просто дождаться, пока активы включат в налоговый залог, — дело в том, что обоснованность такого залога в течение 96 часов должен проверить суд (п. 94.10 НКУ). Там вы и сможете предъявить свои возражения. К слову, в подобных делах вероятность получить для себя «хорошее» решение достаточно высока.

 

Виталий Смердов, налоговый эксперт

* Напомним: сейчас операционное время банков длится до 18.00 (см. постановление Правления НБУ от 29.08.2014 г. № 540 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 74, с. 5).

** Одна из распространенных ошибок: «тянуть» с уплатой налогов/сборов до последнего дня. В таком случае, если платежка попадет в банк в послеоперационное время и будет выполнена лишь на следующий рабочий день, от санкций не отвертеться (см. подкатегорию 135.04 БЗ).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить