Темы статей
Выбрать темы

Глава вторая — транспортная (скороговорка о налоге на транспорт)

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Нет, скороговорка не в том смысле, что «Карл у Клары украл кораллы» (хотя от некоторых законодательных норм тоже можно запросто сломать язык). Скороговорка в том смысле, что сейчас очень быстро расскажем вам о налоге на транспорт, так как долго тут и говорить не о чем. Ну не успела эта глава еще вырасти и обзавестись хоть какой-то репутацией. Слишком мало живет. Поэтому давайте пробежимся бегом по скупым «транспортным» нормам НКУ** — и скорее перейдем к плате за землю.

* Напоминаем, что речь идет о трех главах триединого «налоговореформенного» чудища — налога на имущество, рассматривать которое мы начали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 10, с. 9 и 13.

** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Заметили? Кто бы ни находился в последнее время у власти, все в один голос твердят о социальной ответственности бизнеса, о том, что богатые должны платить за бедных и т. п. Благо, пока не доходит до известного шариковского призыва «взять все да и поделить» ☺. Но вот обещанный давно всеми властями налог на роскошь нынешние нардепы таки ввели.

С 1 января 2015 года в составе налога на имущество появился так называемый налог на транспорт (см. ст. 267 НКУ). Как вы уже знаете, отнесен он к местным налогам. Однако никакой самостоятельности у местных властей в вопросах его взимания нет и близко. Во-первых, потому что он — обязательный (не установить и не уплачивать его на какой-нибудь конкретной территории просто нельзя). А во-вторых, по той причине, что его ставка тоже жестко определена НКУ и никаких «местных» вольностей не допускает. В остальном он очень похож на налог на недвижимость — по крайней мере, сроки декларирования и уплаты для «юриков» у них обоих одинаковые.

А сейчас ознакомим вас с его элементами.

Плательщики. Поделиться с бюджетом законодатель заставил (п.п. 267.1.1 НКУ) физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов, имеющих зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили

Спешим успокоить — не все подряд легковушки облагаются этим налогом, а только те, которые определены в качестве объекта налогообложения согласно п.п. 267.1.2 НКУ.

Объект и база. Поскольку они сформулированы почти идентично, объединим эти два элемента. Итак, обложению транспортным налогом подлежат легковые автомобили, которые использовались до 5 лет, с объемом цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см.

А если количество «кубиков» вашего авто в точности равно 3000? Судя по всему, налог платить не придется — считайте, вам повезло.

Но самый интересный вопрос в другом: как понимать конструкцию «которые использовались до 5 лет»? Вариантов тут может быть много, но правильным будет тот, по которому начало течения этого срока привязано к году изготовления транспортного средства. Такой вывод следует из письма № 2444***.

*** Письмо ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2444/7/99-99-17-04-01-17.

img 1Кстати, этот термин определен п.п. 14.1.220 НКУ как календарная дата изготовления транспортного средства (день, месяц, год); для транспортных средств, календарную дату изготовления которых определить невозможно, — 1 января года изготовления, указанного в регистрационных документах.

Вот отсюда вы и будете плясать, определяя на начало каждого календарного года количество тех своих «сверхтрехтысячекубиковых» легковушек, за которые надо будет уплатить ежегодный налог. Вопрос о том, что делать, если на 1 января отчетного года вашей машинке ☺ еще не исполнилось 5 годочков, но, к примеру, 10 января — уже стукнуло, мы пока не поднимаем. Но почему-то нам кажется, что фискалы все равно заставят заплатить налог за «именинницу» как за полный год…

Ставка. С этим, как уже отмечалось, все проще простого. Сумма транспортного налога за каждое авто, являющееся объектом налогообложения, — 25000 грн. Это и есть одна-единственная ставка, установленная п. 267.4 НКУ в расчете на год. То есть вы уже поняли, что базовым (отчетным) налоговым периодом в данном случае будет календарный год.

А теперь несколько слов о том, как юридическим лицам посчитать транспортный налог, задекларировать его и в какие сроки уплатить.

Порядок расчета. Сам по себе он, наверное, проще всех остальных, которые когда-либо были на нашей памяти. Всего лишь надо перемножить ставку (25000 грн.) на количество легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 куб. см — это и будет общая годовая сумма налога.

Но если вы приобрели облагаемое авто в течение года, налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на него, пропорционально количеству месяцев, оставшихся до конца года. При этом декларация предоставляется в течение месяца со дня возникновения права собственности (см. пп. 267.6.4 и 267.6.6 НКУ). В остальных случаях — до 20 февраля отчетного года. Подробности — в следующем абзаце и дальше.

Декларирование. Понятно, что на сегодня это самый насущный вопрос для «юриков» — собственников тех крутых легковушек, которые законодатель посчитал предметом роскоши. И он, представьте, худо-бедно решен. Хотя если вы подумали, что за истекший месяц появилась требуемая отчетная форма, то вы ошиблись — это было бы явно не в стиле ГФСУ. ☺ А как же тогда отчитаться? А вот как.

Расторопные налоговики предложили (см. письмо № 2444) в этих целях использовать Расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств, утвержденный приказом Миндоходов от 05.12.2013 г. № 767. То есть в форме отчетности по отмененному ныне транспортному сбору приводите сумму нового транспортного налога. Вот такой, с позволения сказать, финт ушами! ☺ Хорошо, что еще не заставили делать это в форме по хмелесбору…

Шутки шутками, но «неродную» отчетность, видимо, придется как-то приспосабливать под нужды транспортного налога. Рецепт от налоговиков такой:

— название старой отчетной формы «Розрахунок збору за першу реєстрацію транспортних засобів» заменить на «Розрахунок транспортного податку»;

— в кол. 5 «Дата першої реєстрації транспортного засобу в Україні» вписать «Рік випуску транспортного засобу»;

— в кол. 8 «Сума збору» указать «Ставка транспортного податку».

Если следовать этим рекомендациям, то получается, что сумму налога придется указать не итоговой цифрой, а построчно — по каждому транспортному средству. Поскольку льгот по этому налогу вообще никаких нет и быть не может (в том числе и на местном уровне), то кол. 9 и 10 заполняться не будут. Тогда выходит, что в кол. 11 по итоговой строке «Усього» вы поставите общую годовую сумму налога за все облагаемые автомобили. Но ведь ее надо еще и разбить поквартально на четыре авансовых взноса, как того требует п.п. «б» п.п. 267.8.1 НКУ. Как это сделать, если «транспортносборная» декларация такой возможности не дает? Ведь тот сбор платился одной суммой.

Если мы правильно поняли налоговиков (см. упомянутое выше письмо), они советуют подать к такой декларации дополнение согласно п. 46.4 НКУ, которое будет считаться ее неотъемлемой частью. Вот там вы и можете писать все что угодно — в том числе и квартальные суммы, на которые нужно разбить годовую величину транспортного налога, а также сроки, по которым их предстоит уплачивать. Напомним, это надо будет делать ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

«Ни гвоздя тебе, ни жезла, ни поломки на пути», уважаемый читатель!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше