(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/10
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Декабрь , 2015/№ 101

Продажа интернет-магазина

http://tinyurl.com/yyhafpyc
Как говорил дядя Федор*: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное». Ну, или, как вариант, можно еще это «что-нибудь» создать самостоятельно. В случае с интернет-магазином самое главное — разобраться, что представляет из себя это «что-нибудь», которым мы владеем и которое решили продать.

* М/ф «Каникулы в Простоквашино».

Напомним, законодательство определяет интернет-магазин как средство для представления или реализации товара, работы или услуги путем совершения электронной сделки. Таким средством для интернет-магазина, прежде всего, является его сайт. В то же время, в большинстве случаев, узнаваемость сайта обеспечивается торговой маркой. Поэтому о полноценной продаже интернет-магазина можно говорить, если продаются обе его составляющие: интернет-сайт и торговая марка. Рассмотрим порядок продажи каждой из этих составляющих.

Продажа сайта

Для того, чтобы разобраться, как правильно оформить и отразить в учете продажу сайта, прежде всего, необходимо понимать, чем именно владеет предприятие, у которого в составе нематериальных активов числится сайт.

Правовой аспект. Согласно Порядку № 327/225*, веб-сайт — совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физических лиц к этим информационным ресурсам и другие информационные услуги через сеть Интернет.

* Порядок информационного наполнения и технического обеспечения единого веб-портала органов исполнительной власти, утвержденный совместным приказом Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины и Госкомитета связи и информатизации Украины от 25.11.2002 г. № 327/225.

Такая совокупность программных и аппаратных средств относится к объектам авторского права согласно п. 15 ч. 1 ст. 8 Закона об авторском праве*.

* См. письма Государственного департамента интеллектуальной собственности от 22.01.2007 г. № 16-14/231, от 05.08.2009 г. № 16-13/4470.

В свою очередь, авторское право включает в себя личные неимущественные права интеллектуальной собственности и (или) имущественные права интеллектуальной собственности ( ч. 2 ст. 418 ГКУ).

Предприятие может владеть только имущественными правами интеллектуальной собственности.

Поэтому

при продаже интернет-сайта речь идет о продаже имущественного права интеллектуальной собственности в виде результата компьютерного программирования

Виды договоров о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности установлены ст. 1107 ГКУ. В случае продажи оформляется договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности ( ст. 1113 ГКУ). Такой договор не подлежит обязательной государственной регистрации ( п. 1 ст. 1114 ГКУ), но должен быть составлен в письменной форме ( п. 2 ст. 1107 ГКУ).

Одной из составляющих сайта является его доменное имя. По причине того, что предприятие не владеет доменным именем, а лишь получает право пользования им на определенное время, и такое право пользования подлежит регистрации у регистратора (подробнее см. с. 28), договора о передаче имущественных прав на сайт недостаточно, чтобы право пользования доменным именем перешло новому субъекту. Поэтому

после заключения договора регистратору должны быть поданы заявления от прежнего и нового владельца сайта, на основании которых регистратор проводит перерегистрацию прав на доменное имя

Только с момента такой перерегистрации права на доменное имя переходят новому владельцу сайта.

Бухгалтерский учет. Интернет-сайт является нематериальным активом (НМА) независимо от того, приобретен такой сайт или создан самостоятельно. В то же время НМА является необоротным активом (НА). Потому при продаже сайта необходимо учитывать требования П(С)БУ 8 и П(С)БУ 27.

Согласно п. 35 П(С)БУ 8, финансовый результат от выбытия объектов НМА определяется как разница между доходом от выбытия (за вычетом непрямых налогов и расходов, связанных с выбытием) и их остаточной стоимостью. Факт выбытия оформляется актом приема-передачи, к которому прилагаются регистры аналитического учета выбывших НМА.

НМА признается НА, удерживаемым для продажи на дату, когда он соответствует всем критериям, перечисленным в п. 1 разд. II П(С)БУ 27 (п. 3 разд. II П(С)БУ 27).

Следует учитывать, что НА, удерживаемые для продажи, отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности на дату баланса по наименьшей из двух величин: балансовой стоимости или чистой стоимости реализации ( п. 9 разд. II П(С)БУ 27). В случае оценки по чистой стоимости реализации сумма корректировки балансовой стоимости НА, содержащихся для продажи, признается другими операционными доходами (расходами) отчетного периода ( п. 10 разд. II П(С)БУ 27).

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете продажи интернет-сайта по цене меньшей, чем его остаточная стоимость, в случае, если между датой признания сайта содержащимся для продажи и его продажей присутствует дата баланса.

Таблица 1. Продажа сайта интернет-магазина

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

На дату признания сайта содержащимся для продажи:

1

Списан начисленный на сайт износ

133

125

10000

2

Переведен сайт в состав необоротных активов, содержащихся для продажи

286

125

20000

На дату баланса:

3

Отражена корректировка балансовой стоимости до чистой стоимости реализации

946

286

5000

На дату подписания акта приема-передачи:

4

Отражены доходы от продажи прав на сайт

361

712

15000

5

Списана стоимость реализованного сайта

943

286

15000

Налог на прибыль. Плательщики, которые при определении объекта обложения налогом на прибыль не осуществляют корректировку бухгалтерского финансового результата на разницы, установленные разд. III НКУ, отражают в отчетности расходы и доходы, возникающие при продаже сайта, аналогично бухгалтерскому учету. Если же плательщик осуществляет такую корректировку, то он при определении объекта обложения налогом на прибыль:

— увеличивает бухгалтерский финансовый результат на сумму остаточной стоимости НМА, определенную в соответствии с П(С)БУ ( п. 138.1 НКУ);

— уменьшает бухгалтерский финансовый результат на сумму остаточной стоимости НМА, определенную в соответствии с требованиями ст. 138 НКУ (п. 138.2 НКУ).

Здесь у плательщика может возникнуть вопрос:

А какую стоимость считать остаточной для НМА, переведенного в состав активов, удерживаемых для продажи?

Ведь такой НМА с момента перевода уже не является НА ( п. 6 разд. II П(С)БУ 27). А значит, с этого момента понятие «остаточная стоимость» к нему неприменимо. Получается, единственная остаточная стоимость, на которую мы можем увеличить бухгалтерский финрезультат, — это остаточная стоимость на момент перевода НМА в состав активов, удерживаемых для продажи. При этом уменьшать финрезультат следует в периоде, в котором осуществлена продажа*. Тогда оснований считать корректировку балансовой стоимости во исполнение требований п. 9 разд. II П(С)БУ 27 уценкой или потерями от уменьшения полезности НМА также нет, ведь в бухгалтерском учете — это корректировка стоимости оборотного актива. Такой подход может быть интересен в случае, если признание сайта НА, удерживаемым для продажи, и его продажа происходят в разных календарных годах. Тогда расходы от переоценки повлияют на объект налогообложения в одном году, а откорректируются при продаже сайта лишь через год.

* Ведь п.п. 138.1 НКУ требует уменьшать финрезультат на остаточную стоимость в случае ликвидации и продажи объекта. А перевод сайта в состав активов, удерживаемых для продажи, нельзя считать его ликвидацией. Такой актив для целей налогообложения признается объектом, который выведен из эксплуатации (такой вывод содержится в письме ДФСУ от 20.07.2015 г. № 15174/6/99-99-19-02-02-15).

При определении налоговой остаточной стоимости по НМА, введенным в хозяйственный оборот до 01.01.2015 г., следует вспомнить о п. 11 подразд. 4 разд. XX НКУ, согласно которому налоговая балансовая стоимость НА, переходящих с 2014 года, на 01.01.2015 г. равна их налоговой балансовой стоимости на 31.12.2014 г. Исходя из этого, для определения налоговой остаточной стоимости необходимо брать балансовую стоимость по состоянию на 01.01.2015 г. и вычитать из нее амортизацию, начисленную после этой даты.

НДС. Согласно п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ временно с 01.01.2013 по 01.01.2023 г. освобождаются от обложения НДС операции по поставке программной продукции. К программной продукции с целью применения этой льготы относятся: результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или научной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов.

Как видим, интернет-сайт отнесен к программной продукции с целью применения этого пункта.

Отметим,

во избежание споров с налоговиками следует внимательно относиться к формулировке предмета договора и продавать именно интернет-сайт с правами на него, а не просто объект авторского права

Но попадает ли под действие этой льготы интернет-сайт, который уже был в использовании?

Считаем, что попадает, ведь от того, что этот сайт использовался, он не перестал быть программной продукцией, и то, что происходит его поставка, также не вызывает сомнений. Поэтому считаем, что при продаже бывшего в употреблении интернет-сайта предприятие также вправе применять льготу, установленную п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ. Тем более, что налоговики настаивают на обязательности применения этой льготы (см. ответ на вопрос 1 Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом Министерства доходов и сборов Украины от 07.10.2013 г. № 536).

Продажа торговой марки

О продаже торговой марки (ТМ) речь может идти только в случае, если такая ТМ зарегистрирована и является охраняемым объектом интеллектуальной собственности согласно Закону Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г. № 3689-XII. О том, как оформить и отразить в учете продажу зарегистрированной торговой марки, и пойдет речь далее.

Правовой аспект. Торговая марка — обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц. Такими обозначениями могут быть слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов ( ст. 492 ГКУ).

ТМ, так же как и сайт, является объектом права интеллектуальной собственности, потому её продажа также оформляется договором о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности.

Бухгалтерский учет. Порядок отражения в бухгалтерском учете операции по продаже ТМ будет зависеть от того, была она приобретена или самостоятельно создана.

Самостоятельно созданная ТМ не является НМА, а расходы на ее создание считаются расходами периода ( п. 9 П(С)БУ 8)

Поэтому при продаже самостоятельно созданной ТМ предприятие просто отражает доход на счете 719 «Другие доходы от операционной деятельности».

Если же ТМ была приобретена, она числится в учете как НМА на счете 123 «Права на коммерческие обозначения». При продаже такой ТМ действуют те же правила, что и при продаже сайта.

На дату, когда в отношении ТМ и сайта выполняются все условия, перечисленные в п. 1 разд. II П(С)БУ 27, в учете признается группа выбытия, удерживаемая для продажи.

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете операции по продаже ТМ.

Таблица 2. Продажа торговой марки

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Продажа приобретенной торговой марки в составе группы выбытия:

1

Списан износ, начисленный на торговую марку

133

123

15000

2

Переведена торговая марка в состав группы выбытия, содержащейся для продажи

286

123

35000

3

Отражен доход от продажи торговой марки и сайта

361

712

90000

4

Отражены налоговые обязательства по НДС*

712

641

9000

5

Списана себестоимость группы выбытия

943

286

60000

Продажа самостоятельно созданной торговой марки:

1

Отражены доходы от реализации торговой марки

361

719

54000

2

Отражены налоговые обязательства по НДС

719

641

9000

* Обязательства по НДС начислены на стоимость торговой марки, потому как операция по продаже интернет-сайта освобождена от обложения НДС. Поэтому если продажа интернет-сайта и торговой марки оформлена одним договором, цена реализации торговой марки обязательно должна быть выделена отдельно.

Налог на прибыль. Если ТМ была приобретена и плательщик осуществляет корректировку финрезультата на разницы согласно разд. III НКУ, то финансовый результат при определении объекта обложения налогом на прибыль увеличивается на остаточную стоимость ТМ по данным бухгалтерского учета и уменьшается на остаточную стоимость по данным налогового учета.

При продаже самостоятельно созданной ТМ в бухгалтерском учете отсутствует продажа необоротного актива, а соответственно никакой бухгалтерской остаточной стоимости у такой ТМ нет — значит, и увеличивать финрезультат не на что. А вот в налоговом учете все может быть иначе. Ведь до 01.01.2015 г. даже самостоятельно созданная ТМ признавалась НМА в понимании НКУ. Поэтому, если ТМ, отсутствующая в бухгалтерском учете, по данным налогового учета имеет балансовую стоимость, ее следует вычесть из бухгалтерского финансового результата при определении объекта обложения налогом на прибыль*.

* Конечно, только если плательщик проводит корректировки согласно разд. III НКУ.

НДС. Продажа ТМ является поставкой услуг в понимании п.п. 14.1.185 НКУ, а значит, является объектом обложения НДС согласно п.п. «б» п. 185.1 НКУ.

При этом, если ТМ числится как НМА, объект налогообложения определяется по договорной стоимости, но не ниже остаточной на дату продажи. Причем, в случае продажи ТМ, ранее переведенной в группу выбытия, определить другую остаточную стоимость, нежели стоимость на момент перевода, не представляется возможным. А потому при определении объекта обложения НДС необходимо сравнивать договорную стоимость с остаточной стоимостью ТМ, действующей на момент ее перевода в группу выбытия.

Если же ТМ не числится как НМА, объект налогообложения определяется исходя из договорной стоимости.

выводы

  • Под продажей интернет-магазина понимают продажу веб-сайта и торговой марки.

  • Продажа веб-сайта подразумевает передачу исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на результат компьютерного программирования.

  • Операция по продаже веб-сайта освобождена от обложения НДС согласно п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ.

  • Только зарегистрированная в установленном порядке торговая марка может быть продана.

  • Самостоятельно созданная торговая марка не является НМА.

  • Операция по продаже торговой марки является объектом обложения НДС, база налогообложения определяется с учетом требований п. 188.1 НКУ.

  • При продаже сайта и ранее приобретенной торговой марки следует учитывать требования П(С)БУ 27.

  • При продаже сайта и торговой марки, ранее переведенных в состав активов, удерживаемых для продажи, с целью применения п. 138.1 НКУ и п. 188.1 НКУ остаточной необходимо считать стоимость, действующую на дату такого перевода.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
интернет-магазин, продажа добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье