Эконалог и рентная плата: отголоски налоговой реформы

В избранном В избранное
Печать
Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2015/№ 32
Реформаторский ураган, пронесшийся в начале года над налоговой вотчиной, «повалил» много разных сооружений. Вспомнить хотя бы полное крушение «прибыльного» дворца — раздела III НКУ*, на месте которого по бухгалтерским правилам тут же был возведен достаточно прозрачный новый дом. Затронул ветер перемен и налоги помельче. Причем некоторые из них смешал в одну кучу под общим названием «рентная плата». А вот эконалог, как ни странно, устоял. Хотя некоторые потери тоже понес. Мы сознательно до сих пор почти ничего не говорили об этих налогах — их жизнь по новым правилам только-только начинается. И первый рубеж, который предстоит пройти, — квартальная отчетность. Давайте преодолеем его вместе.
ресурсные платежи

** «Радиоактивных» разновидностей этого налога традиционно не касаемся, но на всякий случай предупреждаем, что они тоже никуда не делись.

Выступать в поход, правда, придется со старым багажом — обновленных форм отчетности до сих пор нет. Поэтому для прошлогодних плательщиков чисто внешне ничего не изменилось. А насколько глубокими по своей сути оказались реформы в сфере ресурсных налогов и сборов? Придется ли вникать в новые правила тем, кто в силу производственной необходимости загрязняет окружающую среду, использует в производственных целях воду или пользуется недрами для добычи полезных ископаемых? Первые, как известно, до нового года платили эконалог, вторые — спецводосбор, ну а третьи — плату за недра. А как теперь?

Стойкий оловянный солдатик (рассказ об эконалоге в 2015 году)

Как вы уже поняли, с эконалогом ничего не произошло, он как был, так и остался. Правда, потрепался маленько, как тот персонаж из сказки Андерсена, но в целом жив и неплохо себя чувствует. ☺

Начнем рассказ с хорошей (для налогоплательщиков) новости:

с 01.01.2015 г. не взимается экологический налог за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения

Напомним, что в последнее время его платили отнюдь не собственники передвижных источников, а так называемые налоговые агенты, которые производили топливо и реализовывали его на таможенной территории Украины или импортировали его в страну. Так вот, теперь эта разновидность эконалога окончательно упразднена. Вместо него с нового года законодатели подняли ставки акцизного налога на все виды моторного топлива.

Но есть новости и похуже (опять же, для налогоплательщиков): остальные разновидности эконалога продолжают здравствовать. Значит, по-прежнему его надо платить за**:

— выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. Ставки приведены в  ст. 243 НКУ — они сохранились на уровне 2014 года. Имейте в виду: ГФСУ упорно продолжает считать электрогенераторы стационарными источниками загрязнения (см. письмо от 13.01.2015 г. № 311/6/99-99-15-04-02-15) и требовать уплаты за них эконалога. Наши рассуждения на этот счет читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 91, с. 17. Причем они в полной мере остаются справедливыми и сейчас, когда прекращено взимание этого налога за передвижные источники загрязнения;

— сбросы отдельных загрязняющих веществ в вод­ные объекты. За ставками обращайтесь к ст. 245 НКУ. Они, кстати, тоже остались на прошлогоднем уровне;

— размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах. Здесь ставками распоряжается ст. 246 НКУ. Но и в этой части все пока без перемен.

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Более того, в 2015 году остались неизменными по сравнению с предыдущим годом объекты и база налогообложения, базовый налоговый (отчетный) период, порядки исчисления и уплаты эконалога, а также предоставления налоговой отчетности. Об этом налоговики сообщили в  письме ГФСУ от 21.01.2015 г. № 1601/7/99-99-15-04-02-17.

Ожидаемой стала и их рекомендация применять старую форму налоговой декларации, утвержденную приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010. А посему достаточно будет напомнить, что по тем разновидностям эконалога, которыми мы ограничили сегодняшний разговор, декларация подается по месту размещения стационарных источников, специально отведенных мест или объектов ( п.п. 250.2.1 НКУ). Нюансы заполнения этой отчетности вы можете освежить в памяти, обратившись к «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 85, с. 3.

Не забудьте также о требованиях п. 250.8 НКУ:

если место предоставления декларации не совпадает с вашим местом нахождения на налоговом учете, то в тот контролирующий орган, который является для вас основным местом учета, подайте копию соответствующей декларации

Сроки для подачи как самой декларации, так и ее копии, стандартны — для квартального отчетного периода они составляют 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Однако, с учетом известного правила переноса предельных сроков предоставления налоговой отчетности, за I квартал 2015 года это надо сделать не позднее 12 мая.

А уплатить налог, как и раньше, вам предстоит в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации ( п. 250.2 НКУ). То есть за  I квартал 2015 года — не позднее 20 мая. Кстати, показывайте налоговые обязательства в ней отдельно за каждый отчетный период, без нарастающего итога. Но в этом тоже ничего нового нет.

В завершение разговора об эконалоге ответим на вопрос, как быть, если в текущем году вы не планируете осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов вплоть до конца года?

Вы помните, что раньше в таком случае приходил на выручку п. 250.9 НКУ. То есть следовало уведомить об этом контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии в отчетном году объекта исчисления эконалога. Сделать это надо было не позднее предельного срока подачи налоговой декларации за І квартал отчетного года (см. консультацию в БЗ, категория 120.05). Только тогда можно в течение всего года не подавать декларацию по эконалогу.

Аналогичным образом разъяснили этот вопрос налоговики и сейчас (см. другую консультацию в БЗ из той же категории 120.05). Однако, как нам кажется, в 2015 году ситуация несколько упростилась. Почему мы так считаем?

Дело в том, что с недавних пор п. 49.2 НКУ предписывает подавать декларации только в случае, если в отчетном периоде:

а) возникают объекты налогообложения

и/или

б) имеются показатели, подлежащие декларированию.

Причем таким послаблением налогоплательщик вправе воспользоваться без какого-либо предварительного информирования налогового органа.

Считаем, что п. 49.2 НКУ должен применяться и в отношении экологического налога. Даже несмотря на специальные требования п. 250.9 НКУ. Ведь кто из них более специальный — это еще бабушка надвое сказала! ☺ Но то, что первый из упомянутых пунктов появился в НКУ значительно позже второго, придает ему дополнительный вес. А значит, можно обойтись и без «эконаложного» заявления. Хотя, если не хотите впутываться в лишние споры с налоговиками, можете его и подать — лишним оно уж точно не будет.

А вот

прошлогодние налоговые агенты по «передвижному» эконалогу, которые с нового года по воле законодателя утратили этот свой статус, никаких заявлений точно не подают

Об этом контролеры сказали в консультации из БЗ, категория 120.06 и в своем ведомственном издании «Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2015, № 13, с. 8.

Добавим к этому еще и такое: те, кто раньше никогда не осуществлял загрязнение окружающей природной среды ни одним из возможных способов и не планирует иметь объекты обложения эконалогом в отчетном году, заявление тоже подавать не должны. Это касается и вновь зарегистрированных субъектов. Указанный вывод следует из консультации, размещенной в категории 120.05 БЗ.

Организованной толпой… субъекты шли на водопой (платим за спецводопользование)

Поговорим теперь о спецводосборе. Точнее, о том платеже, который вместо него появился с начала года в НКУ. На такое превращение законодатели пошли, стремясь сократить расходы на администрирование многочисленных налогов. Как следствие, шесть ресурсных платежей объединили в один — рентную плату. Мы в этой статье ограничимся рассмотрением двух ее составляющих:

— за пользование недрами для добычи полезных ископаемых ( ст. 252 НКУ) — о ней будет идти речь в следующем подразделе,

и

— за специальное использование воды ( ст. 255 НКУ) — о ней расскажем прямо сейчас.

Собственно, весь рассказ можно свести к констатации того факта, что ничего, кроме смены вывески, в данном случае тоже не произошло. Как и раньше, принципиальным моментом является то, используете вы воду исключительно на удовлетворение собственных санитарно-гигиенических и питьевых нужд или нет. Если да, то вы освобождены от уплаты этого платежа ( п.п. 255.4.1 НКУ).

Если же наряду с санитарно-гигиеническими потребностями вы используете воду в производственных целях — будьте добры вносить рентную плату за весь объем потребленной воды.

А как быть в тех случаях, когда вы водой непосредственно не пользуетесь, а сдаете свое помещение в аренду? Кто должен при этом уплачивать рентную плату за специальное использование воды в арендованном помещении? Из практики нам известно, что этот вопрос волнует многих. Поэтому чтобы вы не тратили свои силы и время на поиск ответа на него, мы подготовили для вас наглядную схему «по мотивам» консультаций из БЗ, категория 120.01 (см. рисунок на с. 16).

 

 

Уверены, вы с ней запросто разберетесь. Только внесите туда, пожалуйста, маленькую поправку:

— если по алгоритму, представленному на этом рисунке, вам выпадает платить рентную плату за воду, а вы при этом единоналожник первой — третьей групп, то, увы, как и раньше, такие единоналожники от этой платы не освобождены;

— а вот если вы плательщик ЕН из группы 4 (бывший ФСНщик), то рентную плату при любых раскладах вы не платите. Имейте в виду также и то, что в этом случае ваш партнер по договору аренды не становится обязанным уплачивать ее лишь потому, что вы «пропускаете ход». Иными словами, если вы, будучи единщиком группы 4, сдаете в аренду помещение, договор на водоснабжение которого заключен с вами, а арендодатель при этом пользуется водой в производственных целях, то «спецводоренту» не платит никто.

Не станем пересказывать остальные нормы ст. 255 НКУ — в нее законодатель попросту перенес все то, что было раньше в отдельном «спецводо­сборном» разд. XVI этого Кодекса. Убедиться в этом вы можете, если заглянете в приложение к письму ГФСУ от 31.01.2015 г. № 3130/7/99-99-15-04-02-17 (ср. 025069200). Там вы увидите, что остались без изменений ставки этой составляющей рентной платы, а также порядок ее расчета, декларирования и уплаты.

В частности, по-прежнему рентная плата за воду взимается в обычном размере лишь в пределах отведенного вам лимита на спецводопользование, а за сверхлимитный объем — в повышенном (5-кратном) размере.

При этом обратите внимание:

уплачивать авансовые взносы по рентной плате за специальное использование воды не нужно

Итак, что же получается? А то, что многим достаточно освежить в памяти основные положения статьи о водосборе из «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 85, с. 29 — и дело в шляпе! Тем более, что для отчета по воде (как и по эконалогу) за І квартал 2015 года вам предстоит воспользоваться старой формой налоговой декларации, утвержденной приказом Минфина от 21.12.2012 г. № 1403.

Не забудьте только вместе с ней подать контролирующему органу бумажные копии разрешения на спецводопользование или договора на поставку воды. А если вы составляете статотчетность об использовании воды по ф. № 2-ТП (водгосп), то и ее копию тоже.

Сроки подачи декларации и всех прилагающихся к ней копий — такие же, как и «эконаложной» отчетности (см. выше). Вот только заполняется отчетность по воде нарастающим итогом. Чтобы соблюсти этот принцип, придется подавать декларацию и за те кварталы отчетного года, когда спец­водопользование не осуществлялось, но при условии, что оно имело место в предыдущих кварталах.

Что касается тех случаев, когда водопользование было необъектным, т. е. направленным исключительно на удовлетворение санитарно-гигиенических и питьевых потребностей, то тут, как оказалось, не все так просто.

С одной стороны, если строго следовать предписаниям п. 49.2 НКУ (о нем мы говорили выше), то декларацию подавать не надо. Ведь в таком отчетном периоде у вас не возникают объекты налогообложения и нет показателей, подлежащих декларированию.

С другой же стороны, ГФСУ заняла противоречивую позицию: налоговики требуют подавать декларацию, если вы имеете разрешение на специальное водопользование или договор на поставку воды. И даже то, что в некоторых отчетных (налоговых) периодах отсутствует объект налогообложения ввиду использования воды исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, не освобождает вас от указанной обязанности (см. «Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2015, № 10, с. 38, а также консультацию в категории 121.06 БЗ). Похоже, налоговики никак не могут свыкнуться с чересчур либеральным п. 49.2 НКУ. Как бы то ни было, к таким выводам безопаснее прислушаться…

В завершение этого подраздела не можем пройти мимо печально известной нормы о праве на включение в расходы только рентной платы, исчисленной в пределах лимита на спецводопользование (см. п.п. 255.11.20 НКУ). Если же вы допустили сверхлимитное использование воды, то этот платеж якобы взимается за счет прибыли, остающейся в распоряжении водопользователя после налогообложения.

Интересно, как представляет себе законодатель практическое применение этих предписаний в условиях, когда объект обложения налогом на прибыль подчиняется бухгалтерским канонам? Ведь вряд ли НКУ вправе устанавливать состав расходов, отличный от того, который прописан в профильном бухстандарте. В общем, пока не делайте резких движений — отражайте всю (и лимитную, и свехлимитную) «спецводоренту» в расходах. А там поглядим…

«Ой у полі криниченька…» (о рентной плате за недра при добыче подземных вод)

Эта часть статьи — для недропользователей. Но не для всех, а для тех, которые осуществляют хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование. Как свидетельствует статистика, их достаточно много и все они в текущем году стали называться плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (см. п.п. 252.1.4 НКУ).

Собственно, плату за недра им приходилось вносить и раньше. Но с нового года этот платеж включили в состав рентной платы, не поменяв при этом практически ничего.

По-прежнему

объект обложения рентной платой при добыче пресных подземных вод возникнет у вас только в том случае, если глубина вашей скважины больше 20 метров

А вот если вы черпаете подземную воду из «криниченьки» меньшей глубины, то платить за недропользование не нужно, поскольку объект налогообложения отсутствует ( п.п. 252.4.1 НКУ). Однако имейте в виду, что и в том и в другом случае необходимость внесения в бюджет этого платежа не зависит от уплаты рентной платы за спецводопользование (см. консультацию в БЗ, категория 130.01).

Другими словами, даже если вся добытая подземная вода идет на санитарно-гигиенические и питьевые нужды, платить рентную плату за пользование недрами для добычи полезных ископаемых вы все равно обязаны. Ну а рентную плату за спецводопользование, понятно, нет. Однако если вода идет на производственные нужды, уплачиваются обе составляющие рентной платы — и за воду, и за недра.

Чтобы рассчитать налоговые обязательства по рентной «недроплате», вам придется воспользоваться тем же алгоритмом определения стоимости единицы добытой полезной ископаемой (пресной подземной воды), который, по большому счету, предназначен для горнодобывающих предприятий. В чистом виде этот показатель определяют по большей из двух величин:

— по фактическим ценам реализации добытого минерального сырья ( п.п. 252.7.1 НКУ)

либо

— по расчетной стоимости ( п.п. 252.7.2 НКУ).

В свое время, анализируя аналогичные требования НКУ в отношении платы за недра при добыче подземных вод, мы пришли к выводу*, что у плательщиков, добывающих воду только для собственных хозяйственных нужд и не осуществляющих ее реализацию, имеются данные только о расчетной стоимости (расходах на добычу).

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 56, с. 33; № 84, с. 25.

К сожалению, в текущем году налоговики никак не отреагировали на сложившуюся ситуацию — в консультации из БЗ, категория 130.04 они продолжают цитировать общий порядок расчета рентной «недроплаты», не делая исключений для водо­добытчиков. Хотя ранее в отмененном с 1 января разъяснении (см. БЗ, категория 530.03) справедливо замечали: рассчитывать стоимость добытой воды следует, ориентируясь только на известные данные (расчетную стоимость). В общем, вододобытчикам ничего не остается, кроме как забыть о сравнении двух величин и базироваться при определении налоговых обязательств только на расчетной стоимости единицы добытой подземной воды.

Кстати, при исчислении этой величины не обойтись без так называемого коэффициента рентабельности горнодобывающего предприятиярмпе). Как следует из совместного прочтения писем Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16034/7/99-99-15-04-01-17 («Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 58, с. 16) и Госкомиссии по запасам полезных ископаемых от 02.02.2015 г. № 46/07: для плательщиков рентной платы за пользование недрами, осуществляющих добычу подземных вод на основании разрешения на спецводопользование, расчетный коэффициент рентабельности будет равен 0,22.

Правда, такие расчеты были произведены исходя из учетной ставки НБУ на начало года в размере 14 %. А сейчас она уже составляет ни много ни мало 30 %!.. Видимо, в этой части грядут изменения.

В завершение скажем, что и по этому платежу (как и по двум другим, которые мы сегодня рассмотрели) отчетность подается по старой форме, утвержденной приказом Минфина от 17.09.2012 г. № 1000. Срок ее предоставления контролирующему органу тоже ничем не отличается. Адресуется такая отчетность органу ГФСУ по местонахождению участка недр, из которого добывают полезные ископаемые, т. е. по местонахождению скважины.

Внимание: в случае, если ваше место учета не совпадает с местонахождением скважины, придется подать копию налогового расчета в орган ГФСУ по месту своей налоговой регистрации.

Уплачивать ренту за недра следует ежеквартально по местонахождению скважины в традиционные для квартальных налогов сроки ( п. 257.5 НКУ).

И самое последнее. Как стало известно, Минфин таки подготовил проект декларации по рентной плате, которая объединит в одной отчетной форме все составляющие этого платежа. При этом налоговые обязательства по каждой такой составляющей будут рассчитываться в отдельном приложении. Примерно так, как нынче это происходит при декларировании экологического налога. Кстати, есть уже и проект новой «эконаложной» декларации. А значит, как только они будут утверждены, мы обязательно вернемся к сегодняшней теме, чтобы дать вам практические советы по заполнению новой отчетности.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить