* О нем вы могли прочесть в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 66, с. 35.
Мораторий установлен сразу двумя нормативными актами: п. 8 разд. III Закона № 76** и п. 3 разд. II Закона № 71***. Сознательно это сделано или нет — кто знает, но факт остается фактом: «проверочные» ограничения, установленные этими законами, пересекаются.
** Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII.
*** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.
На какие же проверки распространяется/не распространяется мораторий? Законом № 76 предусмотрено, что в течение января — июня 2015 года контролирующие органы могут проводить проверки только в двух случаях:
1) по заявлению самого субъекта. Этот вариант даже не рассматриваем ☺;
2) с разрешения Кабмина.
Знакомо? Так вот… это почти копия предыдущего моратория. Поэтому можно предположить, что Кабмин пойдет проторенной дорогой и сначала утвердит перечень госорганов, нуждающихся в получении соответствующего разрешения (а уже затем будет выдавать и сами разрешения в форме распоряжений). В прошлый раз это было сделано постановлением от 13.08.2014 г. № 408. Кстати, тогда в него входили, в частности, Госпотребинспекция, Гоструда, Госсанэпидслужба и т. п. По-видимому, такого же состава следует ожидать и в данный момент.
В то же время, пока ситуация не прояснится, считаем, что
мораторий должен действовать в отношении любого контролирующего органа и любых проверок — плановых, внеплановых и других (кроме исключений, предусмотренных самим Законом № 76)
Что же касается Перечня, утвержденного постановлением Кабмина от 13.08.2014 г. № 408, то ориентироваться на него сегодня уже нельзя. Ведь он был утвержден во исполнение совсем другого закона — Закона о Госбюджете на 2014 год. Тем более что мораторий, установленный им, уже не действует (он действовал до января 2015 года).
Кстати, относительно исключений. Их всего два — это проверки ГФСУ и Госфининспекции. На них указанный мораторий не распространяется. Но не огорчайтесь. Ведь здесь вам поможет «проверочный» мораторий, установленный Законом № 71.
Он предусматривает немного иные правила:
1) действует в течение 2015 и 2016 годов. То есть заметно дольше, чем рассмотренный выше;
2) «спасает» от проверок не всех подряд, а лишь предприятия (учреждения, организации) и предпринимателей с объемом дохода за предыдущий год до 20 млн грн. На какой показатель ориентироваться, неизвестно. В то же время для предприятий это, судя по всему, бухгалтерский* доход. Интересно также и то, как об этом узнает соответствующий контролирующий орган;
3) разрешает проверки не только с разрешения Кабмина или по заявке самого субъекта (здесь все аналогично тому, о чем мы говорили выше), но и по решению суда или в соответствии с УПК**. Как это должно состыковаться с требованиями Закона № 76 — загадка. Однако, вероятнее всего, два последних случая контролеры будут реализовывать уже с 1 января (т. е. до утраты силы моратория, утвержденного Законом № 76, см. выше);
4) что же касается перечня контролирующих органов, на которых распространяется мораторий, — Закон № 71 об этом умалчивает (ограничиваясь общим — «контролирующие органы»). Между тем есть все основания считать, что к ним относится также ГФСУ. Это подтверждает и то, что в перечень исключений из этого моратория нардепы включили лишь несколько проверок, проводимых налоговиками (выходит, что все остальные под его действие подпадают).
* В последний момент перед выходом статьи стало известно, что плательщикам налога на прибыль контролеры предлагают ориентироваться на величину дохода из налоговой декларации за 2014 год (см. письмо ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17).
** Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.
Между тем, как и в предыдущем случае, из-под действия этого моратория «выпадает» несколько исключений. Их всего два.
Во-первых, с 1 января 2015 года мораторий не распространяется на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины, и/или производят, и/или реализуют подакцизные товары. Также он не касается проверок соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС.
Это означает, что все другие проверки (в том числе налоговые) могут проводиться только при наличии условий, о которых вы читали выше, — наличие разрешения Кабмина и т. п. И это даже несмотря на то, что в Законе № 76 проверки органов ГФСУ названы в числе исключений (см. выше). Дело в том, что в этой части Закон № 71 должен его «перекрывать».
Во-вторых, с 1 июля 2015 года мораторий не распространяется на проверки предпринимателей на ЕН групп 2 и 3 по вопросам соблюдения порядка применения РРО, кроме плательщиков, осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети (за исключением плательщиков ЕН, определенных п. 27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Судя по всему, законодатель имел в виду п. 28 (а не п. 27) подразд. 10 разд. ХХ НКУ, которым установлено освобождение от проведения проверок по вопросам РРО для предпринимателей на ЕН, которые начали применять РРО раньше установленного для них срока.
Здесь, в целом, все понятно. Между тем запомните: если указанные плательщики (т. е. предприниматели на ЕН групп 2 и 3) начнут применять РРО до 30 июня 2015 года включительно, для них «заработает» другой мораторий относительно проверок РРО — установленный указанным п. 28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Кстати, он будет действовать до 1 января 2017 года.
Если же не успеть до 1 июля 2015 года, мораторий, установленный Законом № 71, в части проверок РРО им не поможет (ведь они из него исключены).
Что делать, если с проверкой придут вопреки мораторию?
Не допускать! Если все же допустите их — плохо. Обжаловать результаты проверки на том лишь основании, что она была незаконной, не удастся. Разве что можете попробовать «сыграть» на том, что собранные проверяющими доказательства нельзя использовать (ведь они собраны с нарушением законодательства).