(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/7
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Октябрь , 2014/№ 85

Автомобиль на предприятии. 1. Приобретаем автомобиль

Когда вы покупаете автомобиль, перед вами возникает ряд как организационных, так и учетных моментов.

Конечно, прежде всего необходимо уплатить все сопутствующие приобретению транспортного средства налоги и сборы, а также правильно сформировать его первоначальную стоимость.

Автомобиль является достаточно специфическим объектом учета, поэтому спектр вопросов, которые мы рассмотрим в этом разделе спецвыпуска, достаточно широк.

Итак, начнем!

 

1.1. Сбор за первую регистрацию транспортного средства

Сбор за первую регистрацию транспортного средства (далее — транспортный сбор) относится к числу общегосударственных налогов и сборов (п.п. 9.1.5 НКУ). Он взимается разово — только при первой регистрации транспортного средства в Украине.

Если вы покупаете подержанный автомобиль, который уже был зарегистрирован на территории Украины, никаких налоговых последствий в этом случае не возникает

Под первой регистрацией понимают регистрацию транспортного средства, которую впервые осуществляют уполномоченные государственные органы Украины по этому транспортному средству (п.п. 14.1.163 НКУ). Она осуществляется в случае приобретения:

— нового транспортного средства отечественного производства. При этом к новым транспортным средствам относятся транспортные средства, не имеющие актов государственной регистрации уполномоченных органов, которые дают право на его эксплуатацию (п.п. 14.1.124 НКУ);

— транспортного средства (как нового, так и бывшего в эксплуатации), которое ввезено из-за границы и не проходило в Украине регистрацию*.

* Причем налоговики настаивают, что платить транспортный сбор должны даже те, кто осуществляет на территории Украины временную регистрацию с обязательством вывезти автомобиль обратно (см. консультацию в категории 111.01 Базы знаний (далее — БЗ), размещенной на сайте ГФСУ: http://zir.minrd.gov.ua ).

Транспортный сбор уплачивается перед проведением первой регистрации транспортного средства в Украине (п. 237.1 НКУ) по месту его регистрации по ставкам, действующим на день уплаты (п. 239.1 НКУ). Если местонахождение юридического лица и место регистрации транспортного средства не совпадают (например, стоянка транспортных средств расположена по месту нахождения филиалов или представительств юридического лица), то транспортный сбор должен быть уплачен по месту регистрации транспортных средств (по местонахождению такой стоянки).
В таком случае по местонахождению юрлица транспортный сбор не уплачивается. На это обращают внимание и сотрудники фискальной службы (см. консультацию, размещенную в категории 111.06 БЗ).

Подтверждением уплаты сбора будут служить квитанции или платежные поручения о такой уплате с отметкой банка о дате исполнения платежного поручения (п. 239.3 НКУ).

В течение 10 дней с момента первой регистрации автомобиля плательщик должен подать в ГНИ по месту своей регистрации и по месту регистрации транспортного средства расчет транспортного сбора (п. 239.2 НКУ). Указанный расчет составляют по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 05.12.2013 г. № 767.

К расчету обязательно нужно приложить копии регистрационных документов, заверенные органом, который проводил регистрацию автомобиля

Помните: за несоблюдение 10-дневного срока налоговики угрожают штрафами по ст. 120 НКУ (см. консультации в категориях 111.05 и 111.06 БЗ).

 

Плательщики сбора

 

Плательщики транспортного сбора в отношении транспортных средств, которые в соответствии со ст. 232 НКУ являются объектами налогообложения, перечислены в ст. 231 НКУ.
К ним относятся:

физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), осуществляющие первую регистрацию в Украине транспортного средства, являющегося объектом налогообложения;

юридические лица (предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические лица, нерезиденты (в значении пп. «а» и «б» п.п. 14.1.122 НКУ)), которые зарегистрированы в установленном законом порядке и способны от своего имени реализовать право на первую регистрацию в Украине транспортных средств, являющихся объектом налогообложения.

В этом спецвыпуске нас, понятное дело, больше будет интересовать вторая категория плательщиков.

 

Объект обложения транспортным сбором

 

Автомобили относятся к категории колесных транспортных средств (далее — КТС). Но не все КТС облагаются транспортным сбором. Есть ряд исключений. «Необъектные» КТС перечислены в п.п. 232.1.1 НКУ. В частности, не являются объектом обложения транспортным сбором:

— транспортные средства грузовые, самоходные, которые используются на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния (товарная позиция 8709 УКТ ВЭД);

— транспортные средства скорой медицинской помощи;

— машины и механизмы для сельскохозяйственных работ (товарные позиции 8432 и 8433 УКТ ВЭД);

— прицепы (полуприцепы).

«Льготные» КТС указаны в ст. 235 НКУ. Однако обычные предприятия вряд ли найдут там основания для освобождения от уплаты транспортного сбора. Причем если «льготные» КТС будут отчуждаться собственниками, перечисленными в п. 235.1 НКУ, новым владельцам этих автомобилей придется уплатить транспортный сбор.

 

Определяем сумму транспортного сбора

 

В соответствии со ст. 233 НКУ база обложения транспортным сбором определяется (отдельно для каждого транспортного средства):

а) для мотоциклов, легковых автомобилей (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем), автобусов (в том числе микроавтобусов), тракторов, грузовых автомобилей (в том числе седельных тягачей, других специализированных и специальных грузовых транспортных средств, прочих КТС) — по объему цилиндров двигателя в куб. см;

б) для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, — по мощности двигателя в кВт.

Ставки транспортного сбора установлены в  ст. 234 НКУ. Последний раз они индексировались Законом № 1166 (читайте о нем в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 11). Приведем их на с. 8.

Таблица 1.1. Ставки транспортного сбора для легковых автомобилей (кроме оборудованных электродвигателем)

Группа

Объем цилиндров двигателя, куб. см

Ставка сбора, грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя

от

до (включительно)

1

до 1000

3,82

2

1001

1500

6,37

3

1501

1800

8,90

4

1801

2500

12,73

5

2501

3500

31,82

6

3501

4500

50,90

7

4501

5500

57,27

8

5501

6500

69,99

9

более 6500

76,35

 

Таблица 1.2. Ставки транспортного сбора для грузовых и грузопассажирских автомобилей

Группа

Объем цилиндров двигателя, куб. см

Ставка сбора, грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя

от

до (включительно)

1

до 8200

19,09

2

8201

15000

25,45

3

более 15000

31,82

 

Таблица 1.3. Ставки транспортного сбора для прочих КТС (кроме мотоциклов)

№ п/п

Вид КТС

Ставка сбора

1

Легковые автомобили, оборудованные электродвигателем

0,63 грн. за 1 кВт мощности двигателя

2

Автобусы и микроавтобусы

6,37 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя

3

Трактора

3,17 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя

4

Седельные тягачи

19,09 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя

5

Автомобили специального назначения

6,37 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя

6

Другие КТС

5,85 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя

 

Приведенные ставки сбора применяют (п. 234.4 НКУ):

— для новых КТС — с коэффициентом 1;

— для КТС (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов), которые использовались до 8 лет, — с коэффициентом 2;

— для КТС (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов), которые использовались более 8 лет, — с коэффициентом 40.

Как определить срок использования автомобиля? Ответ на этот вопрос найдем в консультации, приведенной в категории 111.06 БЗ.

Датой начала использования (ввода в эксплуатацию) транспортных средств, которые были в использовании и ввозятся на таможенную территорию Украины, считается дата их первой регистрации, установленная в регистрационных документах, которые выданы уполномоченными государственными органами и дают право эксплуатировать эти транспортные средства на постоянной основе. При отсутствии регистрационных документов первой регистрации транспортного средства датой начала его использования считается календарная дата его изготовления (день, месяц, год). Если же такую календарную дату определить невозможно, то этой датой считается 1 января года изготовления, указанного в регистрационных документах (см. п.п. 14.1.220 НКУ).

Пример 1.1. Предприятие приобрело новый автомобиль BMW X5 (объем двигателя — 2993 куб. см).

Ставка сбора для легковых автомобилей установлена п.п. 234.1.2 НКУ (см. табл. 1.1).

Данный автомобиль попадает в группу 5 (ставка сбора — 31,82 грн. за 100 куб. см). Коэффициент для новых транспортных средств — 1.

Сумма сбора составит: 2993 куб. см : 100 х 31,82 грн./куб. см = 952,37 грн.

Более подробно о транспортном сборе вы можете прочитать в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 41, с. 25.

1.2. Пенсионный сбор для легковых автомобилей

Основание для взимания пенсионного сбора находим в п. 7 ст. 1 Закона № 400. Данная норма говорит о том, что плательщиками «автомобильного» пенсионного сбора являются предприятия всех форм собственности, а также физлица, которые получают право собственности на легковой автомобиль, подлежащий первой регистрации в ГАИ.

Таким образом, обязанность по уплате пенсионного сбора появляется у юрлица при одновременном соблюдении двух условий:

1) предприятие получает в собственность легковой автомобиль. Такое право собственности может быть получено путем покупки, мены, дарения и на других основаниях, предусмотренных законодательством (п. 12 Порядка № 1740);

2) автомобиль подлежит первой регистрации в ГАИ. А значит, если вы покупаете (получаете в дар или в обмен) подержанный автомобиль, который уже был зарегистрирован на территории Украины, обязательств по уплате пенсионного сбора не возникает.

Базой для исчисления сбора является стоимость автомобиля, указанная в любом документе, который может ее подтвердить: в договоре купли-продажи, справке-счете, договоре мены, справке органов таможенной службы, акте экспертной оценки стоимости автомобиля и др. Кстати, данную позицию уже давно поддерживает и Пенсионный фонд, который указывает, что документ определяется в зависимости от способа приобретения автомобиля (письмо ПФУ от 13.06.2008 г. № 10031/-3-20).

Однако в одних документах стоимость может быть указана с учетом НДС, в других — без (например, акт экспертной оценки). Поэтому возникает вопрос: сумму сбора надо «накручивать» на стоимость автомобиля с учетом НДС или без? Пенсионный фонд разъяснил этот момент, разрешив уплачивать сбор со стоимости автомобиля без учета НДС (см. письмо ПФУ от 25.06.2011 г. № 13034/03-30).

Ставка пенсионного сбора зависит от стоимости автомобиля и составляет (п. 8 ст. 4 Закона № 400, п. 13 Порядка № 1740):

— 3 %, если стоимость легковушки не превышает 165 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на  1 января отчетного года (в 2014 году — 200970 грн.);

— 4 %, если стоимость автомобиля превышает 165 размеров прожитминимума для трудоспособных лиц, но не более 290 прожитминимумов (в 2014 году — 353220 грн.);

— 5 %, если стоимость автомобиля превышает 290 размеров прожитминимума для трудоспособных лиц.

Сбор уплачивается на счета общего фонда госбюджета по месту первой регистрации автомобиля. Без документального подтверждения его уплаты органы ГАИ не зарегистрируют ваш автомобиль (пп. 14 и 15 Порядка № 1740).

Все еще открытым остается вопрос о необходимости уплаты пенсионного сбора при гарантийной замене автомобиля.

По этому поводу есть положительное разъяснение Пенсионного фонда (см. письмо ПФУ от 28.09.2005 г. № 11910/03-30). Однако маловероятно, что Госавтоинспекция учтет это, и вам, скорее всего, придется уплатить пенсионный сбор второй раз. Мы же можем констатировать лишь то, что при гарантийной замене автомобиля ранее уплаченный покупателем пенсионный сбор продавцом не компенсируется. Такой вывод можно сделать исходя из позиции Верховного Суда (см. определение ВСУ от 22.11.2006 г. по делу № 6-2979св06).

Возможно, вас заинтересует, как уплата пенсионного сбора отразится на первоначальной стоимости приобретенного автомобиля? Именно об этом мы сейчас и будем говорить в общем фарватере темы о первоначальной стоимости автомобиля.

1.3. Формируем первоначальную стоимость автомобиля

После того как мы разобрались с двумя спе­цифическими особенностями, сопровождающими приобретение автомобиля, обратимся к тому, как в учете формируется его первоначальная стоимость. Здесь тоже возникает много вопросов, и мы будем вместе искать на них ответы.

В бухгалтерском и налоговом учете автомобиль отражают как основное средство

Он вполне соответствует определению объекта основных средств (далее — ОС) из п. 4 П(С)БУ 7 и п.п. 14.1.138 НКУ. Согласно п. 7 П(С)БУ 7 ОС (в том числе и автомобиль) зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

В бухучете первоначальная стоимость автомобиля формируется на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». Впоследствии, при вводе в эксплуатацию, она списывается в дебет субсчета 105 «Транспортные средства». В налоговом учете автомобили входят в состав одноименной группы 5 (п. 145.1 НКУ).

Состав первоначальной стоимости объекта ОС для бухучетных целей определен п. 8 П(С)БУ 7. Он включает в себя такие расходы:

— суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без учета косвенных налогов);

— регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;

— суммы ввозной пошлины;

— суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются плательщику);

— расходы на страхование рисков доставки ОС;

— расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;

— прочие расходы, непосредственно связанные с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Финансовые расходы в состав первоначальной стоимости ОС могут попасть только в случае приобретения (создания) квалификационных активов, т. е. активов, требующих длительного (свыше 3 месяцев) времени для их создания (абзац девятый п. 8 П(С)БУ 7).

Аналогичным образом формируем первоначальную стоимость ОС и в налоговом учете (п. 146.5 НКУ).

Однако при покупке автомобиля могут возникать специфические расходы, прямо не указанные в приведенном выше перечне. О том, какие из них попадут в первоначальную стоимость транспортного средства, вы сможете узнать из табл. 1.4.

Таблица 1.4. Особенности включения расходов в первоначальную стоимость автомобиля

№ п/п

Статья расходов

Включается ли в первоначальную стоимость

Основание

Комментарий

1

2

3

4

5

1

Сбор за первую регистрацию транспортных средств

Включается

П. 8 П(С)БУ 7; п. 146.5 НКУ

Данный сбор относится к числу общегосударственных (п.п. 9.1.5 НКУ). А значит, это — безусловный, обязательный платеж (ст. 6 НКУ), без осуществления которого автомобиль нельзя эксплуатировать. Поэтому транспортный сбор вполне подпадает под категорию платежей, уплата которых связана с получением прав на объект ОС. А такие платежи включают в первоначальную стоимость

2

Пенсионный сбор

Включается

П. 8 П(С)БУ 7; п. 146.5 НКУ

Применяем ту же логику, что и в предыдущем случае. Если вы не заплатите «автомобильный» пенсионный сбор — ваш автомобиль не зарегистрирует ГАИ (п. 14 Порядка № 1740). А значит, этот сбор относится к числу платежей, связанных с получением прав на автомобиль как объект ОС. Согласны с таким выводом и налоговики (см. консультацию в подкатегории 102.09.01 БЗ)

3

Платные услуги ГАИ

Включаются

П. 8 П(С)БУ 7; п. 146.5 НКУ

Данный платеж следует рассматривать аналогично предыдущим. Нельзя эксплуатировать автомобиль, если он не зарегистрирован в органах Госавтоинспекции. Тем более как п. 8 П(С)БУ 7, так и п. 146.5 НКУ прямо говорят о регистрационных сборах, которые следует включать в первоначальную стоимость ОС

4

Расходы на страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств

Не включаются

П. 8 П(С)БУ 7; п. 146.5 и  п.п. 140.1.6 НКУ

Как «бухгалтерский», так и «налоговый» состав первоначальной стоимости ОС предусматривает, что в нее включаются только расходы на страхование рисков доставки ОС. Следовательно, все остальные расходы на страхование в первоначальную стоимость ОС не попадают. Подробно об «автогражданке» читайте на с. 20 этого спецвыпуска

5

Расходы на добровольное страхование автомобиля (КАСКО и т. п.)

Не включаются

П. 8 П(С)БУ 7; п. 146.5 и  п.п. 140.1.6 НКУ

Аналогично предыдущему случаю, поскольку речь не идет о страховании рисков по доставке автомобиля, «страховые» расходы в первоначальную стоимость не включаются. Подробно о добровольном страховании автомобиля см. на с. 17

6

Финансовые расходы, связанные с покупкой автомобиля

Не включаются

П. 8 П(С)БУ 7; пп. 141.1, 141.2 и п.п. 138.10.5 НКУ

Речь идет о тех случаях, когда приобретение автомобиля связано с финансовыми расходами. Самый простой пример — покупка автомобиля в кредит.
Поскольку автомобиль не относится к квалификационным активам, финансовые расходы в его первоначальную стоимость не включают. Согласно п.п. 138.10.5 НКУ их относят в состав прочих расходов деятельности

7

Платные услуги банков

Не включаются

П.п. 138.10.2 НКУ

Речь идет о комиссионных и прочих подобных платежах, которые банки взимают за свои услуги. В перечне расходов, которые попадают в первоначальную стоимость ОС, они отсутствуют, поэтому нет оснований их туда включать. Тем более что п.п. «є» п.п. 138.10.2 НКУ предписывает плату за услуги банков отражать в составе административных расходов

 

В данном случае мы говорим о расходах, которые предприятие будет нести в связи с приобретением автомобиля. В дальнейшем вы, возможно, захотите дооборудовать свой автомобиль (например, установить GPS-навигатор, парктроник, чехлы на сидения, брызговики и т. п.). Подробно об этом читайте на с. 59 этого спецвыпуска.

Закончим этот подраздел примером, иллюстрирующим порядок формирования первоначальной стоимости автомобиля.

Пример 1.2. Предприятие приобрело в кредит автомобиль BMW X5, предназначенный для использования в хоздеятельности в налогооблагаемых операциях. Цена автосалона  457566,00 грн. (в том числе НДС — 76261,00 грн.), доставка — 7200,00 грн. (в том числе НДС — 1200,00 грн.). Уплачен сбор за первую регистрацию транспортных средств (952,37 грн.), плата за услуги ГАИ (770,00 грн.) и сбор в Пенсионный фонд (5 %). Начислены проценты за пользование кредитом в октябре — 7600,00 грн. и комиссия банку — 500,00 грн.

Налоговый и бухгалтерский учет приобретения автомобиля покажем в табл. 1.5.

Таблица 1.5. Учет приобретения автомобиля

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Оплачена стоимость автомобиля и его доставки

371

311

464766,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

77461,00

3

Получен автомобиль

152

631

381305,00

4

Включены в первоначальную стоимость расходы по доставке

152

631

6000,00

5

Списана сумма начисленного ранее налогового кредита по НДС

644

631

77461,00

6

Отражен зачет задолженностей

631

371

464766,00

7

Уплачен сбор за первую регистрацию транспортного средства

642/ТС

311

952,37*

8

Оплачены услуги ГАИ

377

311

770,00

9

Включен в первоначальную стоимость сбор за первую регистрацию транспортного средства

152

642/ТС

952,37*

10

Включена в первоначальную стоимость плата за услуги ГАИ

152

377

770,00

11

Уплачен сбор в Пенсионный фонд (5 %)

651

311

19065,25

12

Включен в первоначальную стоимость пенсионный сбор

152

651

19065,25

13

Введен автомобиль в эксплуатацию

105

152

408092,62

—**

14

Начислены проценты за кредит

951

685

7600,00

7600,00

792

951

15

Начислены расходы за комиссионные услуги банка

92

685

500,00

500,00

791

92

* Поскольку сбор за первую регистрацию транспортных средств уплачивается перед их регистрацией (п. 237.1 НКУ), то его уплата всегда производится «авансом». В данном случае датой включения сумм уплаченного сбора в первоначальную стоимость автомобиля, по нашему мнению, будет дата регистрации автомобиля.
** В налоговом учете сформирован объект основных средств группы 5 первоначальной стоимостью 408092,62 грн.

 

1.4. Покупаем автомобиль у физлица

Предприятие приняло решение приобрести автомобиль у физического лица.? В такой ситуации вполне правомерно возникает вопрос о порядке налогообложения дохода, выплачиваемого физлицу-продавцу. Для ответа на него обратимся к НКУ.

Автомобиль — это движимое имущество (ч. 2 ст. 181 ГКУ). В общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога на основании п.п. 164.2.4 НКУ включают, в частности, часть доходов от операций с имуществом. Чему эта часть равна? Сейчас разберемся.

Порядок налогообложения доходов физических лиц от операций по продаже* или обмену объектов движимого имущества регулирует ст. 173 НКУ. Причем в случае купли-продажи автомобиля важно, легковой это автомобиль или нет. Объясним почему.

* Под продажей необходимо понимать любой переход права собственности на объекты движимого имущества, кроме их наследования и дарения (п. 173.8 НКУ).

Покупаем легковой автомобиль. Если физическое лицо впервые в отчетном году продает принадлежащий ему легковой автомобиль, то полученный им доход от продажи не подлежит налогообложению.

А вот доход, полученный плательщиком налога от продажи в течение отчетного (налогового) года двух или более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, подлежит налогообложению по ставке 5 % (абзац второй п. 173.2 НКУ).

Заметьте: из формулировки приведенной нормы НКУ следует, что при продаже в течение года двух легковых автомобилей доходы от реализации как первого, так и второго автомобиля необходимо облагать налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Следовательно, при продаже второго объекта плательщик теряет право на льготу, предоставленную для продажи первого объекта.

Однако налоговики в данном случае заняли лояльную позицию (см. разъяснение специалиста ГФСУ в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 72, с. 38). Так, по их мнению,

если в течение года физическое лицо продает два или более легковых автомобиля, то налогообложению подлежит доход от второй и последующих продаж

Информацию об очередности продаж автомобиля физическое лицо — продавец должно указать в отдельном заявлении или отразить в соответствующем пункте договора купли-продажи (п. 173.3 НКУ).

Как определяют доход от продажи легкового автомобиля? Исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже (по выбору плательщика налога):

среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства

или

оценочной стоимости соответствующего транспортного средства, определенной по закону.

Среднерыночную стоимость определяет ежеквартально Минэкономики для каждой марки, модели транспортных средств с учетом года выпуска и пробега, на основании анализа фактических цен продажи соответствующих транспортных средств (см. Порядок определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 10.04.2013 г. № 403). Оглашается она до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Информацию о среднерыночной стоимости можно найти на официальном веб-сайте Минэкономики (http://new.me.gov.ua/Vehicles/CalculatePrice).

Оценочную стоимость автомобиля определяют профессиональные оценщики в соответствии с Методикой товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, утвержденной приказом Минюста и Фонда госимущества от 24.11.2003 г. № 142/5/2092.

Покупаем автомобиль, который не является легковым. В этом случае вся сумма дохода от продажи будет для физлица налогооблагаемым доходом. Его сумму определяют исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже оценочной стоимости автомобиля.

Всю сумму такого дохода облагают НДФЛ по ставке, установленной в п. 167.2 НКУ, т. е. 5 %.

Поскольку в нашем случае автомобиль у физлица покупает субъект хозяйствования — налоговый агент, то он должен:

1) начислить и уплатить НДФЛ в бюджет по своему местонахождению, если полученный от продажи транспортного средства доход подлежит налогообложению. При перечислении дохода с банковского счета НДФЛ уплачивается в день выплаты дохода (п.п. 168.1.2 НКУ), а при выплате из кассы — на следующий день после выплаты (начисления) (п.п. 168.1.4 НКУ);

2) отразить доход физлица от продажи автомобиля в Налоговом расчете по форме № 1ДФ
с признаком дохода «105». Если доход необлагаемый (в отчетном году первая продажа легкового автомобиля), то графы 4а и 4 не заполняете (в бумажном варианте формы № 1ДФ ставите прочерки). Доход от продажи транспортного средства подлежит налогообложению? В указанных графах Налогового расчета отражаете сумму НДФЛ (см. разъяснение специалиста ГФСУ в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 72, с. 38).

Если договор купли-продажи удостоверяет нотариус, он также отчитывается о такой сделке в ГНИ путем подачи Налогового расчета по форме № 1ДФ.

А как быть в случае, когда физлицо-продавец самостоятельно уплатило НДФЛ до момента заключения договора купли-продажи? Нужно ли в такой ситуации субъекту хозяйствования — налоговому агенту еще раз удерживать НДФЛ с начисленного такому продавцу дохода?

Да, нужно. Тот факт, что физлицо уплатило НДФЛ, не дает права предприятию-покупателю не удерживать налог с выплачиваемого продавцу дохода. Предприятие во избежание финансовых санкций должно удержать и перечислить НДФЛ в бюджет по своему местонахождению, а также отразить доход физлица от продажи автомобиля в Налоговом расчете по форме № 1ДФ.

В свою очередь, физлицо сможет, на наш взгляд, вернуть излишне уплаченный НДФЛ, подав годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах. Несмотря на то, что для этого случая возврат налога не предусмотрен разд. ІV НКУ, другого способа вернуть физлицу излишне уплаченные им в бюджет средства нет. Вместе с декларацией такому лицу следует предоставить договор, подтверждающий, что покупателем выступал субъект хозяйствования, и документы, подтверждающие фактическую уплату налога (платежные поручения, квитанции банка или отделения связи).

Пенсионный сбор предприятию, которое покупает легковой автомобиль у физлица, платить не нужно

Как мы указывали ранее (см. с. 9), такой сбор уплачивают предприятия и физические лица, которые приобретают право собственности на легковые автомобили, подлежащие первой госрегистрации (п. 7 ст. 1 Закона № 400). А в нашем случае автомобиль уже прошел первую госрегистрацию.

Также не нужно с суммы дохода от продажи автомобиля взимать ЕСВ и удерживать военный сбор. Ведь эта выплата начислена физлицу не за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовому договору (см. п. 1 ст. 7 Закона № 2464, разъяснение в категории 132.02 БЗ, разъяснение специалиста ГФСУ в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 46).

выводы

  • При покупке автомобиля, не зарегистрированного ранее в Украине, уплачивается сбор за первую регистрацию транспортного средства. Если такой автомобиль является легковым, то уплачивается также пенсионный сбор.

  • В первоначальную стоимость автомобиля включают расходы на уплату общеобязательных сборов, а также регистрационные сборы ГАИ.

  • Финансовые расходы в первоначальную стоимость автомобиля не включают.

  • Если физическое лицо впервые в отчетном году продает принадлежащий ему легковой автомобиль, то полученный им доход от продажи налогообложению не подлежит.

  • Доход от продажи грузового автомобиля облагается НДФЛ по ставке 5 %.

  • Предприятие-покупатель является налоговым агентом и обязано удержать и перечислить в бюджет НДФЛ из налогооблагаемого дохода продавца-физлица.
автомобиль, приобретение добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье