Темы статей
Выбрать темы

«Голуби летят над нашей зоной»: ввоз/вывоз товаров в/из СЭЗ «Крым»

Голенко Александр, шеф-редактор
После конспективного обзора новаций в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 13 пришло время более предметного анализа порядка взаимодействия с крымскими субъектами хозяйствования в рамках договоров купли-продажи (поставки) товаров. Главная новация — необходимость соблюдения таможенных формальностей, а где таможня — там прежде всего вопросы НДС и расчетов. Этими вопросами, пожалуй, и ограничимся.
«крымский» НДС

Таможенный «дым отечества»

Вначале давайте сосредоточимся на «ввозных/вывозных» нормах Закона № 1636, касающихся конкретно товаров. И постараемся разобрать их по косточкам и «перевести» на человеческий язык.

Но прежде заглянем в разд. ІІ ТКУ, чтобы выяснить, как понимать термин «товары, полностью изготовленные, достаточно переработанные и выпущенные в свободное обращение». Оказывается, перечень товаров, считающихся полностью изготовленными в стране, определен в ст. 38 ТКУ. Критерии достаточной переработки (а также операции, которые в любом случае не отвечают этим критериям) перечислены в ст. 40 ТКУ. Что же касается выпуска импортированного (реимпортированного) товара в свободное обращение, то ограничимся замечанием, что согласно ч. 2 ст. 76 (ч. 3 ст. 80) ТКУ подтверждением такого (украинского) статуса товаров является таможенная декларация (далее — ТД).

Напомним также, что мерами тарифного регулирования является установление таможенных пошлин (согласно Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 19.09.2013 г. № 584-VII), а нетарифного — например, квотирование или лицензирование. Итак…

img 11. Пункт 6.4 ст. 6 Закона № 1636 разрешает товары крымского происхождения и растаможенные там же — внимание! — до 27.04.2014 г. теперь (т. е. начиная с 27.09.2014 г. и до 31.12.2014 г. включительно) в статусе товаров украинского происхождения ввозить в континентальную часть Украины без уплаты ввозных таможенных пошлин и применения квот.

Тем не менее на основании п.п. 4 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636 Кабмин вправе временно ограничить ввоз/вывоз определенных товаров (работ, услуг). Кстати, подробности оформления ввозимых/вывози­мых товаров, подлежащих ветеринарно-санитарному (фитосанитарному) контролю ищите в письме ГФСУ от 28.10.2014 г. № 8682/7/99-99-24-01-10-17.

2. Пункт 6.6 ст. 6 Закона № 1636 дает разрешение по сути аналогичное п. 6.4. Это разрешение в чем-то даже пошире того, поскольку не устанавливает никаких ограничений по времени, но в чем-то и поуже, поскольку, во-первых, освобождает только от уплаты ввозных таможенных пошлин (но не исключает мер нетарифного регулирования), а во-вторых, потому что данное освобождение обусловливается получением сертификата о происхождении товара по форме У-1 (письмо ГФСУ от 07.10.2014 г. № 6547/7/99-99-25-02-08-17), код документа 7015, удостоверенного печатью и подписью уполномоченного лица любой торгово-промышленной палаты на территории Украины (кроме крымской и севастопольской).

3. Подпункт 6 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636 устанавливает, что во всех остальных ситуациях, не урегулированных вышеуказанными нормами, крымские товары («крымские» — не в смысле произведенные в Крыму, а любые, имеющиеся на его территории, т. е. как мы понимаем, в том числе и выпущенные в свободное обращение тоже — все по состоянию на 27.09.2014 г.) при ввозе на континентальную часть Украины рассматриваются как иностранные товары.

4. Согласно п.п. 5 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636 начиная с 27.09.2014 г. любые ввозимые из Крыма на континентальную часть Украины товары оформляются в таможенном режиме импорта, а при вывозе в Крым любые украинские товары оформляются в таможенном режиме экспорта (в свободную таможенную зону). При этом — внимание! — указанные в пунктах 1 и 2 выше преференции касаются только ввоза товаров из Крыма, поэтому если ввозимые товары не соответствуют критериям ни п. 6.4, ни п. 6.6 ст. 6 Закона № 1636, то, автоматически соответствуя п.п. 6 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636, такие товары оформляются в таможенном режиме импорта без какого-либо снисхождения, т. е. на общих основаниях. Аналогично при вывозе в Крым любые украинские товары оформляются в таможенном режиме экспорта (в свободную таможенную зону) тоже на общих основаниях. Кстати, о нюансах оформления ТД в таких ситуациях см. письмо ГФСУ от 26.09.2014 г. № 5626/7/99-99-24-01-06-17 («Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 3).

Под «общими основаниями» мы имеем в виду, во-вторых, уплату всех положенных (как ввозных, так и вывозных) таможенных пошлин (и, конечно же, всех других сопутствующих платежей за таможенные формальности — но это в любом случае ☹), а во-первых, — внимание! —

в соответствующих направлению перемещения (импорт или экспорт) товара ситуациях — уплату «импортного» НДС по ставке 20 % (7 %) на основании п.п. 194.1.1 НКУ (для подакцизных — и акцизного налога) или применение ставки 0 % на основании п.п. 195.1.1 НКУ

Об этом прямо сказано в консультации из подкатегории 210.01 БЗ.

Собственно говоря, в этом нет ничего необычного. Ведь согласно п. 2.1 ст. 2 НКУ налоговые изменения вводятся исключительно путем внесения изменений непосредственно в сам НКУ, а таковые Законом № 1636 ни в разд. V «НДС», ни в разд. VІ «Акцизный налог» НКУ не вносились.

Кстати, еще раз обращаем ваше внимание, что операции с крымскими субъектами теперь отнесены (п. 5.2 ст. 5 Закона № 1636) к контролируемым согласно ст. 39 НКУ, а кроме того — поставки таким субъектам подлежат (п. 6.1 ст. 6 Закона № 1636) экспортному контролю (на предмет исключения поставок оружия или продукции двойного назначения), а также финмониторингу (на сегодня пока еще регулируется Законом Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. 249-IV, однако на смену ему с 07.02.2015 г. придет новый Закон Украины от 14.10.2014 г. № 1702-VII // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 90, с. 3).

Теперь мы с вами готовы отвечать на некоторые практические вопросы.

Нужно ли «кодировать» НН?

Товар импортирован из Крыма. Обязательно ли указывать код УКТ ВЭД в графе 4 налоговой накладной (далее — НН) при его последующих продажах (и перепродажах — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 75, с. 45)?

Этот вопрос звучит часто. Но прежде, чем углуб­ляться, заметим, что после 27.09.2014 г. его практическая ценность, по-видимому, сойдет на нет, и вот почему. С указанной даты при ввозе товаров из Крыма согласно п.п. 5 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636 обязательно оформляется ТД. А в соответствии с Порядком заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденным приказом Минфина от 30.05.2012 г. № 651,

при заполнении ТД, в частности в таможенном режиме импорта, обязательно заполняется графа 33 «Код товару»

Думается, что переписать код УКТВЭД из ТД в НН — не самая большая проблема… ☺

Это — «после 27.09.2014 г.», а до? — спросите вы.

Давайте вместе посмотрим, как сформулирована соответствующая норма — п.п. «і» п. 201.1 НКУ, согласно которой в НН указывается данный обязательный реквизит —

і) код товара в соответствии с УКТВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины)

Как видим, в отношении подакцизных товаров все однозначно — в графе 4 НН указывать код УКТ ВЭД обязательно. Пойдем дальше.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 4 ТКУ ввозом товаров на таможенную территорию Украины считается их перемещение через таможенную границу Украины. При этом согласно ст. 10 ТКУ таможенная граница Украины совпадает с государственной границей. А известные проблемы обходятся законодателем на основании того, что:

— во-первых, согласно ч. 1 ст. 9 ТКУ с одной стороны, таможенная территория Украины включает свободные таможенные зоны, а с другой — для целей разд. V «Таможенные режимы» и разд. ІХ «Таможенные платежи» ТКУ — не включает их;

— во-вторых, согласно п. 3.2 ст. 3 Закона № 1636 в Крыму «создана» своеобразная (здесь мы имеем в виду исключения, установленные п.п. 3 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636) свободная таможенная зона.

Таким образом, приходим к приятному выводу: если ввезенные из Крыма товары соответствуют критериям п. 6.4 или п. 6.6 ст. 6 Закона № 1636, то они стопроцентно не соответствуют статусу ввезенных на таможенную территорию Украины. Но даже если они и подпадают под п.п. 6 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636 и начиная с 27.09.2014 г. по этой причине приобрели статус иностранных, они все равно не соответствуют статусу ввезенных на таможенную территорию Украины, если они не были перемещены (пусть и ранее) в Крым через таможенную границу Украины (т. е. не были ввезены в Крым из других стран). ☺

Опираясь на эту букву закона, мы отчетливо понимаем, насколько эта «свободная таможенная зона» де-факто отличается от, так сказать, «нормальной», которая контролировалась бы таможенными органами Украины…

Другими словами, мы считаем, что

указывать в графе 4 НН код УКТВЭД, кроме подакцизных, обязательно только для тех, ввезенных из Крыма, товаров, которые в свою очередь были ввезены в Крым из других стран

Надеемся, что наши аргументы убедят фискалов, и они в этом контексте не будут цепляться, например, к наличию на товар сертификата о происхождении товара по форме У-1. ☹

Долой денежные знаки!

Можно ли обойти проблемы с платежами между континентальными и крымскими контрагентами — субъектами предпринимательства путем использования наличных денежных средств (в частности, гривни или рубля РФ), например, при расчетах за товары?

Другими словами, может ли крымский субъект предпринимательства осуществить закупки на континентальной части Украины за наличные и вывезти такой товар (через таможню) в Крым? И может ли континентальный субъект сделать то же в Крыму и ввезти товар (разумеется, тоже через таможню)? Понятно — все легально… ☺

Напомним, что согласно п. 5.3 ст. 5 Закона № 1636 субъекты предпринимательства, имеющие налоговый адрес (местонахождение) на территории Крыма, приравниваются с целью налогообложения (!) к нерезидентам, а имеющие налоговый адрес (местонахождение) на другой территории Украины, приравниваются с целью налогообложения (!) к резидентам.

Делать акцент на словах «с целью налогообложения» в обсуждаемом контексте не стоит вот по какой причине.

Как известно, ч. 1 ст. 7 Декрета № 16-93 гласит вот что:

В расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота используются как средство платежа иностранная валюта и денежная единица Украины — гривня. Такие расчеты осуществляются только через уполномоченные банки в порядке, установленном Национальным банком Украины

При этом Правила № 200, хотя и делают некие исключения, но настолько «точечные», что они ситуацию не спасают. Кстати, вопреки названию, Правила № 200 регулируют как использование валюты субъектами хоздеятельности — нерезидентами на территории Украины, так и субъектами хоздеятельности — резидентами вне территории Украины.

Так вот, недавним постановлением Правления НБУ от 03.11.2014 г. № 699 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 90, с. 3) платежи между субъектами материковой Украины и теми, что расположены в Крыму, прямо приравнены к внешнеэкономическим расчетам между резидентом и нерезидентом, что ставит жирный крест на возможности их проведения в наличной форме. ☹

До и после

Прежде, чем обсуждать «переходные» вопросы, возникшие в связи с вступлением в силу Закона № 1636, нужно отметить, что в создавшейся неординарной, да что там — беспрецедентной ситуации — невозможно сформулировать единый беспроигрышный и абсолютно безопасный алгоритм действий хозяйствующих субъектов хотя бы даже только с нашей стороны сделки. Тем более, что нельзя точно спрогнозировать позицию таких «игроков», как ГФСУ, НБУ и так называемые «власти» (оккупационные) Крыма и их кукловоды (которые тоже говорят о скором создании на территории Крыма некой «свободной экономической зоны»).

Поэтому очевидное большинство субъектов уже пошли по пути разрыва контрактов — и тут вы уже полностью в курсе дела, поскольку прочли подробную статью в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35, с. 24. Мы же ограничимся кратким обсуждением НДС-последствий не расторгнутых сделок, причем таких, к выполнению которых есть добрая воля обеих сторон (это важно, поскольку, по-видимому, необходимо будет вносить изменения в правоустанавливающие документы — контракты, договоры и т. д.)…

1. Товар предоплачен крымскому поставщику — бывшему плательщику НДС, а ввоза на сегодня еще нет. Что будет?

Полагаем, что данная операция нашла отражение в НДС-учете нашего покупателя, т. е. была получена НН (а при соответствии критериям — зарегистрирована поставщиком в Едином реестре налоговых накладных — ЕРНН), и соответственно — был увеличен налоговый кредит (НК).

Понятно, что теперь при ввозе товара будет составлена ТД в режиме импорта, а значит, покупателю придется уплатить на таможне НДС на основании п.п. 194.1.1 НКУ с включением этой суммы в НК на основании абз. первого п.п. 201.12 НКУ. При этом «первый» НК, очевидно, придется сторнировать. ☹

Позиция ГФСУ по этому вопросу неизвестна, но наверняка их «жаба» не согласится с «первым» НК.

2. Получена предоплата за товар от крымского покупателя — бывшего плательщика НДС, а вывоза на сегодня не было. Что будет?

Предполагаем, что данная операция нашла отражение в НДС-учете нашего поставщика, т. е. была выдана НН (а при соответствии критериям — зарегистрирована в ЕРНН), и соответственно — было увеличено налоговое обязательство (НО).

По-видимому, в данной ситуации можно говорить об изменении условий поставки, но поскольку операция, так сказать, осталась облагаемой (изменилась лишь ставка — с 20 % или 7 % — на 0 %), то НК пострадать не должен. Что же касается отраженного НО, то мы не видим другого варианта, как на основании бухгалтерской справки «минусовать» его посредством стр. 8.1 декларации за период, в котором осуществлен вывоз (оформлена ТД).

При этом придется оформить допсоглашение к договору, а образовавшийся «вершок» перечислить обратно.

Позиция ГФСУ по этому вопросу также неизвестна, но данное ведомство давно приучило нас и всех плательщиков к «плохому», поэтому не исключено, что контролеры постараются уже отраженные суммы НО тупо «зафискалить» и с описанным выше их сторнированием не согласятся.☹

3. Товар отгружен крымскому покупателю в бытность того плательщиком НДС, а оплаты на сегодня не было. Как быть?

Предполагаем, что данная операция нашла отражение в НДС-учете нашего поставщика, т. е. была выдана НН (а при соответствии критериям — зарегистрирована в ЕРНН), и соответственно — было увеличено НО.

Тут вы чисты перед бюджетом. Дождитесь оплаты. Кстати, ждать вам будет спокойнее ввиду того, что после 27.09.2014 г. известное 90-дневное ограничение вас уже не касается (абз. второй п. 9.4 ст. 9 Закона № 1636).

4. Товар получен от крымского поставщика в бытность того плательщиком НДС, а оплату пока не делали. Что делать?

Полагаем, что данная операция нашла отражение в НДС-учете нашего покупателя, т. е. была получена НН (а при соответствии критериям — зарегистрирована поставщиком в ЕРНН), и соответственно — был увеличен НК.

Что делать? — Оплатить поставку, конечно. По возможности…

А в остальном — ждать новых подзаконных актов и лояльных разъяснений.

И верить в лучшее… ☺

выводы

  • Операции с крымскими субъектами теперь отнесены к контролируемым, а кроме того — поставки таким субъектам подлежат экспортному контролю и финмониторингу.

  • В графе 4 НН код УКТВЭД, кроме подакцизных товаров, обязательно указывать только для тех, ввозимых из Крыма, товаров, которые сами были ввезены в Крым из других стран.

  • При работе с крымскими контрагентами следует ограничиться только безналичной формой расчетов.

Документы статьи

  1. НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. ТКУ  Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

  3. Закон № 1636  Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.2014 г. № 1636-VII.

  4. Декрет № 16-93 — Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 16-93.

  5. Правила № 200  Правила использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденные постановлением Правления НБУ от 30.05.2007 г. № 200.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше