Здесь возможны две ситуации:
— квартира учредителя — лишь юридический адрес. По факту же деятельность осуществляется в другом месте;
— квартира учредителя действительно используется под офис.
Самой типичной является первая ситуация, поэтому львиную долю внимания уделим ей. Но сразу заметьте: несмотря на распространенность данного подхода, поступать так опасно. Ведь по Гражданскому кодексу Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) местонахождение юрлица — это фактическое место:
1) осуществления деятельности;
2) размещения офиса, из которого производится ежедневное руководство его деятельностью (преимущественно находится руководство) и осуществление управления/учета (см. ч. 1 ст. 93).
Как видите, квартира учредителя, которая используется лишь в качестве юридического адреса, данным признакам не отвечает. К чему это может привести?
На этапе госрегистрации…
Здесь проблем возникнуть не должно. Вы имеете полное право указать в регистрационной карточке по форме 1 — в поле «Місцезнаходження юридичної особи» — адрес квартиры учредителя (одного из учредителей). И учтите: документально подтверждать данные сведения (в частности, договором аренды) не нужно. Вызвано это тем, что исчерпывающий перечень документов, которые вам нужно предоставить госрегистратору, приведен в ч. 1 — 7 ст. 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755). При этом в нем не названы документы, подтверждающие право собственности/пользования объектом недвижимости, по адресу которого регистрируется юрлицо. А раз так, то и требовать их от вас госрегистратор не вправе ( ч. 8 ст. 24 Закона № 755). На это в свое время прямо указал Госкомпредпринимательства (см. письмо от 11.05.2007 г. № 3339).
Если же вы вдруг столкнетесь с подобным требованием, то помните:
вы имеете полное право не предоставлять документы на недвижимость, по адресу которой регистрируете предприятие
Если госрегистратор откажет на этом основании в госрегистрации, такой отказ можно смело обжаловать в админсуде ( ч. 4 ст. 27 Закона № 755).
Нужен ли договор?
Это один из первых вопросов, требующих разрешения. Начнем с того, что в идеале договор нужен (аренды или ссуды). И главным образом для того, чтобы подтвердить наличие правовых оснований для пользования юрлицом квартирой в «пострегистрационный» период. В этой связи напомним, что если вы решили заключить договор аренды, то его нужно изложить в письменной форме. Если же срок его действия составляет 3 года и больше, то его придется удостоверить у нотариуса, а само право пользования квартирой — зарегистрировать (ст. 793 и 794 ГКУ). Договор аренды является платным. Такая плата может быть любой, но помните: для целей НДФЛ она не должна быть меньше минимальной суммы, установленной местным советом для той или иной территории* ( п.п. 170.1.2 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI; далее — НКУ). Юрлицо-арендатор в этом случае будет выступать налоговым агентом**. С этой же суммы придется удерживать и военный сбор. А вот последствий по ЕСВ не возникнет (из-за того, что аренда по своей природе не является ни работами, ни услугами).
* См., в частности, решение Киевского городского совета от 02.10.2013 г. № 42/9630.
** Это правило не срабатывает, если недвижимость арендуется у физлица-предпринимателя. Кстати, в таком случае также безопаснее ориентироваться на минимальный размер арендной платы (см. постановление Одесского апелляционного админсуда от 18.02.2014 г. по делу № 815/3929/13-а). Хотя по этому поводу есть и хорошие решения (см. определение Днепропетровского апелляционного админсуда от 03.02.2015 г. по делу № 804/16443/13-а).
Что касается последствий в учете самого предприятия, то сумму арендной платы оно сможет поставить в расходы. И это даже несмотря на то, что по факту эти деньги будут «вылетать в трубу» (ведь предприятие по данному адресу деятельности не ведет, а потому платит учредителю, по сути, ни за что). Обусловлено это тем, что с 1 января налог на прибыль определяется по бухгалтерским правилам, а они позволяют учитывать в том числе и нехозяйственные расходы.
Иногда еще спрашивают: нужно ли в таком случае предприятию уплачивать налог на недвижимость по такой квартире? Ответ: однозначно нет. Налог на недвижимость платит собственник недвижимости ( п.п. 266.1.1 НКУ), а им в данном случае является физлицо-учредитель. Поэтому и налог за это помещение он будет платить сам за себя — на основании налогового уведомления-решения. Причем без уменьшения базы налогообложения на величину льготируемой площади (см. п.п. 266.4.2 НКУ). Заметьте, что вместо договора аренды можно избрать и договор ссуды. Хотя по ней всегда были свои «околоналоговые» вопросы, а некоторые из них живы и по сей день. Поэтому к их рассмотрению мы в ближайшее время вернемся в отдельной публикации.
А что, если с учредителем—собственником квартиры вообще никакой договор не заключать?
В этом случае есть риск, что налоговики признают такие отношения арендными. При этом юрлицу ответственность грозит главным образом за неудержание НДФЛ и ВС ( п. 127.1 НКУ), а также за неподачу Налогового отчета по форме № 1ДФ ( п. 119.2 НКУ). Правда, такая угроза реальна лишь тогда, когда в вашем населенном пункте установлен минимальный арендный платеж.
В свою очередь, предприятию по-любому «припаяют» бесплатное получение услуг. Ведь последствия по налогу на прибыль теперь определяются на основании бухгалтерских нормативов. А это значит, что предприятие обязано показать доход, поскольку соблюдаются критерии его признания, определенные в п. 5 П(С)БУ 15 (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 35, с. 27). Так что не заключать договор, как видите, тоже не выход…
В чем главный риск
Прежде всего, в том, что местонахождение юрлица (в данном случае — адрес квартиры его учредителя) включается в ЕГР. Именно на него ориентируются госорганы, в том числе и налоговики, при работе с ним. Это значит, что, например, при заполнении налоговых деклараций указывать придется адрес квартиры учредителя. На него же нужно будет ориентироваться и при составлении налоговых накладных***.
*** Причем здесь возникают риски для покупателей. Если адрес, указанный в НН, включен в ЕГР, то с ней, по идее, проблем быть не должно. Но не исключаем, что налоговики могут попытаться признать ее недействительной. В частности, на том основании, что юрлица-поставщика по данному адресу фактически нет.
Здесь возникают главные проблемы. Если налоговики не обнаружат вас по юридическому адресу (например, это может произойти, если вы не ответите на их запрос), то вам могут присвоить «9-й стан». Более того, в таком случае есть риск (если не ответить на уведомление госрегистратора) внесения в ЕГР сведений об отсутствии:
— по местонахождению;
— подтверждения сведений о юрлице.
Данная запись в ЕГР, в свою очередь, может привести к НДС-разрегистрации и даже ликвидации юрлица (по решению суда, но по иску налоговиков)
Полностью избежать подобных рисков, если юрлицо зарегистрировано по адресу квартиры учредителя, не получится. Их можно разве что снизить. Для этого нужно прежде всего обеспечить передачу корреспонденции, поступающей по адресу учредителя, на юрлицо (конечно, только в той части, которая касается данного юрлица). Так вы хотя бы сможете вовремя реагировать на запросы налоговиков и прочих органов.
Могут ли явиться в квартиру с проверкой?
Если юридический адрес совпадает с жилой квартирой, то рано или поздно этот вопрос станет ребром. То, что чиновники при выходе на проверку будут ориентироваться на этот адрес, сомнений не вызывает (ведь именно он фигурирует в ЕГР). Вопрос в другом: как на это реагировать учредителю и самому юрлицу? Здесь нужно помнить, что согласно п.п. 20.1.13 НКУ при проверках налоговики имеют право доступа, в частности, к помещениям (кроме жилья граждан). По сути, такое же ограничение насчет жилья содержит и ст. 30 Конституции Украины:
Не допускается проникновение в жилье или иное владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе как по мотивированному решению суда
Получается, если налоговики явятся на проверку по адресу квартиры учредителя, их можно не пускать (тем более что данная квартира никак не связана с деятельностью юрлица). С таким подходом согласны и суды (см. определение Львовского апелляционного административного суда от 12.06.2013 г. по делу № 94268/11). Вместе с тем в таком случае стоит ожидать наложения на имущество юрлица административного ареста* ( п.п. 94.2.3 НКУ) и присвоения ему «9-го стана» ☹. Правда, ни то, ни другое последствие не будут критичными.
* Хотя суды в таком случае чаще всего становятся на сторону плательщиков, мотивируя это отсутствием оснований для такого ареста (см. определение ВАСУ от 01.10.2013 г. по делу № К/800/41051/13, постановление Луганского окружного админсуда от 29.03.2011 г. по делу № 2а-1374/11/1270).
В части административного ареста налоговики могут попытаться наложить его даже на саму квартиру (см. определение Львовского апелляционного административного суда от 12.06.2013 г. по делу № 94268/11). В то же время напомним: такой арест в течение 96 часов должен быть подтвержден судом ( п. 94.10 НКУ). А суды в таких случаях часто занимают сторону плательщиков. Правда, шанс на получение положительного решения будет выше, если хозяйственная деятельность в квартире действительно не осуществляется (или же налоговики просто не смогут этого доказать).
Что касается «9-го стана», то последствия его присвоения (напомним, что налоговики в таком случае торопят события и применяют негативные последствия, не дожидаясь изменения записи в ЕГР) и способы защиты мы рассматривали совсем недавно — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 46, с. 4.
Офис действительно в квартире
Этот вариант встречается реже. С одной стороны, он проще (в частности, не будет разрыва между юридическим и фактическим адресом), с другой — сложнее. При этом основные сложности состоят в том, что:
— подобная деятельность не должна быть связана с промышленным производством (ч. 1 ст. 383 ГКУ). Причем если речь идет лишь об офисе, то, считаем, его размещение в квартире вполне допустимо;
— жилая квартира в идеале должна использоваться лишь для проживания в ней людей. Чтобы использовать ее для хозяйственных целей, такую квартиру нужно перевести в нежилой фонд (в частности, из-за разницы в налогообложении и коммунальных тарифах).
Подробнее с этим вопросом вы можете ознакомиться здесь — «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 43, с. 43.