«Преступление и наказание»: что грозит предприятию за нетрудоустройство инвалидов

В избранном В избранное
Печать
Ковенко Марина, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2015/№ 11
Забота об инвалидах в Украине во многом переложена на плечи работодателей. Именно они должны обеспечить право инвалидов на трудоустройство и выделить рабочие места для них. За невыполнение предприятию грозят административно-хозяйственные санкции и админштрафы. О сроках их применения, нюансах уплаты, правилах учета мы и поговорим. Кроме этого разберемся, можно ли предприятию вообще избежать уплаты «инвалидных» санкций.

Административно-хозяйственные санкции: кто, кому, когда и как

Не секрет, что многие работодатели заинтересованы в поиске и приеме на работу инвалидов. А все потому, что по требованиям действующего законодательства на семерых работников должен приходиться один «штатный» инвалид. Точное число рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяют по одноименному нормативу (о правилах его расчета см. статью на с. 16 данного номера). Так вот, за невыполнение по итогам года «инвалидного» норматива работодателю грозят административно-хозяйственные санкции (далее — АХС), предусмотренные ст. 20 Закона № 875.

Сумма таких санкций немаленькая и зависит она от количества работников. Если на предприятии по основному месту работы числится:

— от 8 до 15 человек, то за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им, необходимо уплатить половину среднегодовой заработной платы работника такого предприятия;

— от 15 человек и более, то за каждое вакантное рабочее место для инвалида придется заплатить еще больше — среднегодовую зарплату работника «провинившегося» предприятия.

Работодатель самостоятельно рассчитывает величину АХС, после чего заносит полученную сумму в Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (подробно о нем см. на с. 21 данного номера). Засветившиеся в Отчете суммы АХС он перечисляет отделению Фонда инвалидов по месту своей регистрации на счета, открытые в органах Госказначейства (п. 2 Порядка уплаты АХС и пени). Сделать это необходимо до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива (за нарушения 2014 года — до 15 апреля 2015 года).

Если не перечислить АХС в установленные сроки, то в дополнение к ним придется уплатить еще и пеню. Расчет пени выполняют исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты задолженности, начисленной на полную сумму недоимки за весь срок ее существования. Другими словами, работодатели начисляют пеню на сумму недоимки, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты АХС (в 2015 году — с 15 апреля), и по день фактической уплаты АХС включительно (пп. 3.1, 3.6 приказа Минтруда Украины «Об утверждении Порядка начисления пени и ее уплаты» от 15.05.2007 г. № 223).

В то же время АХС за невыполнение «инвалидного» норматива и пеня грозят далеко не всем работодателям. От их уплаты освобождены:

1) работодатели, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов (ст. 20 Закона № 875, письмо Фонда инвалидов от 05.03.07 г. № 1/5-208);

2) неприбыльные организации (см. письмо Фонда инвалидов от 26.04.2007 г. № 1/5-375 и от 06.07.2007 г. № 1/6-313).

Все остальные предприятия и работодатели-предприниматели с количеством работающих 8 и более человек должны раскошелиться на уплату АХС за нетрудо- устройство инвалидов и несоблюдение норматива.

Это правило не зависит от системы налогообложения и распространяется на всех работодателей: как общесистемщиков, так и единоналожников

Контролирует выполнение «инвалидного» норматива и уплату санкций центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения (п. 8 ст. 19 Закона № 875). Таким органом является Министерство социальной политики Украины. При этом на местах контрольные функции выполняют отделения Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) и Государственной инспекции Украины по вопросам труда.

Сроки применения санкций

Если работодатель не уплачивает санкции добровольно, то Фонд может взыскать их в судебном порядке. Это право предоставлено ему ч. 9 ст. 20 Закона № 875. При неблагоприятном для предприятия решении суда взыскание на его имущество будет обращено в принудительном порядке.

Важно! Обратиться в административный суд Фонд должен успеть в шестимесячный срок. Как указано в ч. 2 ст. 99 КАСУ, этот срок начинается со дня возникновения оснований для предъявления требований. Пояснения в отношении дня начала отсчета шестимесячного срока находим в постановлении ВСУ от 21.02.2011 г. № 21-9а11. Там указано следующее: поскольку санкции за несоблюдение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатель должен уплатить до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива, то с 16 апреля соответствующего года у контролирующего органа возникает право на взыскание неуплаченных предприятием самостоятельно сумм санкций в судебном порядке. Получается, что

в случае неуплаты санкции за 2014 год Фонд может обратиться в административный суд в течение шести месяцев, начиная с 16 апреля 2015 года (т. е. в период с 16 апреля по 16 октября 2015 года)

Если до 16 октября 2015 года он этого не сделает, то взыскать с работодателя неуплаченные в срок АХС уже не получится.

Внимание! Сроки взыскания АХС нельзя путать со сроками их применения из ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV. Там, в частности, указано, что применяют АХС в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил ведения хозяйственной деятельности.

Так вот, сроки давности для применения АХС в данной ситуации не работают (ч. 4 ст. 20 Закона № 875). То есть применить АХС контролеры могут когда угодно, а вот взыскать — только с учетом сроков, установленных в ст. 99 КАСУ.

Административный штраф

Нарушения в сфере «инвалидного» законодательства чреваты не только АХС, но и административными штрафами. Как предусмотрено ч. 2 ст. 1881 КоАП, к административной ответственности привлекаются:

1) должностные лица, которые имеют право принимать на работу и увольнять работников, а также физические лица, использующие наемный труд, — за невыполнение норматива рабочих мест. Кстати, о том, что предприниматель является должностным лицом в отношении наемных работников, напомнил и Минюст в письме от 03.11.2006 г. № 22-48-548;

2) должностные лица, которые обязаны подавать «инвалидный» Отчет, — за неподачу/несвоевременную подачу такого Отчета в Фонд (см. письмо Фонда инвалидов от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01).

Штраф за перечисленные нарушения установлен в размере от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 340 грн.).

Сами нарушения выявляют в ходе проверки специалисты Государственной инспекции Украины по вопросам труда, которые составляют протокол об административном правонарушении (письмо Фонда инвалидов от 24.05.2013 г. № 1/3-59/68). А вот решение о наложении административного штрафа на виновных лиц предприятия по ст. 1881 КоАП выносит суд.

Важно! Админштраф «светит» должностным лицам только в том случае, если «инвалидный» норматив не был выполнен и АХС не были уплачены или уплачены с нарушением сроков, установленных ст. 20 Закона № 875. Если же работодатель своевременно уплатил АХС (а инвалидов так и не трудоустроил), то штраф по ст. 1881 КоАП налагаться не должен. В этом случае считается, что такой работодатель выполнил требования ст. 20 Закона № 875.

Также добавим, что неподача Отчета и неуплата санкций относятся к длящимся правонарушениям (письма Минюста от 17.07.07 г. № 22-14-493). Поэтому административный штраф за такие нарушения может быть наложен в срок не позднее чем через 3 месяца со дня выявления нарушения (ч. 2 ст. 38 КоАП).

Как спастись от санкций за невыполнение «инвалидного» норматива

У работодателей, которые располагали в 2014 году штатом работников из 8 человек, вполне закономерно могут возникнуть вопросы: должна ли служба занятости или другие госорганы содействовать им в поиске инвалидов и можно ли избежать санкций, если нужных работников им не нашли? Давайте разберемся.

Поиск инвалидов можно выполнять своими силами или через центр занятости, чтобы охватить большее число граждан с ограниченными физическими возможностями. В последнем случае предприятие должно направить в центр занятости информацию о наличии вакантных мест для инвалидов. Для этого используйте Отчет по форме № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)». Подают его не позднее 10 рабочих дней с даты открытия вакансии (п. 2.1 Порядка предоставления формы отчетности № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)», утвержденного приказом Министерства социальной политики Украины от 31.05.2013 г. № 316). При этом датой открытия вакансии является:

— следующий рабочий день после создания рабочего места;

— следующий рабочий день после прекращения трудовых отношений с работником, рабочее место которого стало вакантным;

— дата, начиная с которой может быть заключен трудовой договор с наемным работником.

Важно! Может случиться так, что Отчет № 3-ПН вы своевременно подали, но несмотря на это, центр занятости не направил к вам необходимого количества инвалидов. В этом случае АХС за невыполнение «инвалидного» норматива к предприятию применяться не должны.

В то же время у Фонда по этому вопросу свое мнение. В письме от 28.05.2013 г. № 1/6-175/09 он отметил следующее: выполнение норматива не зависит от уведомления центра занятости о наличии вакантных рабочих мест. Поэтому в случае его невыполнения предприятие обязано уплатить административно-хозяйственные санкции. Такой неблагоприятный для предприятия вывод Фонд делает на основании ч. 5 ст. 19 Закона № 875. В ней указано, что: выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство предприятием инвалидов, для которых это место работы является основным.

Со своей стороны отметим, что Фонд в данном случае упустил из виду норму ст. 181 Закона № 875, где сказано следующее: поиск подходящей работы для инвалида осуществляет государственная служба занятости, в соответствии с рекомендациями МСЭК, имеющимися у инвалида квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий. Поэтому

добросовестный работодатель, который создал надлежащее количество рабочих мест для инвалидов и принял необходимые меры по их поиску (в частности, подал в центр занятости Отчет № 3-ПН), может отсудить право не уплачивать АХС

Благо, суды в этом вопросе становятся на сторону работодателя. Так, в постановлении от 15.01.2013 г. № К/9991/68142/12 ВАСУ приходит к следующему выводу: АХС за незанятые инвалидами рабочие места не являются налогом, сбором (обязательным платежом), обязательная уплата которых предусмотрена Конституцией Украины, Законом Украины «О системе налогообложения», а является средством влияния на правонарушителя в сфере хозяйствования. Поэтому учитывая то, что работодатель принял все зависящие от него меры в отношении создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, на него не может быть возложена ответственность за ненаправление уполномоченными органами необходимого количества инвалидов для трудоустройства. Приятно, что к аналогичным выводам пришел и ВСУ в постановлениях от 02.04.2013 г. № 21-95а13, от 20.06.2011 г. по делу № 21-60а11.

Учтите! В случае непредоставления отчетов по форме № 3-ПН на благосклонность служителей Фемиды лучше не рассчитывать. По крайней мере, такой вывод следует из постановлений ВАСУ от 11.07.2013 г. № К/9991/89229/11 и от 16.08.2012  г. № К/9991/17382/1. В них суды отметили следующее: поскольку норматив трудоустройства не выполнен и предприятие не предприняло надлежащих мер с целью выполнения этого норматива (о чем свидетельствует непредставление отчетов по форме № 3-ПН), то к нему должны быть применены административно-хозяйственные санкции, предусмотренные ст. 20 Закона № 875.

Так что к поиску инвалидов лучше привлекать центр занятости, доказательством сотрудничества с которым и будет отчет по форме № 3-ПН.

АХС в учете предприятия: равнение на бухучет

Бухгалтерский учет. «Инвалидные» санкции являются прочими операционными расходами (п. 20 П(С)БУ 16). Отражать их нужно в периоде начисления по дебету субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки». Корреспондирует ему субсчет 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Так, начисление санкций отражают проводкой Дт 948 — Кт 685, а их уплату Дт 685 — Кт 311.

Налоговый учет. После вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII (с 01.01.2015 г.) появился принципиально новый подход к объекту налогообложения. Теперь он зависит от финансового результата до налогообложения, определенного в финотчетности согласно П(С)БУ и МСФО. То есть во главу угла поставлен бухгалтерский учет. А чтобы определить суммы налога, возьмите данные стр. 2290 (прибыль) или стр. 2295 (убыток) Отчета о финансовых результатах. При этом прямых запретов по отражению расходов и условия относительно их связи с хоздеятельностью в НКУ больше нет. Это означает, что

«инвалидные» санкции, засветившиеся в расходах бухгалтерского учета, автоматически сыграют в уменьшение объекта обложения по налогу на прибыль

Согласитесь, это приятный сюрприз. Если раньше санкции вообще не отражались в налоговом учете, то теперь они участвуют в определении объекта налогообложения наравне с другими расходами.

Вот, пожалуй и все, что нужно знать об «инвалидных» санкциях. В заключение выразим надежду, что работодатель и люди с ограниченными физическими возможностями смогут найти друг друга. Это позволит использовать их труд с пользой для работодателей, а работодателям в свою очередь избежать «наказания» за невыполнение норматива. Тем более, что положительная для них судебная практика по данному вопросу пока не может сломить позиции самого Фонда инвалидов. Он, как и прежде, считает, что какие бы усилия предприятие ни прилагало, невыполнение «инвалидного» норматива — достаточное основание для применения санкций.

выводы

  • За невыполнение по итогам года «инвалидного» норматива работодатель должен самостоятельно начислить административно-хозяйственные санкции.

  • Если предприятие не уплачивает санкции добровольно, то Фонд может взыскать их в судебном порядке. Для этого у него есть 6 месяцев, отсчет которых начинается с 16 апреля соответствующего года.

  • Еще одним наказанием за невыполнение «инвалидного» норматива является админштраф в размере от 170 до 340 грн. (от 10 до 20 ннмдг).

  • Право не уплачивать АХС можно отстоять в судебном порядке. Делать это стоит в том случае, если работодатель принял все зависящие от него меры в отношении создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов и регулярно подавал в центр занятости Отчет по форме № 3-ПН.

  • Расходы на уплату «инвалидных» санкций участвуют в определении объекта налогообложения по налогу на прибыль наравне с другими расходами.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить