Раздаем рекламные подарки

В избранном В избранное
Печать
Дзюба Наталия, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2015/№ 35
Бесплатные раздачи — наиболее продуктивная составляющая рекламного мероприятия. Субъект хозяйствования, решивший заявить о себе или повысить объемы реализации, нередко становится щедрым дарителем, бесплатно раздавая образцы товаров или проводя всевозможные розыгрыши с вручением призов. О том, как учесть подарки в рекламных целях, и поговорим в данной статье.

Конечной целью раздачи рекламных подарков является не их безвозмездная передача, а увеличение объемов продаж и получение субъектом хозяйствования дохода. Чтобы так и было, раздачи рекламных подарков нужно правильно оформить. Конкретных требований к такому оформлению законодательство не содержит. Однако «стандартный» набор доказательств рекламности предприятие должно все же иметь. А это:

1) приказ руководителя о проведении рекламного мероприятия (укажите в нем дату, место, цель проведения, круг лиц ответственных за организацию и исполнение, сроки, количество и наименование бесплатно раздаваемых товаров);

2) план подготовительных мероприятий (например, сперва размещение объявления об акции, а затем непосредственно проведение акции — бесплатной раздачи товаров);

3) смета расходов на проведение рекламного мероприятия (указываются ассортимент и количество товаров, рекламных материалов и других матценностей, которые предусмотрено раздавать/использовать бесплатно);

4) накладные на отпуск товаров/материалов со склада;

5) отчет о проведении рекламного мероприятия (составляется лицом, ответственным за рекламную раздачу). Такой стандартный набор документов придаст вашим бесплатным раздачам товара хозяйственную направленность. А она пока остается одним из важных условий отражения налогового кредита в НДС-учете.

НДС по рекламным раздачам

Рекламные товары. Так как бесплатная раздача товаров является поставкой ( п.п. 14.1.191 НКУ) и подпадает под объект обложения НДС ( п. 185.1 НКУ), то дарителю придется начислить НДС-обязательства. База обложения для начисления налоговых обязательств — договорная стоимость бесплатно передаваемого товара ( п. 188.1 НКУ). При этом она не должна быть меньше:

— для покупных товаров, передаваемых бесплатно в рекламных целях, — их цены приобретения;

— для самостоятельно изготовленных рекламных товаров — их себестоимости.

Как определять показатель минимальной базы, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 14. Вкратце напомним: у покупных товаров — это их первоначальная стоимость, а у самостоятельно изготовленных товаров, как пояснили налоговики, — производственная себестоимость (см. письмо ГФСУ от 07.04.2015 г. № 12082/7/99-99-19-03-02-17).

В подтверждение возникновения налоговых обязательств придется составить две налоговые накладные (НН) ( п. 20 Порядка № 957). Первую (основную) НН — на фактическую цену поставки (т. е. 0 грн.), а если получателем является неплательщик НДС, то с типом причины «02». Вторую (дополнительную) НН — на сумму превышения минимальной базы над фактической ценой поставки. В ней указывают тип причины «15» или «17» и оставляют у себя ( п. 20 Порядка № 957). А вот НН с типом «13» (как при простых не рекламных бесплатных поставках) выписывать не нужно — аргументы будут ниже.

По идее, раздавая рекламный товар неплательщикам НДС, достаточно выписать только дополнительную НН, составляемую на превышение минимальной базы над договорной стоимостью рекламного товара. Налоговики в такой ситуации не требовали выписывать НН на нулевую договорную стоимость товара (см. подкатегорию 101.02 БЗ).

Однако здесь решать вам. Дополнительную налоговую накладную, не составив основную, без изъянов заполнить не получится. Согласно п.п. 2 п. 15 Порядка № 957 в графе 3 НН после перечисления номенклатуры рекламного товара/услуги следует дописать «перевищення ціни придбання над фактичною ціною постачання товарів/послуг, указаних в податковій накладній № ___». То есть в дополнительной НН должен непременно стоять порядковый номер основной НН, составленной на фактическую договорную стоимость таких товаров/услуг/необоротных активов.

Но будет там номер или нет, это никак не повлияет на ваши налоговые обязательства и тем более налоговый кредит получателя (у получателя его просто-напросто не будет в любом случае — получит ли он зарегистрированную в ЕРНН налоговую накладную с нулем или нет).

Учтите! Дополнительная налоговая накладная на сумму превышения подлежит регистрации в ЕРНН. Хотя если ее не зарегистрировать, штрафы по ст. 1201 НКУ не применяются (но есть риск штрафа по ст. 1631 КУоП).

Листовки, буклеты. Надеемся, налоговики не потребуют начислять налоговые обязательства при раздаче листовок, буклетов, проспектов, визиток, плакатов, т. е. тех рекламоносителей, которые не имеют самостоятельной ценности. Распространение таких рекламных материалов не является операцией поставки. Такая операция — скорее донесение до потребителя информации о реализуемом продукте, нежели поставка этих материалов.

Хотя в былые времена налоговики под поставку подгоняли все без исключения рекламные раздачи материалов — имели они самостоятельную ценность или нет.

Но как бы там ни было,

«входной» НДС по бесплатно розданным в рекламных целях товарам сохраняется

Все требования для формирования налогового кредита, установленные в п. 198.3 НКУ, соблюдаются: операция является хозяйственной (рекламная акция направлена на раскручивание торговой марки/увеличение сбыта) и облагаемой НДС.

Такой позиции придерживаются и налоговики: суммы налога, уплаченные при приобретении товаров/усулг для проведения рекламных мероприятий, включаются в налоговый кредит плательщика налога, а налоговые обязательства при бесплатном распространении товаров рекламного назначения не начисляются (см. подкатегорию 101.02 БЗ).

Другое дело, если распространение рекламных материалов будет направлено на продвижение необлагаемой деятельности, тогда налоговый кредит увеличивать нельзя. Если он был увеличен, придется признать начисление налоговых обязательств согласно п. 198.5 НКУ. Учтите грядущие изменения! С 01.07.2015 г. весь входящий НДС нужно будет ставить в налоговый кредит, и только потом по факту неиспользования товаров/услуг в облагаемых операциях в рамках хоздеятельности начислять налоговые обязательства ( абз. седьмой п. 45 разд. I Закона № 71, п.п. «г» п. 198.5 НКУ).

И еще один нюанс. Если рекламную раздачу материалов осуществляет посредник (специализирующийся на этой деятельности), то учтите письмо ГНСУ от 04.02.2013 г. N 1673/6/15-3115. Из него следует, что посредник не будет второй раз начислять НДС, если стоимость рекламных материалов (которые передаются потребителям рекламных услуг) включена в стоимость рекламной услуги, которая предоставляется рекламодателю и обложена НДС.

Бухучет рекламных раздач

При бесплатной передаче товаров в ходе рекламной акции доход увеличивать не надо, поскольку не соблюдаются критерии его возникновения, определенные в п. 5 П(С)БУ 15. Во-первых, нет увеличения актива, во-вторых, не происходит уменьшения обязательства.

Так как операция носит рекламный характер, то себестоимость переданных рекламных товаров от­­носится в состав расходов на сбыт ( п. 19 П(С)БУ 16). Отражаются такие расходы в том периоде, в котором рекламные товары были переданы получателям и составлен отчет о проведении рекламной акции ( п. 7 П(С)БУ 16).

Рекламные товары/материалы учитываются так же, как и обычные товары/материалы на счетах запасов. Затем при их раздаче списываются с баланса проводкой: Дт 93 — Кт 209, 281, 26.

И еще один важный момент. В бухучете сумма доначисленных налоговых обязательств по НДС (исходя из минимальной базы по бесплатно переданным рекламным товарам) относится к прочим расходам операционной деятельности и отражается записью: Дт 949 — Кт 641/НДС*. То есть доначисленные налоговые обязательства по НДС, попав в прочие расходы, уменьшат финрезультат.

* Так рекомендовал отражать в бухучете доначисленный НДС и Минфин (см. письмо Минфина от 07.05.2013 г. № 31-08410-07/23-1524/2/1696 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 60, с. 21).

Рассмотрев бухгалтерскую сторону рекламной раздачи товаров, можем смело заглянуть и в налоговый учет. Ведь теперь налогооблагаемую прибыль плательщики определяют, ориентируясь на бухгалтерский финрезультат.

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль выступает финансовый результат до налогообложения (прибыль или убыток), определенный в финотчетности согласно НП(С)БУ или МСФО.

Причем высокодоходные плательщики (с годовым доходом более 20 млн грн.) или малодоходные добровольцы (с годовым доходом не более 20 млн грн.) дополнительно должны (!) корректировать финрезультат на разницы, перечисленные в ст. 138 — 140 НКУ. Сразу скажем, разницы при рекламной раздаче рекламных товаров у высокодоходных плательщиков не возникают, соответственно и корректировать финрезультат не придется.

Малодоходные предприятия (с доходом за предыдущий календарный год не более 20 млн грн.), принявшие решение не применять разницы, ориентируются только на финансовый результат.

Так что приятных и плодотворных вам рекламных кампаний!

выводы

  • В бухучете при рекламной раздаче товаров доход не возникает, а себестоимость бесплатно переданных рекламных товаров относится в состав расходов на сбыт.

  • Раздавая бесплатно рекламный товар, придется начислить налоговые обязательства по НДС исходя из минимальной базы.

  • Рекламные раздачи товаров относятся к хоздеятельности, поэтому даритель вправе оставить в составе налогового кредита «входной» НДС по таким товарам.

  • Рекламные бесплатные раздачи для целей определения налога на прибыль у высокодоходных плательщиков не требуют корректировки бухгалтерского финрезультата на разницы.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить