Темы статей
Выбрать темы

В новый год с новым кодексом?.. (впечатления от минфиновского проекта НКУ)

Нестеренко Максим, Павленко Алексей, налоговые эксперты
Неблагодарное это дело — писать Налоговый кодекс, а переписывать — тем более. Но Минфин рискнул… О том, что у него получилось, мы сегодня и поговорим. Поскольку этот проект до сих пор официально не зарегистрирован в парламенте, мы не станем сильно углубляться в его детали. Ведь пока неизвестно, чем в результате разродятся власть имущие. Когда появится окончательный документ, тогда вместе и погрузимся в новые налоговые радости. Глядя на календарь, надеемся, что основные изменения заработают лишь со ІІ квартала.
img 1

Общее

Перечень налогов и сборов — без изменений. Только список общегосударственных сборов пополнен единым сбором, взимаемым в пунктах пропуска через государственную границу Украины.

Из ст. 14 НКУ* «вычищен» ряд терминов, прописанных в специальных нормативах, а их допустимо использовать и для налоговых целей. Кстати, термины П(С)БУ и МСФО (при отсутствии подобных в НКУ) теперь смогут применяться везде, а не только для целей налога на прибыль. Термин «обычная цена» удален, а нормы по тексту Кодекса, где этот термин применялся, «перепрофилировали» на термин «рыночная цена», который «под это дело» прилично «модифицировали»**.

* Налоговый кодекс Украины.

** В частности, в нем указано, что при невозможности определить рыночную цену путем сопоставления стоимости товаров/услуг она должна равняться себестоимости.

Администрирование. Как и в альтернативном законопроекте № 3357***, имеются нормы об электронном кабинете плательщика. Однако они намного скромнее, но с отсылкой к будущему кабминовскому порядку.

*** О нем подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 92, с. 8.

Жалобы на решения налоговых органов в рамках процедуры админобжалования представляются только в центральный налоговый орган (жалоба подается в течение 10 календарных дней со дня получения уведомления-решения, срок рассмотрения — 20 рабочих дней, но может продлеваться до 40).

Вводится новый вариант досудебного урегулирования налоговых споров — «альтернативный»

Он предусматривает определенный механизм, дающий возможность плательщикам торговаться с фискалами (или наоборот), чтобы «скостили» часть доначисленной суммы и санкции. Но пока (до 2018 года) он будет применяться только к случаям, когда доначисления превысят 4000 МЗП. В то же время оплата «альтернативного» (т. е. уменьшенного по итогам «торгов») налогового долга должна освобождать от уголовной ответственности.

Штрафные попущения. Зато штрафы по НДС за нарушения, допущенные в первом полугодии 2016 года, и по налогу на прибыль — допущенные в декларациях 2016 года, применяются в размере не более ☺ 1 грн. за каждое нарушение. Норма о нештрафовании нарушений по налогу на прибыль за периоды 2015 года в минфиновском проекте тоже осталась.

Налог на прибыль

Объем дохода для попадания в мелкие-крупные плательщики («водораздел» тот же — 20 млн грн.) уже однозначно должен будет браться за отчетный, а не за предыдущий год. Не исключено, что такой же подход применят и к налогообложению итогов 2015 года. Так что с учетом неслабой инфляции количество «крупных» плательщиков (обязанных учитывать налоговые разницы) значительно вырастет.

Годовой налоговый период остается только для «мелких», а также для сельхозпроизводителей и неприбыльщиков. «Крупные» все попадают в «квартальщики». Причем сроки представления «крупными» годовой декларации-2015 точно не ясны — видимо, будут стандартные 40 дней, а не 1 июня 2016 года*, как это все так же предусмотрено в проекте для «мелких».

* Ведь годовая декларация-2015 не может сдаваться позже первоквартальной-2016… Да и это также вытекает из отмены месячных авансов (см. ниже).

Месячные авансы упраздняются. Видимо, с 1 января 2016 года отпадет обязательность их уплаты для всех плательщиков

Но, так или иначе, в «Переходных положениях» этого проекта НКУ предусмотрена лишь уплата аванса в 4 квартале 2016 года (до 31 декабря) в размере 2/9 от суммы налога из декларации за 9 месяцев-2016.

По налоговому учету ОС — из определения термина убрали стоимостный критерий, привязавшись в этом вопросе напрямую к критерию, определенному плательщиком для бухучета (в приказе об учетной политике). Правда, авторы проекта «отличились» в переходных положениях, предписав в 2015 году ориентироваться на критерий 2500 грн. Это при том, что с 1 сентября для налогового учета критерий уже составляет 6000 грн.! Налоговая амортизация МНМА должна быть та же, что и в бухучете.

В налоговые разницы, увеличивающие объект обложения, в частности, впихнули:

— безвозвратную финпомощь неплательщикам налога на прибыль,

— штрафы, пеню, неустойки (в том числе по хоздоговорам),

— налог на недвижимость (логично, ведь он уменьшает налог на прибыль),

— улучшения непроизводственных необактивов (из-за чего на эти суммы может быть двойное увеличение объекта обложения, так как они пополнят объект еще и в составе амортизации таких активов);

— некоторые суммы дивидендов, получаемые от нерезидентов.

Учет инвестиционной недвижимости сделали чисто по бухстандартам — без налоговых корректировок (это логично).

Радует то, что предусмотрено (в 2016 — 2018 гг.) уменьшение объекта обложения на определенные суммы капитальных инвестиций (при выполнении ряда условий).

Ввели нормы, регулирующие вопросы обложения при реорганизации, нормально урегулированы вопросы с переплатами по налогу.

Ставка налога в следующем году, наверное, будет та же — 18 %.

Налог на добавленную стоимость

Порог обязательной регистрации. Теперь плательщиком НДС обязано зарегистрироваться и лицо, у которого объем налогооблагаемых операций в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 млн грн. ( п. 181.1 НКУ).

Проект Минфина предлагает повысить этот порог до 2 млн. Объем, как и сейчас, определяется без учета НДС. Срок обязательной регистрации в случае достижения «порога» не изменяется.

Кроме того, Минфин хочет принудить к обязательной НДС-регистрации тех субъектов хозяйствования, которые не достигли объема облагаемых операций, но заключили соглашение(я) на сумму, превышающую «порог обязательности». Такие лица должны зарегистрироваться плательщиками НДС до даты осуществления операции, подав заявление не позднее чем за пять рабочих дней до указанной даты.

База налогообложения. Проект Минфина предусматривает сохранение ныне действующих принципов определения базы обложения НДС ( п. 188.1 НКУ). То есть за основу, как и ранее, берется договорная стоимость с учетом общегосударственных налогов и сборов. Единственное исключение Минфин хочет сделать для «розничного» акциза ( п. 216.9 НКУ) — он в базу обложения НДС не будет включаться.

Также сохранен принцип, согласно которому база обложения НДС не может быть ниже цены приобретения. Причем в случае, когда цену такого приобретения определить невозможно, Минфин предлагает, чтобы база налогообложения была не ниже себестоимости реализации.

Ставки. Теперь НКУ предусматривает три возможных ставки НДС — 20 %, 0 % и 7 % ( п. 193.1 НКУ). Проект Минфина предлагает оставить только первые две. Однако похоже, что Минфин все-таки принудят оставить для лекарственных средств и медицинских изделий ставку 7 %.

Необъектные и льготированные операции. Несмотря на заявления власть имущих о полной отмене льгот по НДС, проект Минфина все не отменяет. В проекте сохранены статья и нормы переходных положений, которые определяют перечень операций, освобожденных от обложения НДС. Правда, из указанных перечней выпало достаточно много ныне действующих льгот, но собственно льготный режим сохранился. А вот отдельного перечня операций, которые не являются объектом налогообложения ( ст. 196 НКУ), проект больше не содержит. Тем временем некоторые из операций попадают в перечень освобожденных от обложения НДС.

Электронное администрирование. К сожалению,

систему электронного администрирования НДС никто не отменяет

В целом принципы ее функционирования предлагается сохранить. Единственное, что сразу бросается в глаза, — появление нового слагаемого ∑Ліміт в «Формуле счастья» ( п. 2001.3 НКУ). Это слагаемое существует и сейчас, но функционирует на основании п. 34 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и указывается как ∑Овердрафт в графе 10 Витяга из системы электронного администрирования.

Проект Минфина предлагает перенести указанное слагаемое непосредственно в формулу, а вот из переходных положений убирает все упоминания об электронном администрировании. Кроме разве что особых правил для сельхоз-НДСников.

Минфин поначалу планировал отменить спецрежим по НДС для этой категории плательщиков, но затем пошел на компромисс. Сельхоз-НДСникам предложат перечислять в бюджет 25 % НДС, а 75 % будут все так же идти на спецсчет.

Еще одна норма, которая бросается в глаза в минфиновском проекте, — попытка решить проблемы, возникавшие у плательщиков с показателем ∑Перевищ (графа 8 Витяга). Этот показатель, напомним, определяет сумму НДС, которая задекларирована, но не подтверждена зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными. Так вот, если плательщик задекларировал такие налоговые обязательства и оплатил их — согласно проекту он имеет право в дальнейшем зарегистрировать соответствующие налоговые накладные без изменения показателя Накл. Другими словами, показатель ∑НаклВид (графа 6 Витяга) при регистрации таких налоговых накладных увеличиваться не будет.

Налоговая накладная. Проект Минфина нарушает, казалось бы, нерушимую истину в отношении правил составления налоговых накладных. А именно: согласно проекту, НН не будет составляться на операции, освобожденные от обложения НДС, и на операции, облагаемые НДС по ставке 0 %.

Перечень обязательных реквизитов НН остается таким же, как и сейчас ( п. 201.1 НКУ). А вот в «извечной» борьбе за налоговый кредит по налоговым накладным с незначительными недостатками некоторых реквизитов проект содержит приятную новинку.

Теперь нарушение порядка заполнения обязательных реквизитов лишает покупателя налогового кредита. А согласно проекту предусмотрено, что даже ошибки в обязательных реквизитах — не препятствие, если отражать налоговый кредит. При условии, что такие ошибки не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемые товар/услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательств, а также не приводят к занижению или завышению лимита регистрации.

Единственное исключение из этого правила — код УКТ ВЭД. Ошибки в заполнении этого реквизита, как и сейчас, безоговорочно будут лишать покупателя налогового кредита по НДС.

Наконец, в НКУ планируется внести норму, которая прямо запрещает регистрировать НН и РК, с даты возникновения налоговых обязательств, по которым прошло более 180 дней. То есть фактически узаконить ту практику, которую сейчас применяют фискалы.

Акцизный сбор

В базу обложения акцизным сбором (с применением адвалорных ставок) подакцизной продукции украинского производства, а также импортируемой (ввозимой) подакцизной продукции включают НДС!

На топливном поприще с 1 июля 2016 года планируется революция. Определенные субъекты, реализующие «горючку», должны будут отдельно регистрироваться как плательщики акциза. Для топлива также вводится электронное администрирование акцизного сбора, аналогичное НДСному: с электронными акцизными налоговыми накладными, единым реестром таких НН и спецсчетами (ну и с весьма приличными штрафами за невыдачу/нерегистрацию в ЕР «топливно-акцизных» НН). На этом фоне ставки акциза на горючее несколько понижаются. На автомобили ставки не меняют.

Весьма существенно растут ставки акциза на алкоголь. Например, в 2016 году на ликеро-водочные напитки и пиво они увеличиваются аж в 2 раза! С дальнейшим ежегодным увеличением по 5 %. Ставки на табачные изделия тоже повышаются: специфические — в 1,4 раза, адвалорные — на 25 %. Так что, дамы (и господа), дружно бросаем курить! И пить?..

Транспортный налог

Сохраняется действующая ныне ставка — 25000 грн. в год. А сам налог стал справедливее — облагаться теперь должны легковые авто среднерыночной стоимостью свыше 1 млн грн. и эксплуатируемые не более 5 лет в Украине (а не вообще, как сейчас!). Причем — независимо от объема двигателя.

Налог на недвижимость

Сведем информацию об этом налоге в таблицу.

2015 год

С 2016 года

Ставки

До 2 % МЗП за 1 кв. м площади недвижимого имущества.

Устанавливается местными советами

До 3 % МЗП за 1 кв. м площади недвижимого имущества — для объектов жилой и нежилой недвижимости. Устанавливается местными советами.

Сверх этого еще доплачивается налог в сумме 25000 грн. в год на каждый объект — для квартир и домов площадью более 300 кв. м и 500 кв. м (соответственно)

Основные льготы

Нежилая недвижимость

Не облагаются: здания промышленности и складские помещения промышленных предприятий; здания, сооружения сельхозтоваропроизводителей

Отменено

Жилая недвижимость

Облагаемая площадь уменьшается:

— для квартиры/квартир независимо от их количества — на 60 кв. м общей площади;

— для жилого дома/домов независимо от их количества — на 120 кв. м общей площади;

— для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного пребывания в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей) — на 180 кв. м общей площади.

Местные советы имеют право увеличивать льготную площадь

Отменено

Плата за землю

Здесь ожидается изменение в части взимания земельного налога под многоквартирными жилыми домами. Обязанность по его уплате хотят возложить не только на собственников (арендаторов) нежилых помещений (их частей) в таких домах, но и на собственников квартир. То есть сбывается то, что мы и предсказывали после вступления в силу Закона Украины «Об особенностях осуществления прав собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 62, с. 10).

Вносить эту плату предполагается через налоговых агентов. К последним проект относит предприятия, учреждения и организации, а также ОСМД, которым предоставлены в постоянное пользование или в собственность земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и которые этими домами управляют. Так что квартплата скоро может еще удорожать... ☹

Экологический налог

Общие принципы учета, начисления и отчетности по экологическому налогу в проекте Минфина не изменяются.

Единственное, что изменяется, — это, естественно, ставки. Их предлагается увеличить приблизительно на 27 %. Кроме того, в раздел НКУ, посвященный эконалогу, предлагается внести специальную статью, определяющую порядок автоматической индексации ставок в зависимости от индекса потребительских цен.

До сих пор такого порядка не существовало. Индексация ставок эконалога осуществлялась на основании законопроекта, который должен был ежегодно вносить Кабмин ( п. 4 разд. ХІХ НКУ).

Рентная плата

В отношении рентной платы проект Минфина также не предусматривает существенных изменений. Ставки по большинству видов рентной платы увеличиваются. Например, ставки ренты за специальное использование воды предлагается увеличить на 26,5 %.

Однако, как это ни странно, есть и такая рента, по которой ставку предлагается не изменять и даже снизить. Речь идет о ренте за пользование недрами. Так вот, в отношении большинства групп полезных ископаемых ставки этой ренты не изменяются по сравнению с действующими ныне ( п. 252.20 НКУ), а в отношении природного газа — уменьшаются.

Так же, как и для эконалога, по всем видам рентной платы проект Минфина предлагает установить автоматический порядок индексации ставок, определенных в абсолютных суммах. Для этого в раздел НКУ о рентной плате также вносится отдельная статья о порядке индексации ставок, однако уже в зависимости от индекса цен производителей промышленной продукции.

Единый налог

В сфере единого налога Минфин предложил, по-видимому, самые масштабные изменения. И эти изменения имеют достаточно фискальную направленность.

Начнем с двух очень существенных новаций, значительно ограничивающих круг лиц, которые могут применять упрощенную систему налогообложения.

Юрлицам единый налог не положен! Как и сообщалось в правительственных реляциях, юрлиц лишают права применять упрощенную систему. Проект Минфина, очерчивая круг лиц, которые могут применять упрощенную систему налогообложения, упоминает только о лицах-предпринимателях. Поэтому всем юрлицам-единоналожникам, вероятно, придется переходить на общую систему*.

* За исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей (бывших плательщиков фиксированного сельхозналога).

НДС — только для упрощенцев-сельхозников! К сожалению, наши надежды на лучшее не подтвердились. В проекте Минфина право уплачивать НДС предоставляется только плательщикам-«сельхозникам». Остальные (т. е. фактически все «обычные» ФЛП-единоналожники) теряют право быть НДСниками. В проекте Минфина нет ни отдельных ставок для НДСников и безНДСников, ни отдельной Книги учета доходов и расходов (которую вели бы именно ФЛП-единоналожники — плательщики НДС). Кроме того, в проекте содержится норма, что плательщики единого налога освобождаются от уплаты НДС. За исключением разве что «сельхозников», а для остальных единоналожников освобождение от уплаты НДС станет «принудительным» ☹.

Кроме двух вышеуказанных «ограничительных» мероприятий, Минфин предлагает существенно переформатировать структуру единоналожников. Для удобства рассмотрим предлагаемую Минфином структуру в виде таблицы.

Структура упрощенной системы налогообложения согласно проекту Минфина

Критерии

Группа А

Группа В

Группа С

Предельный размер дохода в течение календарного года, грн.

300 тыс.

2 млн

2 млн;

доля сельхозтоваропроизводства ≥ 75 %

Максимальное количество наемных работников

Не должен использоваться наемный труд

10 (одновременно)

Не ограничено

Виды хозяйственной деятельности

Розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и/или предоставление бытовых услуг населению

Любые виды деятельности, кроме прямо запрещенных для плательщика единого налога*

Деятельность в сфере производства сельхозпродукции с учетом ограничений, аналогичных тем, которые теперь установлены в п. 291.51 НКУ

* Перечень запрещенных для единоналожников видов деятельности в целом аналогичен ныне действующему п. 291.5 НКУ, но есть и неприятная «новинка». Минфин хочет запретить единоналожникам осуществлять импортные операции по любым ВЭД-контрактам.

Ставки единого налога

Фиксированная.

В пределах до 20 % минимальной зарплаты

18 % от разницы между полученным доходом и «индикативными расходами»*

От 0,09 до 1,35 % нормативной денежной оценки 1 гектара земли (в зависимости от типа)

* «Индикативные расходы» определяются исходя из коэффициента, применяемого к сумме полученного дохода. Также база налогообложения уменьшается на сумму налоговой социальной льготы.

Размер повышенной ставки

20 %

20 % (без использования коэффициента индикативных расходов)

Не определен

Применение РРО

С 1 января 2019 года

С 1 января 2016 года (для бывших единоналожников группы 2)
С 1 июля 2016 года
(для остальных плательщиков)

Применяется в общем порядке

Срок подачи декларации плательщика единого налога

В сроки, предусмотренные для годового отчетного периода

В сроки, предусмотренные для квартального отчетного периода

В порядке таком же, как определен и теперь п. 295.9 НКУ

Сроки уплаты единого налога

Авансовый взнос — не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца

В течение 10 календарных дней после предельного срока подачи декларации за отчетный квартал

Ежеквартально в течение 30 календарных дней, после последнего календарного дня отчетного квартала в тех же пропорциях, которые сейчас определены п.п. 295.9.2 НКУ

Прочее

«Трансфертное». Нормы, касающиеся трансфертного ценообразования, весьма обновили и вынесли в отдельный разд. ІІІ НКУ (соответственно сместилась нумерация остальных разделов начиная с «Налога на прибыль», который оказался в разд. IV, и т. д.)

«Сами себя высекут?» В Заключительных положениях к закону, вводящему новый НКУ, содержится забавный пункт 10, предусматривающий табу на:

— увеличение перечня налогов и сборов, плательщиков, размера их ставок, размера штрафов и пени прав контролирующих органов, перечня, оснований и сроков проведения проверок плательщиков;

— расширение базы налогообложения;

— уменьшение количества и размера налоговых льгот, источников уплаты НО или налогового долга;

— сокращение предельных сроков подачи налоговых деклараций и уплаты налогов и сборов;

— внедрение новых видов ответственности за нарушение налогового законодательства;

(и даже!)

внесение изменений в этот пункт!

Вместо послесловия

Есть такая примета: чем ближе Новый год, тем динамичнее танец вокруг налоговой реформы. Сработала она и на этот раз.

На момент подготовки номера минфиновский проект так и не внесен в парламент (хотя это должно было произойти давно). Но долгожданное появление текста документа (в отличие от весьма скупых на детали презентаций) позволило наконец вывести дискуссию на новый уровень.

Прошло заседание Национального совета реформ (под модераторством Президента). На нем планировали согласовать «общий» текст налоговых изменений. Полного компромисса не достигли. К сожалению, не появилось даже некоего перечня реперных точек.

Ясно лишь, что в основе реформы — минфиновский проект. Поэтому большинство идей из сегодняшней статьи приобретут форму закона. Впрочем, без их корректировок дело не обойдется. Возможен вариант, когда вступление в силу основных изменений отложат до 1 апреля, но ставки подкорректируют уже с 1 января 2016 года.

В любом случае скучать не придется. Оставайтесь в следующем году с нами. А мы гарантируем, что не бросим вас наедине с изменениями.

выводы

  • Жалобы на решения налоговых органов в рамках процедуры админобжалования должны представляться только в центральный налоговый орган. Вводится «альтернативный» способ досудебного урегулирования налоговых споров.
  • По налогу на прибыль отменяются месячные авансы, но возвращается поквартальная подача деклараций и уплата налога крупными плательщиками; весьма расширяется перечень «фискальных» налоговых разниц; с 2016 года упраздняется стоимостный критерий для ОС/МНМА; вводится возможность уменьшать объект обложения на определенные суммы капитальных инвестиций.
  • Проект Минфина повышает порог обязательной НДС-регистрации до 2 млн грн. и запрещает регистрировать налоговые накладные со сроком более 180 дней.
  • Существенно повышаются ставки акциза на алкоголь и табак. С 1 июля 2016 года планируется ввести электронное налоговое администрирование акцизного налога по операциям с топливом.
  • В сфере экологического налога и ренты за специальное использование воды существенные изменения не предусмотрены.
  • Юрлицам запрещается быть плательщиками единого налога, физлица-единоналожники не могут быть плательщиками НДС и должны «вписаться» в 2 млн грн. дохода в год и иметь не больше 10 наемных работников.
Теги НКУ
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше