Отсутствие по местонахождению: что делать, если присвоили «9-й стан»?

В избранном В избранное
Печать
Смердов Виталий, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 46
В гражданском законодательстве есть такое понятие, как злоупотребление правом. Если кратко, то это ситуация, когда лицо использует предоставленные ему возможности во вред другим. Так вот, насколько бы легче всем нам жилось, если бы такое же понятие было прописано и в налоговом законодательстве, причем с конкретной ответственностью. Поскольку часто налоговики при использовании предоставленных им прав наносят бизнесу слишком серьезный вред. Это всецело применимо и к их праву устанавливать фактическое местонахождение плательщика.

Это известная проблема, и корни ее тянутся еще с доналоговокодексных времен. Вместе с тем она заиграла новыми красками — и прежде всего из-за введения с 1 января 2015 года повальной регистрации налоговых накладных (далее — НН). Сложности в таком случае возникают и по многим другим вопросам, но об этом мы поговорим позже. Сейчас же предлагаем посмотреть на правовые последствия не- совпадения юридического и фактического адресов.

Адрес де-юре ≠ адрес де-факто: последствия по закону

При создании предприятия в ЕГР вносится и его местонахождение*. Оно считается налоговым адресом ( п. 45.2 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее — НКУ) и указывается в налоговых декларациях и НН.

* К слову, с недавнего времени в учредительные документы хозяйственных обществ данные об их местонахождении включать не нужно ( ст. 4 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII).

При этом важно, чтобы этот адрес совпадал с фактическим местом (ч. 1 ст. 93 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV):

— осуществления его деятельности;

— размещения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью предприятия (преимущественно находится руководство) и осуществление управления/учета.

Проще говоря, фактический адрес должен отвечать юридическому. Почему так строго? Дело в том, что при работе с предприятием госорганы (в том числе и налоговики) ориентируются именно на юридический адрес, т. е. тот, который зафиксирован в ЕГР. Если привязываться к налоговикам, то они используют его, в частности, при:

— выходе на выездную проверку — документальную или фактическую;

— направлении запросов, связанных с: проведением встречных сверок, подачей контрагентами жалоб Д8, расхождениями между данными НДС-отчетности и ЕРНН, прочими основаниями из п. 73.3 НКУ;

— направлении писем и прочих документов**;

— выполнении прочих служебных обязанностей.

** О последствиях приглашения налоговиками должностных лиц предприятия читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 30, с. 37.

Если в процессе таких мероприятий они выявят, что предприятия по данному адресу нет, то постараются выяснить его фактическое местонахождение, в том числе при помощи налоговой милиции***. Если же и тогда они потерпят фиаско (или окажется, что фактический адрес не отвечает юридическому), то направят госрегистратору уведомление об отсутствии юрлица по местонахождению. Запомните:

*** Этот процесс урегулирован Положением об организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов государственной налоговой службы для установления местонахождения плательщика налогов, утвержденным приказом ГНАУ от 17.05.2010 г. № 336.

на данном этапе налоговики уже присвоят предприятию «стан 9», который, к слову, так и называется: «Надіслано повідомлення про відсутність за місцезнаходженням»*

* Перечень возможных состояний приведен, в частности, в приложении 26 к Комплексной системе предотвращения и противодействия тенизации экономики.

Только вот законодательство не связывает с этим событием никаких негативных последствий (в отличие от налоговиков — но об этом чуть позже).

После того, как госрегистратор получит от налоговиков такое уведомление, он в 5-дневный срок направит юрлицу уведомление с просьбой подать регистрационную карточку по форме 6**. Предоставить ее нужно в течение месяца со дня получения такого уведомления***. Если это требование проигнорировать, то возможен один из двух вариантов ( ч. 14 ст. 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV, далее — Закон № 755):

— вы получили уведомление, но не ответили на него — в таком случае госрегистратор внесет в ЕГР запись об отсутствии подтверждения сведений о юрлице. Налоговики после этого присвоят ему «стан 7»;

— почтовое отправление с уведомлением вернулось обратно госрегистратору — в этом случае он внесет в ЕГР запись об отсутствии юрлица по местонахождению. Налоговики же присвоят юрлицу «стан 8»****.

** Не игнорируйте требования к заполнению и подаче регистрационной карточки. В противном случае госрегистратор может оставить ее без рассмотрения ( ч. 13 ст. 19 Закона № 755).

*** Заметьте: отсчет этого срока привязывается к дате получения уведомления предприятием, а не к дате его направления госрегистратором.

**** Помните, что оба этих последствия ожидают вас и в том случае, если не подать ежегодную форму 6, а потом еще и проигнорировать уведомление от госрегистратора.

Запомните: лишь после того, как это произойдет, для предприятия по ЗАКОНУ должны наступить первые негативные последствия

Это может быть: НДС-разрегистрация ( п.п. «ж» п. 184.1 НКУ), отказ в регистрации НН ( п.п. 1 п. 9 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246), неприем налоговой отчетности и т. п. Как видите, приятного мало. Правда, решается данная проблема очень просто: подтверждением своего местонахождения перед госрегистратором. То есть подачей формы 6.

Другое дело, что в ЕГР подобные сведения часто вносятся с нарушениями. Они бывают самыми разными, но в их числе можно выделить:

— нарушения со стороны налоговиков. Прежде чем подать уведомление госрегистратору, контролеры, как мы уже говорили, должны попытаться установить фактическое местонахождение плательщика. Бывает, они этим пренебрегают. Что, в свою очередь, дает вам право обжаловать решения, принятые на основании такой записи: в частности, решения об НДС-разрегистрации (см. определение ВАСУ от 06.08.2014 г. по делу № К/9991/21691/12);

— нарушения со стороны госрегистратора или почты. Они, как правило, состоят в нарушении сроков и порядка совершения тех или иных действий. Например, иногда госрегистраторы по ошибке изменяют в ЕГР данные по предприятию до истечения месячного срока, который отводится на подачу формы 6. В подобном случае вы также вправе требовать отмены соответствующих решений налоговиков — даже несмотря на то, что они вообще могут не иметь никакого отношения к данной ошибке (см. определение ВАСУ от 24.11.2014 г. по делу № К/800/27263/14).

Как все происходит на деле

К сожалению, практика идет другим путем. Готовиться к указанным проблемам нужно уже с момента присвоения предприятию «9-го стана». То есть после того, как налоговики направят госрегистратору уведомление об отсутствии предприятия по местонахождению. Заметьте: о том, что налоговики в таком случае должны отказывать в регистрации НН, прямо говорит их внутренний документ — Комплексная система предотвращения и противодействия тенизации экономики. Причем чиновников, видимо, совсем не смущает незаконность данного вывода.

Ну да ладно, как говорится, «що маємо, те маємо». Вопрос в другом: как с этим бороться? Есть несколько уровней такой борьбы.

Профилактика. Здесь можно выделить пару базовых мероприятий:

— убедитесь в том, что адрес, внесенный в ЕГР, совпадает с фактическим местонахождением предприятия (в большинстве своем это касается органов, осуществляющих управление/учет). Также не забывайте регулярно проверять эти сведения на сайте Минюста: usr.minjust.gov.ua;

— не игнорируйте запросы/письма/прочие документы от налоговиков. Если не согласны с ними, лучше направить им мотивированный отказ.

Но, увы, даже это не всегда спасает от присвоения «9-го стана». Более того, как показывает практика, нередко налоговики делают это и без фактического осуществления поисковых мероприятий. Как же быть, если вам уже присвоили этот «стан»?

Решение конкретных проблем. Помните, что загвоздка не в самом «9-м стане» (как мы уже говорили, сам по себе он ни на что влиять не должен), а в незаконных действиях налоговиков. В то же время, пока вы его с себя не снимете, они их не прекратят.

Но сделать это, так сказать «в лоб», подав напрямую требование налоговикам, не получится

По крайней мере, законодательство такого механизма не предусматривает. Поэтому выход один: дождаться уведомления от госрегистратора и не медля подать ему форму 6*. В таком случае налоговики будут обязаны снять с вас «9-й стан». Только, увы, этих действий, как правило, будет недостаточно.

* Если вы знаете, что на вас повесили «9-й стан», то, в принципе, можете подать госрегистратору форму 6, даже не дожидаясь фактического поступления уведомления.

Во-первых, в ряде случаев налоговики даже не удосуживаются направить госрегистратору уведомление (см. определение ВАСУ от 16.09.2013 г. по делу № К/9991/78267/12). В итоге: по предприятию запись в ЕГР хорошая и госрегистратор даже не думает направлять вам запрос, а по факту ни НН, ни налоговую отчетность не принимают.

Во-вторых, в промежутке времени между присвоением «9-го стана» и до внесения госрегистратором изменений в ЕГР (на основании формы 6) вам может понадобиться, к примеру, зарегистрировать НН, подать налоговую отчетность и т. п. А, как мы уже говорили, налоговики этого не допустят.

Что же делать? Не остается ничего другого, кроме как решать каждую из этих проблем по отдельности. Предположим, налоговики блокируют регистрацию НН. Это плохо и для поставщика, и для покупателя. Для первого — это штраф по  ст. 1201 НКУ и  1631 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х (данные статьи не учитывают причину, по которой НН не зарегистрирована), для второго — невозможность отразить налоговый кредит. То же, кстати, касается и регистрации РК. Только там распределение негативных последствий будет зависеть от того, какой он, — «увеличивающий» или «уменьшающий».

Поэтому пока проблема с «9-м станом» не будет решена, от операций, требующих регистрации НН, лучше воздержаться. Если же это невозможно, то вам нужно вынудить налоговиков зарегистрировать НН. В этом деле вам поможет админсуд. Исковое требование стоит сформулировать так: «визнати протиправним неприйняття податкової накладної для реєстрації у Єдиному реєстрі податкових накладних» (см. информационное письмо ВАСУ от 24.10.2013 г. № 1486/12/13-13**).

** По этому поводу также читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 102, с. 34.

Через админсуд отстаивать свои интересы придется и в остальных случаях: в частности, при отказах в приеме налоговой отчетности, НДС-разрегистрации и т. п.

И еще один момент. «9-й стан» приводит к проблемам не только для тех, на кого его, так сказать, повесили, но и для их контрагентов. Дело в том, что нередко налоговики признают договоры между ними ничтожными. Делать они это могут главным образом для того, чтобы снять налоговый кредит по НДС (что касается расходов, то сегодня подход налоговиков по этому поводу в случае признания сделок ничтожными предсказать сложно). Как с этим бороться? Помните, что акты проверок, в которых они фиксируют подобные выводы, обжаловать нельзя (связано это с тем, что сам по себе акт не влияет на права/обязанности плательщика). Поэтому в таком случае не остается ничего другого, кроме как обжаловать НУР, вынесенный по итогам проверки. При этом дополнительным аргументом в вашу пользу будет то, что нарушения, совершенные вашим контрагентом, по общему правилу, не должны приводить к каким-либо негативным последствиям для вас.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить