Учти так, не знаю как... (об учете запасов на складах по Закону об РРО)

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2015/№ 65
23.07.2015 г. вступил в силу Закон № 569, в связи с чем в Законе об РРО появилась масса правок. Продолжая с ними разбираться, в данной статье мы расскажем о том, кому теперь нужно вести учет товаров на складах (ЮЛ, ФЛП-общесистемщикам или единоналожникам), какие конкретно действия стоят за расплывчатой фразой «учет товарных запасов» и какой штраф предусмотрен за отсутствие такого учета?

Кого освободили от учета

Требование вести учет товарных запасов в Законе об РРО было давно — в п. 12 ст. 3. Причем там же была оговорка, мол, кое-кто освобожден от этого учета. Правда, от этой оговорки пользы было мало. Дело в том, что формулировка «освобождения» была столь расплывчатой, что никто не мог понять, к кому же она относится. К счастью, с 23.07.2015 г. ситуация прояснилась (см. табл. 1).

Таблица 1. Новое освобождение (п. 12 ст. 3 Закона об РРО)

Как было до 23.07.2015 г.

Как стало с 23.07.2015 г.

Субъекты хозяйствования, которые принимают наличные (или платежные карты) за проданные товары (работы, услуги), обязаны вести учет товарных запасов...

«12) <...> за исключением продажи товаров лицами, которые в соответствии с законодательством облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведения учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг)»

«12) <...> Такие требования не распространяются на физических лиц — предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога и не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость»

Таким образом, на сегодняшний день учет товарных запасов необязателен для:

1) единоналожников группы 1 или 2;

2) ФЛП-единоналожников группы 3 из числа неплательщиков НДС.

Кроме того, вести учет товаров не обязаны те субъекты хозяйствования, которые используют исключительно безналичный расчет за проданные товары (работы, услуги), так как на них вообще не распространяется ст. 3 Закона об РРО.

Обобщив имеющиеся ограничения, в табл. 2 покажем, кто должен вести учет товаров по Закону об РРО, а кто — нет.

Таблица 2.Нужен ли учет товарных запасов для целей применения РРО?

Субъект хозяйствования — плательщик НДС?

Принимает наличные и/или платежные карты

Принимает платежи только по безналу

ФЛП на ЕН группы 1

учет не нужен

ФЛП на ЕН группы 2

учет не нужен

учет не нужен

ФЛП на ЕН группы 3

с НДС

учет нужен

(даже если годовой оборот меньше 1 млн грн. и у вас нет РРО)

учет не нужен

(независимо от объемов оборота)*

без НДС

учет не нужен

(независимо от объемов оборота и наличия/отсутствия РРО)

учет не нужен

(независимо от объемов оборота)*

ФЛП на ОС

с НДС

учет нужен

учет не нужен

без НДС

учет нужен

учет не нужен

* Что касается Книги УДР (УД), то ее вести нужно (как обычно). А вот отдельный учет товаров — нет.

И все же может возникнуть и такой каверзный вопрос: если ФЛП на ЕН поставит РРО (добровольно, либо из-за торговли пивом, либо из-за миллионного дохода), но не будет плательщиком НДС, нужно ли ему вести учет товарных запасов? На наш взгляд, нет. В п. 12 ст. 3 Закона об РРО четко сказано: от товарного учета освобождены все ФЛП на ЕН, которые неНДСники.

Но будьте начеку. Ведь может произойти обратная ситуация:

если ФЛП на ЕН группы 3 с оборотом меньше 1 млн грн. не использует РРО (имеет такое право), но является плательщиком НДС, то он обязан вести учет товарных запасов! Ведь Закон об РРО не освобождает его от этой обязанности

Итак, только те ФЛП на ЕН, которые не связаны с НДС, могут вздохнуть спокойно: теперь налоговики уже точно не смогут их штрафовать по ст. 20 Закона об РРО за отсутствие учета товаров. Стоит отметить, что периодически у фискалов наблюдался всплеск активности по данному штрафу, несмотря на рекомендации судов прекратить извращать нормы Закона об РРО (к примеру, определение ВАСУ от 25.07.2012 г. № К/9991/84526/11, письмо Минюста от 19.05.2010 г. № 6091-0-4-10-20). Так что данное изменение как нельзя кстати.

Но будьте осторожны! Освобождение от товарного учета «работает» только в рамках Закона об РРО, т. е. оно лишь спасает от штрафа по ст. 20 Закона об РРО, но вовсе

не дает права ФЛП на ЕН работать без документов на товар

Документы на товар* у вас все равно должны быть, чтобы избежать недоразумений с налоговиками и Госпотребстандартом. Помните, что любой субъект хозяйствования обязан иметь первичные документы: это требование содержится не в Законе об РРО, а в других нормативно-правовых актах (в частности, в ст. 19 ХКУ, ст. 44 НКУ, пп. 17 и 18 Порядка № 833 и др.).

* К примеру: договоры, счета, акты закупки, платежные поручения, чеки, квитанции от продавца, ТТН, накладные и т. п.

Теперь подробнее поговорим о тех, кто не попал под освобождение от товарного учета.

ФЛП на ЕН группы 3 (плательщики НДС)

Если вы — ФЛП на ЕН — плательщик НДС, то п. 12 ст. 3 Закона об РРО предписывает вам вести учет товарных запасов на складах или по месту их реализации «в порядке, установленном законодательством».

Однако ни один нормативно-правовой акт на сегодняшний день не содержит такого порядка**. То есть законодательством не определен порядок учета товарных запасов у ФЛП-единоналожника.

** Кстати говоря, для физлиц-предпринимателей такого порядка никогда и не было.

Как же быть? Налоговики традиционно склоняются к тому, что учет товарных запасов — это правильное заполнение Книги УДР. Однако в самой Книге нет граф для отражения товаров. Как правильно отмечает Мин­юст в своем письме от 19.05.2010 г. № 6091-0-4-10-20 (ср. 025069200), форма Книги УДР у ФЛП на ЕН не предусматривает ведение учета товарных запасов, она предназначена только для учета его доходов и расходов.

По сути, получается, что ФЛП на ЕН, даже несмотря на НДСный статус, могут «закрыть глаза» на учет товаров и спокойно вести Книгу УДР. То есть никакого специфического учета вести не нужно. Достаточно того, чтобы у вас были документы на приход товара* (как минимум входная НН, но лучше, если к ней еще договор, платежка и ТТН). Этого, как и раньше, должно быть достаточно.

* Любопытно, что суды не возражают против того, чтобы первичные документы были не на месте продажи или хранения товаров, а в другом месте (к примеру, определение Севастопольского апелляционного админсуда от 21.03.2011 г. по делу № 2а-8071/10/4/0170).

Самым же осторожным можно посоветовать вести учет товаров (сколько куплено за день и сколько продано за день в штуках и в гривнях) в произвольной форме. К примеру, в тетради или с помощью специальной складской программы.

Общесистемщики

Закон об РРО не освобождает ФЛП-обще­сис­темщиков от учета товаров. Поэтому если вы продаете товары за наличные или через POS-терминал, то учет вести нужно. Но как это сделать, совершенно не понятно.

Впрочем, из консультации в категории 104.14 БЗ можно сделать вывод: налоговики под учетом товаров у общесистемщика традиционно понимают правильное заполнение им Книги УДР. Действительно, было время, когда такая позиция налоговиков была оправдана, так как в упомянутую Книгу вносились данные об остатках товара на начало и конец месяца. Тем не менее в нынешней форме Книги УДР «товарных» граф нет.

И все же есть графы 5 и 6, в которых записывается стоимость приобретенных за день товаров и реквизиты документов, подтверждающих факт их покупки. У общесистемщиков, кстати, в отличие от единоналожников, вообще все жестко с документами:

— все расходы должны быть подтверждены документально (п. 177.2 НКУ);

— обязательно нужно иметь документы относительно происхождения товара (п. 177.10 НКУ).

Но, как ни крути, а количественного учета товаров в Книге УДР нет. Впрочем, действующая нормативка и не требует его от общесистемщика, по крайней мере никакого порядка учета товарных запасов для ФЛП-общесистемщиков на сегодняшний день нет.

Поэтому, на наш взгляд, общесистемщику достаточно вести учет купленных товаров в денежном эквиваленте в графе 6 Книги УДР и иметь документы, подтверждающие факт покупки товара (накладная, платежное поручение, квитанция, фискальный чек, акт закупки и т. п.). В таком случае штраф по ст. 20 Закона об РРО** ему грозить не должен.

** Двойная стоимость неучтенных товаров (по ценам реализации), но не меньше 170 грн.

Впрочем, самым осторожным можно посоветовать вести учет товаров в произвольной форме (в количественном и суммовом выражении). К примеру, в тетради или с помощью специальной складской программы.

Юрлица

С юрлицами все проще. Поскольку они обязаны вести бухучет, то и учет товарных запасов на складах или по месту их реализации им следует вести согласно П(С)БУ 9.

При этом обязательно нужно оформлять все необходимые документы при оприходовании товара (накладная, ТТН). Само ведение бухгалтерского учета запасов подтверждает выполнение п. 12 ст. 3 Закона об РРО.

Обратите внимание: штраф по ст. 20 Закона об РРО применяется только в случае продажи абсолютно неучтенных товаров. То есть за огрехи в учете он не применяется. При этом найти неучтенные товары у юрлица довольно сложно. Помните, что даже при налоговой проверке инвентаризацию проводите вы сами, а не налоговики — п.п. 20.1.9 НКУ.

выводы

  • ФЛП на ЕН групп 1, 2 и те, кто в группе 3 работает без НДС-регистрации, могут не вести учет товарных запасов по Закону об РРО.

  • От этого учета освобождены и те субъекты хозяйствования, которые осуществляют исключительно безналичный расчет. Однако это не дает права работать без документов на товар, т. е. документы на товар все равно должны быть.

  • ФЛП на ЕН группы 3 (плательщики НДС) и ФЛП на ОС никакого специфического учета товаров вести не должны. Достаточно правильно заполнять Книгу УДР (в частности, графы о расходах) и иметь документы на приход товара.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить