Темы статей
Выбрать темы

Финпомощь: как включать в расходы?

Письмо ГФСУ от 16.11.2015 г. № 24342/6/99-99-19-02-02-15

вывод документа


В налоговом учете финпомощь плательщикам налога на прибыль относится в расходы во всей сумме, а неприбыльным организациям (НПО) — с учетом 4 % ограничения

Письмо касается финпомощи. Рассматриваются два случая финподдержки, предоставляемой (1) плательщикам налога на прибыль и (2) неприбыльным организациям. С оглядкой на нормы НКУ, налоговики отмечают следующее:

— если безвозвратную финпомощь предоставляют другим плательщикам налога на прибыль, то в налоговом учете она во всей сумме без каких-либо ограничений относится в расходы. По ней налоговые разницы не возникают (поскольку корректировки финрезультата до налогообложения на сумму финпомощи «прибыльщикам» разд. III НКУ не предусматривает);

— если безвозвратную финпомощь оказывают неприбыльным организациям, то во внимание нужно принимать п.п. 140.5.9 НКУ. Он разрешает в налоговом учете относить в расходы финпомощь НПО в размере не более 4 % налогооблагаемой прибыли за прошлый год. И если вы «финансово поддержали» НПО в большей сумме, то сумма превышения (т. е. все, что «сверх 4 %») образует разницу. В таком случае на сумму средств или стоимость товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года НПО, превышающих 4 % налогооблагаемой прошлогодней прибыли, придется увеличить финрезультат. В общем, возникнет «увеличивающая» разница (стр. 3.1.9 приложения PI к декларации по налогу на прибыль)*.

* Исключение — «военная» спецпомощь ( п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НКУ), которая во всей сумме относится в расходы и не подпадает под 4 % ограничение.

Хотя, по правде говоря, такое ограничение для НПО, более нуждающихся в поддержке, чем обычные «прибыльщики» (которым можно помогать в неограниченном размере), выглядит, согласитесь, как-то странно. Но, судя по всему, его оставят и на следующий год. И более того, возможно, в «увеличивающую» разницу запихнут вообще финпомощь всем прочим неплательщикам налога на прибыль (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 100, с. 6).

Впрочем, напомним, что разницы в обязательном порядке рассчитывают «высокодоходники» (т. е. плательщики налога на прибыль с годовым доходом свыше 20 млн грн.). А вот «малодоходники» считать их не должны (разве что могут делать это по желанию). Поэтому у «малодоходников» картина поприятнее: финпомощь любым субъектам (в том числе и НПО) у них останется в расходах во всей сумме. Ибо финрезультат «малодоходники» не корректируют.

вывод документа


В расходы попадает любая финпомощь, оказанная плательщикам налога на прибыль. Применение признака «разумной экономической причины» ( п.п. 14.1.231 НКУ) — как ограничителя расходов по финпомощи — в налоговом учете не предусмотрено

А «на закуску» контролеры уточняют: цели оказания финпомощи для расходов не важны. И, скажем, условия, что в расходы можно относить финпомощь якобы только при намерении получить от этого в результате хоздеятельности экономический эффект (так называемое условие «разумной экономической причины» или «деловой цели»), применительно к финпомощи в НКУ не найти. Поэтому, оказывая финпомощь, на этот счет переживать не нужно. Финпомощь без каких-либо условностей идет в расходы.

Подробнее о предоставлении финпомощи см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 35, с. 12.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше