Темы статей
Выбрать темы

Акцизно-пенсионно-РРОшное (плюс импортный сбор)

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Продолжаем обзор сброшенного депутатами на наши несчастные головы новогоднего «подарка» — Закона № 71. В этом материале проанализируем его нормы-«полуфабрикаты», касающиеся акцизного налога, специальных сборов в ПФУ и изменений в области РРО. В качестве бонус-трека — кратенько о новом импортном сборе.
новинки-2015: прочее

Новые акцизы

С 1 января 2015 года подакцизные операции пополнились операциями: по реализации розничными торговцами подакцизных товаров, по оптовой поставке электроэнергии* и по переоборудованию ввезенных в Украину грузовых авто в легковые.

* А также по реализации электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками и/или из возобновляемых источников энергии.

Перечень подакцизных товаров пополнили:

вещества, используемые в качестве компонентов моторных топлив, топливо моторное альтернативное;

электроэнергия;

транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов (т. е. подакцизными теперь стали и автобусы, и грузовики!).

Соответственно число плательщиков пополнится лицами, такие операции осуществляющими и такие то- вары производящими/ввозящими/реализующими.

В то же время с 1 января сего года «откланялись» плательщики ЦБ-акциза, и сам этот акциз «приказал долго жить».

Теперь чуть подробнее о новых акцизных пакостях законописцев.

«Розничный» акциз. Сегодня (по понятным причинам) больше внимания уделим «вновь народившeмуся» этому виду акциза и его плательщикам (розничным торговцам подакцизными товарами). Последние подлежат обязательной регистрации как плательщики налога контролирующими органами по местонахождению пункта продажи товаров не позднее предельного срока представления декларации акцизного налога за месяц, в котором осуществляется хозяйственная деятельность. То есть торгующие подакцизным товаром в розницу в январе сего года должны до 20 февраля встать на учет как плательщики такого акциза по местонахождению пунктов продажи.

Причина сего ясна — «розничный» акциз уплачивается в местные бюджеты. А вот следствие — не очень...

Если в разных районах города (и/или области) у плательщика из другого города (области) есть торговые точки, он что, должен регистрироваться в каждом районе как по неосновному месту учета

Тут необходимы разъяснения налоговиков (и желательно нормативные).

Под «розничный» акциз (согласно п.п. 14.1.212 НКУ) попадут следующие подакцизные товары, реализуемые розничными торговцами:

табак (заменители его) и табачные изделия,

алкогольные напитки (плюс пиво),

нефтепродукты, сжиженный газ, вещества, используемые как компоненты моторных топлив, топливо моторное альтернативное.

Датой возникновения НО по этому акцизу является дата осуществления расчетной операции согласно Закону об РРО, а при реализации подакцизных товаров ФЛП-единщиками — дата поступления оплаты за проданный товар.

То есть «розничный» акциз возникает «по кассе» (в то время, как НДС возникает по первому событию!).

Отчетный период по нему, как вы уже поняли, — месяц.

Ставки «розничного» акциза устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в процентах к стоимости (с учетом НДС!) в размере 5 %. Но если ставка — фиксированная, на кой ее устанавливать?!.. Может показаться, что «быть или не быть» «розничному» акцизу, должны решать местные власти. Особенно в свете того, что в пункте 4 раздела ІІ «Заключительные положения» Закона № 71 местным органам самоуправления законодатели установить ставку «розничного» акциза рекомендуют.

Но это все — иллюзии! Ведь согласно новой редакции п.п. 12.3.5 НКУ, если «местными» не установлена ставка «розничного» акциза, платить нужно по минимальной. А минимальная (она же — максимальная ☺) ставка равна 5 %!

Еще «веселее» складывается ситуация с базами. Базой обложения «розничным» акцизом является стоимость реализованных подакцизных товаров — с учетом НДС! А в базу обложения НДС согласно п. 188.1 НКУ должен входить и «розничный» акциз.

АВТОРА!!! Пусть рассчитает базы обложения этими косвенными налогами и сформирует розничную цену на подакцизные товары! Если же не «крутить» НДС на розничный акциз, будет занижена НДСная база (и наоборот).

Самый «тупой» вариант, который приходит в голову, — это просто брать от конечной цены 4,762 %* акциза и от той же цены 1/6 часть НДС.

* (5/105) х 100.

Если же нужно сформировать продажную цену товара, то, пока нет разъяснений фискалов, можно рассчитывать ее по формуле: Х + НДС + Акциз,

где Хпродажная цена без НДС и акциза.

А с учетом того, что НДС должен «крутиться» на акциз, и наоборот:

НДС = 0,2121 Х;

Акциз = 0,0606 Х.

Таким образом, продажная цена с учетом этих косвенных налогов составит примерно: 1,2727 Х.

То есть продажную цену (с учетом торговой наценки и прочего) придется увеличить на 27,27 %

Кстати, обращаем внимание, что «розничный» акциз должен увеличивать максимальные розничные цены подакцизных товаров (см. обновленную редакцию п.п. 14.1.106 НКУ). То есть такие цены (если в них не учтен этот акциз) теперь могут быть превышены на сумму до 5 %.

Проще будет только розничным торговцам — неплательщикам НДС: «крути» себе 5 % поверх продажной цены и все.

А плательщикам НДС придется ждать мудрых разъяснений фискалов на этот счет.

Надеемся, они поступятся каким-то из этих косвенных налогов. Скорее всего, НДСом. То есть НДС на этот акциз позволят не «крутить». Обоснование для такого вывода фискалы могут «извлечь» из упомянутого выше п.п. 14.1.106 НКУ, предусматривающего превышение максимальных розничных цен только на сумму акциза (а не также и на часть суммы НДС, начисленного на этот акциз). К тому же здесь они могут использовать и аналогию с «безвременно почившим» хмелесбором.

Весело будет и в плане того, какие операции по продаже следует облагать «розничным» акцизом. То есть какие операции отнести к розничной торговле, а какие — к оптовой.

По нашему мнению, здесь нужно ориентироваться на норму нового второго абзаца упомянутого п.п. 14.1.212 НКУ (ср. ). Там фигурируют операции по продаже под­акцизных товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов.

Поэтому, чтобы не уплачивать с конкретной операции «розничный» акциз, у продавца должно быть подтверждение тому, что акцизные товары приобретаются покупателем именно для коммерческого использования. Необходимо это прямо указать в договоре (или другом документе, которым оформляется сделка). При этом желательно, чтобы покупатель выступал в договоре именно как субъект хозяйствования. То есть водитель предприятия, заправляясь на АЗС, получит ГСМ по цене с учетом акциза. Если же предприятие оформит с АЗС договор, в котором укажет, что ГСМ приобретаются для коммерческого использования, то «розничный» акциз уплачиваться (даже при наличном расчете) не должен. И ГСМ подешевеют на 5 %...

Ну и налоговики наверняка поинтересуются о наличии у продавца лицензии на право оптовой торговли конкретными подакцизными товарами.

Обратите внимание! Все розничные реализации подакцизных товаров начиная с 1 января уже должны быть обложены этим новым акцизом

И налоговиков не будет волновать, что многие торговцы еще об этом не знали. Типа, не включил акциз в цену — плати за свой счет!

Так что опохмелились, заправились и закурили в новом году мы уже с новым акцизом ☺ ☹...

«Электроакциз». Датой возникновения НО по акцизу с операций поставки электроэнергии является дата подписания акта приема-передачи электроэнергии.

Базой обложения является стоимость электроэнергии без НДС.

Ставка акциза составляет 3,2 %.

Отчетный налоговый период — тоже месяц.

Прочие акцизы. Законом № 71 были повышены ставки акцизного налога на:

— сигареты без фильтра, папиросы (дабы бедные стали еще беднее ☹);

— нефтепродукты и иже с ними (см. п.п. 215.3.4 НКУ);

— автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, мотоциклы (включая мопеды) и др.

Установлены ставки акциза на уже упомянутые грузовики-автобусы (причем чем старше — тем много больше), а также на всякие грузопассажирские, гоночные, переоборудованные и другие транспортные средства.

Закон № 71 грубо вторгся не только в нормы НКУ, но и в ряд иных нормативов. Вкратце посвятим вас в суть таких вторжений в зоны «ПФУ» и «РРО»

Пенсионные сборы

«Инвалютный». С 01.01.2015 г. «инвалютный» сбор в ПФУ будет уплачиваться только физлицами и только с операций по приобретению ими наличной инвалюты*.

* Кроме случаев покупки инвалюты для погашения кредитов. Порядок такой необлагаемой покупки инвалюты должен установить НБУ.

Ставка сбора, по сравнению с прошлым годом, выросла в 4 раза и составляет теперь 2 % от суммы операции по приобретению инвалюты. Сбор, похоже, должен уплачиваться всеми физлицами независимо от ипостаси, в которой лицо выступает,— обычной или предпринимательской.

И тут не обошлось без нормативных «косяков». Пусть вас не смущает тот факт, что в определяющем ставки «валютного» сбора п. 6 ст. 4 Закона № 400 имеется ставка 2 % (новый подпункт 61 упомянутого пункта 6 ст. 4), для которой нет плательщиков. Отсылка там сделана к плательщикам из пункта-«фантома» 51 статьи 1 Закона № 400, который отсутствует в тексте Закона. Видимо, этих плательщиков (скорее всего, юрлиц) законописцы вычеркнули уже «постфактум»...

«Ювелирный». Данный вид пенсионного сбора претерпел существенные изменения. Раньше этот сбор платили субъекты предпринимательства, осуществляющие торговлю ювелирными изделиями из золота (кроме колец), платины и драгоценных камней.

Теперь его должны уплачивать физические лица и субъекты хозяйствования, которые подают ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов на клеймение государственным пробирным клеймом в казенные предприятия пробирного контроля.

Базой обложения теперь является стоимость основного драгоценного металла (золото, серебро, платина, палладий) в пересчете на вес чистого металла, содержащегося в сплаве, из которого изготовлено ювелирное или бытовое изделие, определенная по официальному курсу НБУ на банковские металлы на момент подачи плательщиком сбора ювелирных и бытовых изделий на клеймение в казенные предприятия пробирного контроля.

Ставка сбора весьма приличная — 10 % от упомянутой базы

Причем, хотя плательщиками и названы вышеупомянутые лица, «жаждущие заклеймить» свои драгизделия, но бремя уплаты этого сбора законотворцы водрузили «на плечи» казенных предприятий пробирного контроля. Им присвоена роль «сборных» агентов — ведь им предписано начислять, удерживать, перечислять ювелирный сбор и предоставлять по нему еще не придуманную ежемесячную отчетность (до 20 числа следующего за отчетным месяца).

Теперь торговцам «ювелиркой» придется перепрограммировать свои РРО, чтобы убрать из чека пенсионный сбор...

«Авто-легковой», «недвижимый» и «сотовый» пенсионные сборы изменений не претерпели.

РРОшные «радости»

«Физ-единщикам». ФЛП-единщики второй и третьей групп получают от Закона № 71 подарочек в виде почетной обязанности применять РРО.

Правда, «раздачу подарка» ФЛП-единщикам несколько отсрочили:

— для третьей группы — до 01.07.2015 г.;

— для второй — до 01.01.2016 г.

Пожалели депутаты только тех из них, которые осуществляют свою деятельность на рынках, продают товары в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, да еще всех единщиков первой группы. Этим персонам позволено вообще не применять РРО.

Плюс депутаты в Законе № 71 предусмотрели поощрительный «бонус» в виде освобождения до 2017 года от РРО-проверок тех ФЛП-единщиков второй и третьей групп, которые начнут применять РРО досрочно — с 1 января до 30 июня сего года включительно. В связи с чем умные «третьегруппники» непременно «стартанут» с РРО в конце июня ☺...

В то же время антипроверочное ограничение на 2015-2016 гг., которое предусмотрено в п. 3 раздела II «Заключительные положения» Закона № 71 для ФЛП с годовым объемом до 20 млн грн., на проверки РРО у ФЛП-единщиков второй и третьей групп распространяться не будет. За исключением лишь тех, кто начнет применять РРО до 30 июня сего года.

Кстати, из нормы этого абзаца п. 3 раздела ІІ Закона № 71 можно сделать вывод «от противного» — что у остальных «додвадцатимиллионников» (причем включая и юрлиц!) проверки РРО до 2017 года фискалы смогут проводить только по решению КМУ, суда, согласно уголовно-процессуальному законодательству или по просьбе самого плательщика (хи-хи). Впрочем, в то, что с таким прочтением согласятся налоговики, верится слабо, однако кому-то в суде эта «фишка» может и пригодиться.

Это мы потихоньку переходим к иным вторжениям Закона № 71 в «поле РРО».

Прочая РРОвщина. Депутаты внесли также некоторые изменения и в Закон об РРО. Остановимся на наиболее важных.

Ежедневный фискальный отчет РРО теперь пре­дусмотрено распечатывать только за дни, в которые осуществлялись расчетные операции!

С 01.01.2015 г. в перечень субъектов, обязанных применять РРО, попали лица, осуществляющие операции по приему наличных для дальнейшего их перечисления. Судя по всему, здесь речь идет о коммерческих агентах банков, принимающих наличные для целей перечисления (в том числе через различные платежные терминалы). Но что самое важное — под РРО теперь попали и операции:

— по предоставлению услуг/работ (см. ниже);

— по купле-продаже инвалюты в кассах банков;

— по продаже товаров в системах электронной торговли (в том числе через Интернет)!

Конечно, хуже всего, что изменения претерпела пресловутая норма из п. 1 ст. 9 Закона об РРО, позволявшая проводить определенные расчеты без РРО, но через кассу (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 92, с. 10).

Из этой нормы исчезло предоставление услуг (под которыми понимались и работы)

Таким образом, с 01.01.2015 г. принимать деньги без РРО прямо в кассу можно будет только за продукцию собственного производства — предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности (кроме предприятий торговли и общепита). В то же время изменения, внесенные Законом № 71 в п. 9 раздела ІІ «Заключительные положения» Закона об РРО, освобождают до 1 июля 2015 года от санкций за неприменение РРО при предоставлении услуг за наличные, но с проведением расчетов в кассе*.

* Там же предусмотрено, что до 1 июля не будут штрафоваться и операции банков по купле-продаже инвалюты, коммерческих агентов банков по приему наличных для дальнейшего их перевода и продажа товаров в системах электронной торговли (коммерции)!

Кроме того, в упомянутой норме из п. 1 ст. 9 Закона об РРО касательно квитанций к приходным кассовым ордерам после слов «заверенных печатью» убрали оговорку — «при наличии». Вследствие такой метаморфозы не исключаем незаконные придирки фискалов при отсутствии печатей на ПКО и квитанциях к ним, выписанных с 1 января с. г.

И еще. Разрешено до 1 января 2016 года использовать ЭККА, введенные в эксплуатацию до 1 января 2015 года, создающие контрольную ленту в печатном виде и передающие в налоговые органы (по проводным или беспроводным каналам связи) только информацию об объеме расчетных операций, содержащуюся в их фискальной памяти, и при этом не выдающие «в эфир» электронных копий расчетных документов.

О других РРО-новшествах, «внедряемых» в этом году, мы уже писали (см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 102, с. 42 и № 103, с. 46).

Привет Евросоюзу (новый импортный сбор)

Видимо, исходя из принципа «на войне все средства хороши» правительство «продавило» через парламент 2 закона, вводящие дополнительный импортный сбор: Законы № 73 и № 74. Наплевав при этом на возможное ухудшение отношений с Евросоюзом. В то же время в текстах этих законов определено, что они вступают в силу с момента опубликования решения КМУ относительно завершения консультаций с международными финансовыми организациями**. А потому отнюдь не исключается, что в ближайшее время нормы этих законов могут быть изменены/упразднены... Пока ждем-с.

** Из-за этой отсрочки вступления в силу законов пока не продлена (до 2018 года) льгота по освобождению от пошлины ввоза ряда товаров для «космоса», так как норму о ее продлении депутаты за компанию впихнули в Закон № 74 L. То-то инопланетяне порадуются ...

Теперь чуть конкретики. Этот сбор предусмотрено ввести временно — только на 2015 год (хотя нет ничего более постоянного, чем...☹, ну вы дальше знаете).

Взиматься сбор должен с товаров, ввозимых в Украину в режиме импорта (т. е. для свободного обращения на таможенной территории Украины), независимо от страны их происхождения и соглашений о свободной торговле.

Согласно Закону № 73 объект обложения сбором — товары, указанные в частях первой и второй статьи 277 ТКУ (видимо, имелись в виду пп. 1 и 2 части первой данной статьи), кроме «жизненно необходимых» товаров, перечисленных в ст. 5 этого Закона. Этой статьей Закона к «жизненно необходимым» отнесены: нефть, нефтепродукты (бензин, мазут, дизтопливо), природный газ, уголь энергетический, топливо для АЭС, электроэнергия, валюта, ЦБ и банковские металлы, лекарственные средства и гуманитарная помощь, детское питание, пеленки и подгузники и ряд других.

Дополнительный импортный сбор должен взиматься по таким ставкам:

10 % — для товаров, классифицируемых в товарных группах 1 — 24 по УКТ ВЭД (в основном сельхозпродукция плюс алкоголь и табак);

5 % — для товаров, классифицируемых в товарных группах 25 — 97 по УКТ ВЭД (остальные виды товаров, кроме упомянутых выше и ниже);

10 % — для товаров, подлежащих обложению ввозной пошлиной в свете норм ст. 374 ТКУ.

Судя по всему, сумма данного сбора будет включаться в базу обложения «ввозным» НДС, так как Закон № 74 отнес этот сбор к особым видам пошлины. А пошлина (согласно п. 190.1 НКУ) попадает в базу обложения «ввозным» НДС ☹.

Такая вот сермяжная (она же суконная) правда жизни. Впрочем, не впервОй, прорвемся!

выводы

  • Акцизным налогом с 1 января стали облагаться розничная продажа ряда подакцизных товаров, электроэнергия, автобусы и грузовики и еще ряд товаров. Кроме того, повышены ставки на ранее облагавшиеся подакцизные товары и упразднен «ЦБ-акциз».

  • В части «розничного» акциза есть ряд вопросов, в частности как он влияет на базу обложения НДС, как отличить розницу от опта (особенно при продаже подакцизных товаров за наличные) и ряд других.

  • Изменения претерпели «инвалютный» и «ювелирный» сборы в ПФУ. Первый теперь уплачивают только физлица (по ставке 2 %), второй (по ставке 10 %) должны собирать (и перечислять) казенные предприятия пробирного контроля с ювелирщиков, подающих драгизделия на «клеймение».

  • Физлиц-единщиков обязывают применять РРО в сроки: третья группа — до 01.07. 2015 г.; вторая — до 01.01.2016 г.

  • Под РРО теперь попали и операции по предоставлению услуг/работ, по купле-продаже инвалюты в кассах банков и по продаже товаров в системах электронной торговли (в том числе «через» Интернет)! Но до 1 июля сего года нарушителей обещают не штрафовать.

  • Возможно, в Украине скоро начнет взиматься дополнительный импортный сбор (по ставкам 5 % и 10 %). Соответствующие законы уже приняты.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

  3. Закон № 71 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

  4. Закон № 73 — Закон Украины «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» от 28.12.2014 г. № 73-VIII.

  5. Закон № 74 Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно стабилизации платежного баланса» от 28.12.2014 г. № 74-VIII.

  6. Закон № 400 — Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше