Спецсчета по НДС: продолжаем знакомство

В избранном В избранное
Печать
Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Октябрь, 2014/№ 86

Тра-та-та, тра-та-та,

всем откроют спецсчета...

(из новогодней песни плательщиков НДС)

«Спокойная» (как теперь, оглядываясь назад, может показаться) жизнь плательщиков НДС с нового года, судя по всему, заканчивается. Где-где, а тут уж точно заживем по-новому! Ведь к каждому плательщику «приставят» свой спецсчет.

О приближении «коварных» спецсчетов вы уже знаете из комментария к Закону № 1621, затеявшего с будущего года грандиозные изменения в части НДС (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9). Вот-вот документ должен обрасти подзаконной нормативкой. Пока же на сайте ГФС размещен второй вариант проекта постановления КМУ, которым вынесен на обсуждение Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее — Проект). Первый мы начали анализировать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 84, с. 36. Но в части регулирования НДС-спецсчетов они практически идентичны.

Подчеркиваем, это лишь проект. Поэтому документ еще «сырой». И в отношении внедряемой системы электронного администрирования (далее — СЭА) оставляет множество вопросов. Посмотрим, что придет к финалу.

А пока давайте познакомимся с грядущими реформами и потихоньку вникнем в механизм. Тем более, что времени в запасе до полномасштабного их применения не так то уж и много. Сегодня продолжим начатый вышеупомянутыми публикациями разговор. И дальше обещаем с темой спецсчетов/СЭА идти рука об руку, возвращаясь к ней по мере необходимости неоднократно.

Каждому плательщику 01.01.2015 г. откроют свой спецсчет

По поводу собственно открытия спецсчетов особо переживать не стоит. Здесь сразу успокоим. Никаких действий на этот счет предпринимать не нужно.

В СЭА все будет сделано за вас. Поскольку 01.01.2015 г. каждому плательщику НДС:

(1) автоматически (бесплатно) откроют «свой» спецсчет

(2) в отдельном банке (под названием ПАО «Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках», хотя с учетом обновленного Проекта, скорее всего, это будет Госказначейство). Так что спецсчет будет открыт не в вашем, а в особом (!) банке (на основании реестров налогоплательщиков, которые в этот банк направит ГФС). В итоге

спецсчета будут открыты всем без исключения плательщикам

Поскольку им отводится ключевая роль в СЭА.

А вот вновь созданным плательщикам спец- счет откроют датой НДС-регистрации. Причем уже начиная с этой даты новички смогут зачислять деньги на спецсчет. Ну и само собой, в ответном порядке об открытых спецсчетах банк обязуется уведомлять органы ГФС.

Точка отсчета — 1 января 2015 года

Важно! Стартовой датой запуска работы СЭА, в том числе начала использования спецсчетов, является 01.01.2015 г.

Что это значит? То, что в СЭА начнут накапливаться все операции, по которым первое событие произошло (т. е. налоговые обязательства (НО) возникли) начиная с 1 января 2015 года. И, в частности:

— у продавцов — налоговые накладные (НН), выписанные начиная с 01.01.2015 г.;

— у покупателей — полученные эти же НН (т. е. составленные начиная с 1 января 2015 года и служащие подтверждением «входного» НДС).

А вот переходящий «минус», возникший до 01.01.2015 г. (то ли заявленный в виде бюджетного возмещения, то ли образовавшийся в строке 24 декларации за декабрь/IV квартал 2014 года) в СЭА, увы, не попадет. Ему вынес «приговор» разд. II «Переходные положения» Закона № 1621, установив, что:

— заявленное до 01.01.2015 г. возмещение будет возмещено в порядке, действующем до 01.01.2015 г., а

— задекларированное до 01.01.2015 г. в строке 24 отрицательное значение будет учитываться отдельно в порядке, определенном ГФС.

Так что с 01.01.2015 г. НДС-учет как бы обрывается. И отсчет в СЭА начинается «с нуля».

Что нужно помнить про НН

Напомним вкратце новшества, затрагивающие с нового года налоговые накладные.

С 01.01.2015 г. все НН будут (п. 201.1 НКУ*):

— составляться в электронной форме;

— подлежать регистрации в ЕРНН.

* Здесь и далее ссылаемся на нормы НКУ, которые начнут действовать с 01.01.2015 г.

Таким образом, с 01.01.2015 г. ЕРНН-регистрации подлежат абсолютно все НН (а не только НН по под­акцизным/импортным товарам). Причем независимо (!) от указанной в них суммы НДС.

По-прежнему, отсутствие ЕРНН-регистрации не освобождает продавца от налоговых обязательств (абзац одиннадцатый п. 201.10 НКУ). А покупателю полученная, но незарегистрированная НН не дает права на налоговый кредит (п. 198.6 НКУ). Так что

НК можно будет отразить только по зарегистрированным (!) НН

Причем после 01.01.2015 г. пожаловаться на продавца, не зарегистрировавшего НН, для сохранения НК покупатель уже не сможет. Ведь п. 201.10 НКУ с будущего года не предусматривает возможности отражения по жалобе НК. Так что, с учетом срока ЕРНН-регистрации, «на все про все» у продавца есть 15 дней. И если в этот срок продавец НН не зарегистрирует (или его с ЕРНН-регистрацией не поторопит покупатель), то покупатель может потерять НК. Одним словом, тоска-печаль ☹… Но будем надеяться, что партнеры окажутся надежными и не подведут.

А чтобы избежать возможных неприятностей (и уложиться в 15-дневный срок), сторонам как никогда придется действовать сплоченно. Как вариант: совместно выбирать более подходящую дату первого события, вплоть до того, что даже «подвигать» намеченную ранее оплату/поставку, переходить на работу по предоплате и т. п.

Ну и, наверное, вы уже слышали, что с 01.01.2015 г. изменения коснутся п. 188.1 НКУ. Введут нижний порог базы обложения. Так, НДС будет начисляться:

— по товарам/услугам — не ниже стоимости их приобретения;

— по необоротным активам — не ниже их остаточной стоимости.

Это к тому, что

с 01.01.2015 г. начислить НДС ниже цены приобретения/остаточной стоимости не получится

Так что НДС «на выходе» не может быть меньше, чем НДС «на входе». Хотя договорную стоимость можно установить любой. Главное — не занизить обязательства.

Регистрация НН в ЕРНН — с оглядкой на лимит ΣНакл

Как отмечалось, с будущего года все НН подлежат регистрации в ЕРНН. А дальше (приготовьтесь!) вокруг ЕРНН-регистрации завязывается, пожалуй, самое интересное…

Так, с 1 января 2015 года для регистрации НН в ЕРНН вводится новое условие. Зарегистрировать НН в ЕРНН удастся, если сумма НДС в НН не превышает расчетного значения ΣНакл (абзац восьмой п. 201.10 НКУ).

Формула ΣНакл. Формулу расчета этого показателя находим в п. 2001.3 НКУ. Распишем ее составляющие (см. рис. 1):

 

Рис. 1. Расчет суммы НДС (∑накл), на которую можно регистрировать нн в ернн

 

Что увеличивает ΣНакл? Как видим, три первых слагаемых увеличивают (повышают) возможность регистрации НН в ЕРНН. Поэтому чем больше было НДС «на входе» по полученным НН, зарегистрированным в ЕРНН (ΣНаклОтр), или при импорте (ΣМитн) (причем, неважно, попадает или нет и тот, и другой «входной» НДС в НК), тем на большую сумму налогоплательщик может сам выдать зарегистрированных НН (ΣНаклВид).

Если же этих составляющих для ЕРНН-регистрации будет недостаточно, в запасе есть последний шаг — закинуть деньги на спецсчет (ΣПопРах). Вот для чего оказывается он, голубчик, нужен!

Только учтите: забрать средства со спецсчета обратно не получится. У средств дорога (движение) только в одну сторону:

текущий счет плательщика спецсчет бюджет.

И вплоть до аннулирования НДС-регистрации возможности возврата «спецсчетных» денег нет (подробнее об этом еще скажем дальше). Поэтому «авансы» на спецсчет — это, пожалуй, мера крайняя. Ведь происходит отвлечение и без того дефицитных (!) оборотных средств. А средства, отданные на спецсчет, по сути «замораживаются». Хотя потом с них и будет заплачен НДС в бюджет.

Судите сами! Одно дело, скажем, разово уплатить НДС по декларации до 30 числа месяца, следующего за тем, в котором вы осуществляли поставки. И то ли дело для ЕРНН-регистрации регулярно в режиме реального времени пополнять спецсчет!

Что уменьшает ΣНакл? И наоборот, три заключительных компонента формулы снижают (уменьшают) возможность регистрации НН в ЕРНН. Так, в противовес ранее отраженному «входному» НДС это, прежде всего, выданные и зарегистрированные НН (ΣНаклВид). А также часть «входного» НДС, которая вернется в виде возмещения (ΣВідшкод).

Один нюанс. Хотя в ΣНаклВид говорится о зарегистрированных «выданных» НН, большая вероятность, что в этом показателе будут учитываться также и просто «составленные» зарегистрированные НН (которые не выдаются покупателю). В Проекте этот момент пока не уточнен. Однако со временем он, несомненно, разрешится.

Кроме того, в ответ «входному» НДС все равно учтутся выписанные, но так и не зарегистрированные НН. Как уже отмечалось, НН без регистрации не освобождают продавца от обязательств. Тогда возникнет расхождение (ΣПеревищ): НО по декларациям превысит суммы НДС в НН, зарегистрированных в ЕРНН. И эта разница также (!) поучаствует в расчете. Правда, на уменьшение показателя ΣНакл она сможет повлиять отложенно — только после предельного срока подачи деклараций (когда в СЭА определится ΣПеревищ).

Так что нерегистрация НН на время создает некий резерв для показателя ΣНакл. И этим нужно научиться ловко пользоваться. Например, в первую очередь регистрировать НН, которые выдаются покупателю (и по которым покупателю крайне важно отразить налоговый кредит). А напоследок уже отложить ЕРНН-регистрацию НН по операциям с неплательщиками.

Таким образом, всю процедуру регистрации НН в ЕРНН с 01.01.2015 г. можно представить так (см. рис. 2 на с. 13):

 

Рис. 2. Регистрация НН в ЕРНН

 

Участвуют ли в формуле РК и заменители НН? Такой вопрос рано или поздно появится у каждого. Частично на него ответ дает Проект.

Хотя в формуле из п. 2001.3 НКУ говорится только про НН, на самом деле в ней учитываются также и расчеты корректировки (РК). Прямое уточнение насчет включения РК сделано в п. 2 разд. III Проекта. Поэтому, говоря НН, будем иметь в виду также и РК.

Зарегистрированные РК участвуют в формуле с соответствующим знаком «+» или «-»

То есть, как и НН, повышают либо уменьшают общий лимит ΣНакл (возможность регистрации в ЕРНН). И соответственно учитываются:

— у продавца (с «+» или «-») — через показатель ΣНаклВид, а 

— у покупателя (с «+» или «-») — через показатель ΣНаклОтр.

Больше сегодня об РК ничего говорить не будем. Отметим лишь, что им отведены пп. 7—10 разд. III Проекта. И там изобретен «свой» интересный механизм, когда зарегистрировать РК обязан будет даже (!) покупатель. Да-да! Тут еще ожидают «приключения». Так что РК мы посвятим отдельный разговор.

Кстати, Проект предполагает, что на формулу будут влиять и поданные уточняющие расчеты (УР). То есть значение ΣНакл будет пересчитываться с учетом данных УР (см. п. 2 разд. III Проекта).

А вот судьба документов — заменителей НН (чеков РРО, транспортных билетов, гостиничных счетов, счетов за услуги связи) пока что остается под вопросом. Ни в коем случае не переживайте! По ним по-прежнему и без НН можно будет отражать НК (п. 201.11 НКУ). Вопрос в другом. Должны ли и такие документы в формуле формировать сумму «входного» НДС (т. е. включаться в показатель ΣНаклОтр)? Считаем, что должны. Иначе их «ущемление в правах» было бы непонятным. Да и покупателям пришлось бы сплошь и рядом требовать от продавцов НН.

Тем более, что с будущего года плательщики будут вести отдельный Реестр этих документов. Так называемый Реестр документов-заменителей НН (п. 201.111 НКУ). Его нужно будет ежемесячно в электронном виде сдавать налоговикам. Надеемся, что данные этих Реестров каким-то чудом будут приспособлены в СЭА, чтобы вливаться в общую сумму «входного» НДС (через показатель ΣНаклОтр). Впрочем, пока в Проекте на этот счет ни слова — а значит, заменители НН вполне могут «пролететь» мимо формулы.

ΣНакл будет известен в СЭА. Важно! ΣНакл с 01.01.2015 г. будет рассчитываться нарастающим итогом (см. п. 3 разд. III Проекта). Так что у каждого плательщика (с учетом осуществленных операций — продаж, покупок, импорта, возмещения, доплаты на спецсчет) на каждый момент времени (!) этот показатель будет свой.

Кстати, благодаря такому «нарастанию» оставшийся, предположим, неиспользованным «запас» ΣНакл из одного периода плавно перейдет в другой. То есть если, например, в одном периоде покупок было больше, чем поставок, и это создало некий «резерв» ΣНакл, то он не пропадет, а перейдет на следующий. Поэтому покупки создают «задел» на будущее и в следующем периоде позволяют регистрировать НН.

Впрочем, особо волноваться насчет расчета показателя ΣНакл не стоит. Рассчитывать его самостоятельно плательщикам не придется (хотя, как говорится «доверяй — но проверяй» ☺). И все же

на каждый момент времени значение ΣНакл будет известно (уже посчитано) в СЭА

Оттуда плательщики всегда смогут узнать его самостоятельно (обратившись в любое время суток), равно как и получить информацию о состоянии своего спецсчета (п. 5 разд. III Проекта). Надеемся, что проблем (проволочек) с этим не возникнет и доступ к информации будет оперативным, в режиме on-line. К тому же, ГФС на сайте выложит сам алгоритм расчета этого показателя (п. 3 разд. III Проекта). В общем, «все для клиента», если клиент — плательщик НДС!

Поэтому нам с вами достаточно лишь в целом представлять, как формируется этот показатель. Чтобы знать, как управлять его величиной. И в частности, понимать, что делать, если для регистрации НН показателя ΣНакл оказалось недостаточно.

Если ΣНакл для ЕРНН-регистрации недостаточно. В подобной ситуации «лукавый» п. 201.10 НКУ советует решить проблему просто. Для увеличения ΣНакл — пополнить свой спецсчет. Да вы бы с радостью — были бы финансы!

Но что же тогда можно предпринять? Особенно, если покупателю «горит» отразить НК.

Тем более вопрос станет «остро» в январе, когда отсчет пойдет «с нуля». И первые продажи (авансы и отгрузки) фактически заставят продавцов пополнять спецсчет.

Совет! В таком случае, к примеру, можно:

(1)

совершить покупки или импорт

 

чтобы за счет «входного» НДС по полученным и зарегистрированным (!) НН либо импортным ТД увеличить свой лимит ΣНакл. Или, как вариант, держаться принципа: «Cперва покупки — затем поставки». Хотя, вынуждены признать, выстроить так операции с партнерами, к сожалению, не всегда возможно;

(2)

пойти навстречу покупателю и в первую очередь на ЕРНН-регистрацию направлять НН, на основании которых покупателю важно отразить НК

 

А напоследок уже приберечь все прочие НН (например, НН по операциям из п. 198.5 НКУ, НН с неплательщиками, итоговые НН и т. п.).

Кстати, заметьте интересную деталь. Даже если эти «прочие» НН зарегистрировать так и не получится (на регистрацию в ЕРНН не будет пропускать ΣНакл), то в декларацию (в состав НО) их все равно включить придется. Причем, если по декларации в итоге выйдет НДС «к уплате», такую сумму обязательств спишут со спецсчета. И только если средств спецсчета будет недостаточно, плательщику (до предельного (!) срока уплаты НДС) нужно будет пополнить свой спецсчет (п. 3 разд. IV Проекта). А значит, деньги на спецсчет уйдут гораздо позже.

Поэтому нерегистрация НН фактически «отодвигает» момент пополнения спецсчета (к предельному сроку уплаты обязательств по декларации). А также увеличивает объем НДС, на который можно регистрировать НН (т. е. ΣНакл). Но это, если покупателю, повторим, не важно отразить НК.

Хотя, по правде говоря, любые зарегистрированные НН (как с правом, так и без права на НК) всегда интересны покупателю. Ведь даже по «неналоговокредитным», но зарегистрированным (!) НН сумма «входного» НДС будет увеличивать у покупателя ΣНакл (эти НН также войдут в показатель ΣНаклОтр). Поэтому, скажем прямо, получение любой зарегистрированной НН для покупателя станет на вес золота. Другое дело, что придется расставлять приоритеты и чем-то жертвовать, а где-то выбирать.

Однако злоупотреблять нерегистрацией, конечно же, не стоит. Хотя ответственности за нерегистрацию как таковой и нет (разве что админштраф по ст. 1631 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х). С другой стороны, расхождения данных ЕРНН с данными деклараций (т. е., по сути, наше ΣПеревищ) — лишний повод налоговикам к внеплановой проверке (абзац двенадцатый п. 201.10 НКУ). В таких условиях спокойнее оставшиеся незарегистрированными НН вообще исправить через время как ошибку, подав уточняющий расчет (УР). Цена расплаты — возможный самоштраф;

(3)

не спешить с регистрацией НН в ЕРНН

 

То есть регистрировать НН в ЕРНН не сразу, а «отложенно». Ведь на ЕРНН-регистрацию отводится 15 дней. Поэтому, если, скажем, регистрацию провести «под занавес» 15-дневного срока, возможно, к тому времени (за счет появившихся покупок/импорта) уже возникнет нужное значение ΣНакл. Так что отложенная ЕРНН-регистрация в какой-то мере может воспрепятствовать «досрочному» оттоку денег на спецсчет и «не заморозить» ваши средства;

(4)

по возможности подписать допсоглашение к договору и перенести поставку (первое событие — оплату/отгрузку) на следующий период

 

Если возможностью зарегистрировать НН в текущем периоде даже и не пахнет, стороны могут пересмотреть договорные условия — отодвинуть поставку. Наверняка в таком переносе чаще будет заинтересован покупатель, желающий отразить НК;

(5)

в конце-концов, чтобы зарегистрировать «важную» НН, осуществить доплату на спецсчет

 

Ну это уже, так сказать, самый последний вариант — когда все остальные пути испробованы или невозможны.

Заметьте: хотя при вариантах 1—4, возможно, и придется для регистрации НН пополнить свой спецсчет, но сумма пополнения может быть уже гораздо меньшей.

Как видим, с 01.01.2015 г. зарегистрировать НН в ЕРНН будет не так-то просто.

Вы спросите, к чему городить весь этот огород? Глобальная идея та же — благородная. Борьба с налоговыми ямами. Как следствие — рост поступлений НДС в бюджет.

Так, с помощью вводимых спецсчетов собираются бороться с формированием фиктивного НК (необеспеченного покупками) и злоупотреблениями при бюджетном возмещении. Ведь требования к ЕРНН-регистрации станут жестче — появится дополнительный барьер при выдаче НН.

Только подумайте: выдать зарегистрированную НН получится, если в СЭА будут зарегистрированы (!) суммы «входного» НДС, либо если право на ЕРНН-регистрацию будет обеспечено доплатой на спец- счет. Это должно искоренить «фальшивые» НН с возможностью формирования по ним фиктивного НК.

Вот только добросовестным плательщикам от этого не станет легче. У них ко всему прочему появится извечная проблема поиска оборотных средств. Ведь как ни крути, а пополнять спецсчет время от времени придется. Ну что ж, посмотрим, надолго ли приживутся спецсчета?

Расчеты с бюджетом — с 01.01.2015 г. через спецсчет

В течение периода, как, вы, наверное, уже поняли, чтобы зарегистрировать НН, придется время от времени пополнять спецсчет. Поэтому к моменту, когда нужно будет совершить платеж по декларации (уплатить НО), какая-то сумма уже сама собой будет на спецсчете.

Но кто тогда уплатит НДС в бюджет? Платеж за вас перечислит банк, в котором открыт спецсчет. Да-да,

банк сам уплатит со спецсчета сумму НДС в бюджет

Каким образом все будет происходить?

Не позже, чем за 3 дня до окончания предельного срока уплаты ГФС направит в банк реестры НДС-плательщиков (п. 200.2 НКУ, п. 2 разд. IV Проекта). В них будут указаны суммы, подлежащие перечислению в бюджет. Такие сведения соберут по данным деклараций. А банк, в свою очередь, на основании полученных реестров (не позже последнего дня предельного срока уплаты обязательств) сам перечислит сумму НДС в бюджет (см. рис. 3 на с. 17).

 

Рис. 3. Расчеты с бюджетом при использовании спецсчетов

 

Правда, если окажется, что для НДС-платежа средств на спецсчете не хватает, то до предельного срока уплаты желательно пополнить свой спецсчет. То есть перечислить на него недостающие суммы с собственного текущего счета. Чтобы в итоге банк перечислил все как полагается и не появился долг.

Иначе должников ждут неприятности. Им важно знать один момент. Ведь если возникает долг, то все средства, которые должник затем направит на спец- счет, банк, в первую очередь, спишет в погашение долга (п. 3 разд. IV Проекта). И только когда долг будет погашен, доплата на спецсчет откроет путь к регистрации НН.

Заметьте для себя еще одну деталь. Расчеты с бюджетом по УР, штрафным санкциям, пене и НО, доначисленным контролирующими органами (по основаниям из пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4 — 54.3.6 НКУ), осуществляются в прежнем порядке. То есть, как и прежде, эти суммы плательщик уплачивает в бюджет с собственного текущего счета (п. 6 разд. IV Проекта). Так что тут пока без перемен. Такие суммы на спецсчет перечислять не нужно, а их плательщик сам «отдаст» в бюджет.

А может, лучше … аннулироваться?

Возможно, что в свете таких новаций кто-то решит проститься с НДС. Тем более, что с 01.01.2015 г. предельные объемы, вынуждающие регистрироваться, весомо возрастут — повысится порог НДС-регистрации. В круг обязательных НДС-плательщиков будут попадать лица с налогооблагаемыми объемами за последние 12 месяцев свыше 1 млн грн. (изменится п. 181.1 НКУ, см. об этом также «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9).

Поэтому если вы — плательщик НДС «со стажем» и за 2014-й ваши объемы не превысили заветный 1 млн грн., то встретив Новый год, подать заявление на НДС-аннулирование (по форме № 3-ПДВ, см. приложение 3 к Положению № 26) вы можете уже прямо начиная со 2 января (ведь 1-го как-никак официально — праздник ☺). Но «подготовиться» к этому (скажем, продав все «ненужное») лучше в декабре или уже сейчас (когда покупатель сможет без проблем отразить НК, да и вы не должны будете начислять НО по таким продажам со стоимости приобретения/остаточной стоимости).

Напомним: добровольно аннулироваться (при небольших объемах за последние 12 месяцев) позволяет п.п. «а» п. 184.1 НКУ. А право заявить об аннулировании (в любой день — при условии, что истекли 12 календарных месяцев с момента регистрации) дано плательщикам п. 5.2 разд. V Положения № 26.

Тут, правда, уточним один момент. Дословно в этом пункте говорится, что заявление можно подать по истечении 12 календарных месяцев регистрации лица плательщиком НДС, начиная со следующего дня после дня, соответствующего числу и месяцу регистрации лица плательщиком НДС. Этот нюанс важно учесть «молодым» плательщикам, чтобы для НДС-разрегистрации верно отсчитать 12-месяцев. То есть определить ту дату, с которой можно смело подавать заявление на аннулирование и выход из рядов плательщиков НДС. Поэтому если лицо, скажем, зарегистрировалось плательщиком НДС 14.01.2014 г. (не с начала периода), то заявление на НДС-аннулирование оно может подавать, начиная с 15.01.2015 г. (т. е. по прошествии 12 месяцев работы плательщиком НДС).

При аннулировании, конечно, сразу же появится вопрос: как это отразится на спецсчете? Какой окажется его дальнейшая судьба? Как быть, если на нем зависло средств «с лихвой» — гораздо больше суммы обязательств? Или наоборот, если средств для платежей в бюджет осталось недостаточно?

Пункт 2001.8 НКУ на этот счет немногословен. В нем лаконично говорится:

— после аннулирования НДС-регистрации плательщику закрывается спецсчет, а

остаток средств со спецсчета перечисляется в бюджет.

К счастью, в Проекте случай аннулирования прописан более детально (см. п. 8 разд. IV). При этом схематично ситуацию можно представить так (см. рис. 4 на с. 18).

 

Рис. 4. Закрытие спецсчета при аннулировании НДС-регистрации

 

Приятно, что Проект решил вопрос c остатком средств при аннулировании. И в частности, определил судьбу излишних средств, попавших на спецсчет. Правда, сперва, не разбираясь, всю сумму средств со спецсчета (при закрытии) направят прямиком в бюджет. А вот затем плательщик может вернуть «свои кровные». Для этого нужно подать заявление на возврат в общем порядке — не позже 1095 дней (п. 43.3 НКУ).

То, что в новом п. 2001.8 НКУ на этот счет нет никаких инструкций, мы замечали раньше (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9). Похвально, что в Проекте восполнили пробел. Ну хоть одной проблемой стало меньше ☺.

выводы

  • С 01.01.2015 г. все НН будут составляться в электронной форме и регистрироваться в ЕРНН.

  • Зарегистрировать НН в ЕРНН удастся, если сумма НДС в НН не превышает лимит регистрации (ΣНакл).

  • Для регистрации НН в ЕРНН можно увеличить лимит регистрации (ΣНакл), в частности, пополнив свой спецсчет. Хотя это возможно и за счет других факторов: покупок/импорта, отложенной ЕРНН-регистрации, переноса первого события и т. п.

  • Не позже предельного срока платежа банк сам со спецсчета перечислит НДС в бюджет.

  • При аннулировании НДС-регистрации весь остаток средств спецсчета перечисляется в бюджет. Однако плательщик может вернуть сумму излишне отданных бюджету средств, подав заявление на возврат не позже 1095 дней.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон № 1621 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.

  3. Положение № 26 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Министерства доходов и сборов Украины от 16.01.2014 г. № 26.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить