Кодекс ответственности. 3. Санкции, налагаемые органами ГФСУ (ч. 4)

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Смердов Виталий, Савченко Елена, Хмелевская Оксана
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 49

3.6. Пеня: начисление и уплата

Правила начисления и расчета пени за нарушения налогового законодательства устанавливает гл. 12 НКУ, а разъяснения о практической реализации ее положений дает Инструкция № 953.

Из положений указанных документов следует, что начисление пени грозит в таких случаях:

— налогоплательщик не уплачивает согласованное налоговое обязательство в установленные сроки;

— выявлено занижение налогового обязательства;

— налоговый агент не перечисляет налоговое обязательство, определенное им самостоятельно при выплате (начислении) доходов в пользу налогоплательщиков — физических лиц либо контролирующим органом во время проверки такого налогового агента.

Порядок расчета пени в каждом из перечисленных случаев рассмотрим подробнее.

Пеня за неуплату согласованного налогового обязательства в установленные сроки

В таком случае пеню начисляют в день фактического погашения налогового долга (его части). Начисление происходит за каждый календарный день прострочки платежа с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства (определенного налогоплательщиком самостоятельно или указанного в налоговом уведомлении-решении) по день его погашения ( п.п. 129.1.1 НКУ).

Вы уже знаете, что если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной либо праздничный день, последний день срока уплаты налогов не переносится (см. с. 51). Однако это не значит, что если, например, последним днем уплаты налогового обязательства была суббота и плательщик не перечислил налог накануне в пятницу, то за воскресенье уже будет начислена пеня. Во избежание такой ситуации и НКУ, и Инструкция № 953 устанавливают, что пеня начисляется с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства. Проиллюстрируем это на примере.

Пример 3.8. Срок уплаты налогового обязательства, самостоятельно определенного предприятием в налоговой декларации по акцизному налогу за апрель 2015 года, приходится на 30.05.2015 г. (суббота). В связи с этим уплатить такое налоговое обязательство следовало не позднее 29.05.2015 г. (пятница), однако предприятие этого не сделало.

В этом случае начисление пени должно начаться не с 31.05.2015 г. (воскресенье) и даже не с 01.06.2015 г. (этот день является нерабочим, поскольку воскресенье 31 мая 2015 года было праздничным днем — Троица), а с 02.06.2015 г. (вторник).

Начисляют пеню на сумму налогового долга (включая штрафные санкции при их наличии и без учета пени) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения налогового долга либо на день его (его части) погашения в зависимости от того, какая из ставок выше ( п. 129.4 НКУ). Для расчета пени удобно использовать такую формулу:

Y = Sпогаш. х Кдн. х UНБУ : 100 % х 1,2 : 365 (366),

где Y сумма пени, начисляемой на фактически погашенную сумму налогового долга (всегда округляется до второго знака после запятой);

Sпогаш. фактически погашенная сумма налогового долга;

Кдн. — количество дней задержки уплаты налогового обязательства;

UНБУ большая из учетных ставок НБУ, действовавших на день возникновения налогового долга или на день его (его части) погашения (в процентах);

1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых UНБУ;

365 (366) количество дней в календарном году.

Порядок расчета пени в этом случае покажем на примере. При этом будем руководствоваться рекомендациями налоговиков о правилах начисления пени, приведенными в приложении 1 к Инструкции № 953.

Пример 3.9. Согласно предоставленной предприятием декларации налоговое обязательство по акцизному налогу за январь 2015 года составляет 10000,00 грн. Предельный срок уплаты этого налогового обязательства 2 марта 2015 года. Предприятие-налогоплательщик нарушило указанный срок и фактически уплатило указанную сумму только 15 мая 2015 года.

Размер учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения налогового долга, составлял 19,5 %, а на день его погашения — 30 %.

В рассматриваемой ситуации пеня рассчитывается за период с 3 марта по 14 мая 2015 года (включительно)*. Количество дней просрочки уплаты налогового обязательства — 73. С учетом приведенных выше данных сумма пени составит:

* Как следует из примера, приведенного в приложении 1 к Инструкции № 953, расчет пени осуществляется по день, предшествующий дню фактического погашения налогового долга.

10000,00 грн. х 73 дн. х 30 %** : 100 % х 1,2 : : 365 дн. = 720,00 грн.

** Для расчета пени используем учетную ставку НБУ на день погашения налогового долга (30 %), поскольку она больше учетной ставки НБУ на день возникновения налогового долга (19,5 %).

Обратите внимание: пеню начисляют в том числе и за неуплату авансовых взносов по налогу на прибыль, которые в соответствии с абзацем девятым п. 57.1 НКУ считаются согласованной суммой денежных обязательств при их указании в годовой налоговой декларации. Это следует, в частности, из разъяснения Миндоходов от 01.07.2013 г. и Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом Миндоходов от 22.11.2013 г. № 698 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 98, с. 6.

Пример 3.10. В июне 2015 года контролирующим органом было обнаружено, что авансовый взнос по налогу на прибыль за март 2015 года в размере 9000,00 грн. был уплачен­ налогоплательщиком 27.04.2015 г. При этом предельный срок уплаты авансового взноса за этот месяц — 30.03.2015 г. Размер учетной ставки НБУ, действовавшей и на момент возникновения­ налогового долга, и на момент его уплаты — 30 %.

В этом случае действуем так же, как и в примере 3.9. То есть сначала определяем количество дней просрочки уплаты авансового взноса. Период просрочки составляет 27 дней (с 31.03.2015 г. по 26.04.2015 г.). Теперь рассчитываем непосредственно сумму пени:

9000,00 грн. х 27 дн. х 30 % : 100 % х 1,2 : : 365 дн. = 239,67 грн.

Обратите внимание: если налогоплательщик обжалует решение контролирующего органа в суде и суд принимает решение в пользу такого контролирующего органа,

пеню начисляют за весь период, включая период судебного обжалования (см. разъяснение из категории 138.02 БЗ)

Пеня за занижение налогового обязательства

Основанием для начисления пени в случае выявления занижения налогового обязательства является п.п. 129.1.2 НКУ. Согласно этому подпункту пеню начисляют в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом либо налогоплательщиком, на сумму занижения такого обязательства и за весь период занижения. Размер пени определяют из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения налоговых обязательств.

При этом, по мнению налоговиков (см. приложение 2 к Инструкции № 953), пеню следует начислять с последнего дня срока уплаты налогового обязательства за период, в котором была допущена ошибка, что привела к занижению налогового обязательства. Причем в этом случае в п.п. 129.1.2 НКУ уже нет оговорки, что первый день начисления пени должен быть рабочим. Из этого следует, что

в случаях, когда предельный срок приходится на выходной день, пеню за занижение налогового обязательства налоговый орган будет начислять и за этот день тоже

В свою очередь, согласно тому же приложению 2 к Инструкции № 953 начисление пени заканчивается в день, предшествующий наступлению предельного срока уплаты обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении*.

* На наш взгляд, такой подход является не совсем верным, поскольку согласно п. 129.3 НКУ и п. 2.3 Инструкции № 953 пеня прекращает начисляться в день уплаты налогового обязательства, доначисленного налоговым органом по налоговому ­уведомлению-решению. А это может произойти и раньше дня, предшествующего предельному сроку уплаты согласно п. 57.3 НКУ.

Если же в 10-дневный срок суммы налогового обязательства и штрафа, отраженные в налоговом уведомлении-решении, уплачены не будут, то с 11-го календарного дня они становятся налоговым долгом и на них пеня начисляется уже на основании п.п. 129.1.1 НКУ (см. выше).

Кроме того, налоговики неоднократно напоминали, что пеня на основании п.п. 129.1.2 НКУ начисляется и при самостоятельном выявлении налогоплательщиком занижения суммы налогового обязательства (см., в частности, письма ГНАУ от 03.06.2011 г. № 15666/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 55, с. 18; от 29.08.2011 г. № 15691/6/15-3415-26 и от 20.10.2011 г. № 1646/5/20-3116). В приведенных письмах указано, что в случае самостоятельного выявления ошибки, связанной с занижением налогового обязательства, налогоплательщик должен не только уплатить сумму заниженного налогового обязательства и самоштрафа, но и начислить пеню (со дня наступления срока погашения налогового обязательства по день фактической уплаты). Такое мнение фискалы подтверждают и в разъяснении, приведенном в категории 138.02 БЗ.

Кроме того, учтите, что пеня при самостоятельном исправлении ошибки, связанной с доначислением налоговых обязательств, начисляется независимо от того, числилась на момент занижения в лицевом счете плательщика переплата или нет.

И еще интересный момент. В случае подачи уточняющей декларации после предельного срока ее предоставления, но до предельного срока уплаты сумм налоговых обязательств пеня не начисляется (см. консультацию, размещенную в категории 138.02 БЗ).

Для исчисления пени за занижение налогового обязательства стоит использовать ту же формулу расчета, что и при расчете пени за неуплату согласованного налогового обязательства в установленные сроки (см. с. 54). Только вместо фактически погашенной суммы налогового долга и количества дней задержки уплаты налогового обязательства подставляем в нее фактически заниженную сумму налогового обязательства и количество дней занижения соответственно. Ну и учетную ставку НБУ берем ту, которая действовала на день занижения налоговых обязательств.

Приведем пример расчета пени за занижение налоговых обязательств, основанный на рекомендациях налоговиков, изложенных в приложении 2 к Инструкции № 953.

Пример 3.11. По результатам проведенной органом ГФСУ документальной проверки налогоплательщика выявлено занижение налогового обязательства по экологическому налогу за ІV квартал 2014 года в сумме 5000,00 грн.

Налоговое уведомление-решение о начислении налогового обязательства по экологическому налогу плательщик получил 10.06.2015 г. и обязан уплатить его в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения (до 20.06.2015 г.). Учетная ставка НБУ, действовавшая на день занижения налоговых обязательств (по состоянию на 19.02.2015 г.), — 19,5 %.

В рассматриваемой ситуации пеня рассчитывается за период с 19.02.2015 г. (последний день срока уплаты налогового обязательства за ІV квартал 2014 года) по 19.06.2015 г. (включительно). Количество дней существования занижения налогового обязательства — 121.

С учетом приведенных выше данных сумма пени составит:

5000,00 грн. х 121 дн. х 19,5 % : 100 % х 1,2 : : 365 дн. = 387,86 грн.

Заметьте: такую пеню начисляют в том числе и за период административного и/или судебного обжалования решения органа ГФСУ. Исключение составляют дни, на которые по решению руководителя соответствующего органа ГФСУ продляется срок рассмотрения жалобы. Напомним: в случае начала налогоплательщиком процедуры административного обжалования для принятия решения органу ГФСУ отводится 20 календарных дней, следующих за днем получения соответствующей жалобы. Если же руководитель контролирующего органа (его заместитель, другое уполномоченное должностное лицо) принимает решение о продлении этих сроков согласно п. 56.9 НКУ, то

пеню в течение таких дополнительных сроков не начисляют, независимо от результатов административного обжалования ( ст. 130 НКУ)

Кроме того, пеня за период занижения денежного обязательства (его части) отменяется в случае отмены начисленного контролирующим органом денежного обязательства (его части) в порядке административного и/или судебного обжалования ( п. 129.2 НКУ).

Пеня за неперечисление налогового обязательства налоговым агентом

Этот способ начисления пени применяют в тех случаях, когда имеет место выплата доходов физическим лицам без одновременной уплаты (перечисления) в бюджет НДФЛ и военного сбора.

Так, согласно п.п. 129.1.3 НКУ и п.п. 2.1.3 Инструкции № 953 начисление пени в этом случае начинается в день наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц и/или контролирующим органом во время проверки такого налогового агента.

Что же касается момента окончания периода начисления пени, то тут, по нашему мнению, безопаснее включать день уплаты налогового обязательства в расчет такого периода.

При этом начисление пени осуществляют исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц.

К сожалению, Инструкция № 953 не содержит примера определения пени в данном случае. Рискнем предположить, что расчет будет выглядеть следующим образом.

Пример 3.12. При выплате физическому лицу арендной платы за предоставленное в аренду недвижимое имущество 20 апреля 2015 года предприятие не перечислило в бюджет НДФЛ в сумме 1500,00 грн. Указанное нарушение было выявлено налогоплательщиком самостоятельно 10.06.2015 г., и в этот же день недоплата по НДФЛ была погашена. Учетная ставка НБУ, действовавшая на день выплаты дохода, — 30 %.

В рассматриваемой ситуации пеня рассчитывается за период с 20.04.2015 г. по 10.06.2015 г. (включительно). Количество дней существования недоплаты — 52. Таким образом, сумма пени равна:

1500,00 грн. х 52 дн. х 30 % : 100 % х 1,2 : : 365 дн. = 76,93 грн.

Общие правила начисления пени

Итак, выше описаны случаи начисления пени, предусмотренные НКУ. В то же время следует знать, когда начисление пени согласно законодательству не происходит. Так, в соответствии с п. 2.10 Инструкции № 953 пеню не начисляют:

— на пеню;

— за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, если это произошло вследствие нарушения банком сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом № 2346.

За нарушение срока зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды по вине банка именно банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, штрафные санкции, а также несет другую ответственность, определенную НКУ ( п. 4.1 Инструкции № 953). При этом

плательщик налогов освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции

Еще один важный момент. Помните, что при погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые уплачивает плательщик налога, в первую очередь зачисляются в счет уплаты налогового обязательства ( п. 131.2 НКУ, п. 3.2 Инструкции № 953). После полного погашения суммы налогового долга средства плательщика зачисляются в счет погашения штрафов, а уже в последнюю очередь — в счет погашения пени. Если плательщик налогов не выполняет указанную очередность платежей или не определяет ее в платежном документе (либо определяет с нарушением установленного порядка), орган ГФСУ самостоятельно осуществляет распределение такой суммы в указанном выше порядке.

Уплаченные суммы пени зачисляются в бюджеты или государственные целевые фонды, в которые согласно законодательству зачисляются налоги, из-за задолженности по которым начислена пеня ( п. 131.3 НКУ).

Приведем пример, иллюстрирующий описанную выше последовательность погашения налогового долга, а также пени.

Пример 3.13. За март 2015 года налоговое обязательство предприятия по акцизному налогу составляет 15000,00 грн. Предельный срок уплаты этого налогового обязательства 30 апреля 2015 года. Предприятие-налогоплательщик нарушило указанный срок, и по состоянию на 01.05.2015 г. у него возник налоговый долг в сумме 15000,00 грн. В связи с отсутствием денежных средств предприятие осуществляло погашение налогового долга в несколько этапов:

15 мая 2015 года в сумме 8000,00 грн.;

18 мая 2015 года в сумме 7000,00 грн.

25.05.2015 г. предприятие погашает оставшуюся сумму долга и пеню.

На день возникновения налогового долга и на день его погашения действовала ставка НБУ в размере 30 %.

В этом случае перечисленная 15.05.2015 г. сумма (8000,00 грн.) в соответствии с требованиями законодательства в полном объеме направляется на погашение налогового долга.

Одновременно на фактически погашенную налогоплательщиком часть суммы налогового долга (8000,00 грн.) начисляются штраф за несвое­временную уплату самостоятельно определенного денежного обязательства, установленный п. 126.1 НКУ, и пеня.

Сумма штрафа и пени составят:

— штраф в размере 10 % погашенной суммы налогового долга — 800,00 грн.;

— пеня — 78,90 грн. (8000,00 грн. х 10 дн.* х х 30 % : 100 % х 1,2 : 365 дн.).

* Поскольку первый рабочий день после предельного срока уплаты денежного обязательства наступает только 05.05.2015 г., начисление пени производится за период с 05.05.2015 г. по 14.05.2015 г.

Таким образом, после уплаты 15.05.2015 г. части налогового долга оставшаяся часть долга составит 7800,00 грн. (в том числе штраф — 800,00 грн.) и пеня — 78,90 грн.

Сумма 7000,00 грн., перечисленная 18.05.2015 г., в соответствии с нормами НКУ и Инструкции № 953 в полном объеме направляется на погашение налогового обязательства. При этом одновременно на фактически погашенную налогоплательщиком часть суммы налогового долга (7000,00 грн.) начисляют штраф согласно п. 126.1 НКУ и пеню:

— штраф в размере 10 % погашенной суммы налогового долга — 700,00 грн.;

— пеня — 89,75 грн. (7000,00 грн. х 13 дн. х х 30 % : 100 % х 1,2 : 365 дн.).

Таким образом, по состоянию на 25.05.2015 г. налогоплательщик полностью погасил налоговый долг по акцизному налогу в сумме 15000,00 грн. Однако на его лицевом счете в органе ГФСУ все еще числится долг в виде штрафа согласно п. 126.1 НКУ в размере 1500,00 грн. (800,00 грн. + 700,00 грн.) и пени в сумме 168,65 грн. (78,90 грн. + 89,75 грн.).

Порядок начисления пени, который был рассмотрен выше, применяют ко всем видам налогов, сборов и других денежных обязательств, кроме пени за нарушение срока расчета в сфере ВЭД ( п. 129.5 НКУ).

Начисление пени осуществляется без учета сроков давности, определенных п. 102.1 НКУ

Об этом налоговики информируют в своей консультации, размещенной в категории 138.02 БЗ.

Напоследок заметим, что за неуплату пени ответственность действующим законодательством не предусмотрена. Вместе с тем не уплаченная в установленный срок пеня, начисленная на сумму денежного обязательства, является налоговым долгом в соответствии с п.п. 14.1.175 НКУ.

3.7. Ответственность в сфере наличного обращения

Как мы уже говорили, помимо прочего, на органы ГФСУ возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере наличного обращения ( п.п. 191.1.4 НКУ). При проведении проверок операций с наличностью налоговики руководствуются нормами Положения № 637. В случае установления нарушений порядка ведения кассовых операций органы ГФСУ применяют финансовые санкции в виде штрафов, предусмотренных Указом № 436**.

** В рамках этого спецвыпуска не рассматриваются штрафы за нарушения законодательства об РРО и электронных платежных средствах. О них вы можете узнать из нашего предыдущего спецвыпуска (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 41, с. 80).

Субъектами финансовой ответственности за нарушения в сфере наличного обращения являются ( ст. 1 Указа № 436):

— юридические лица всех форм собственности;

— физические лица — граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности;

— постоянные представительства нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность.

Обратите внимание: финансовые санкции, установленные Указом № 436, применяют как к юридическим лицам, так и к физическим лицам — предпринимателям. Однако в последнем случае привлечение к ответственности осуществляется с учетом некоторых особенностей, предусмотренных действующим законодательством для этой категории субъектов хозяйствования:

— предпринимателям лимит кассы и сроки сдачи наличности в банк не устанавливаются ( п. 2.7 Положения № 637);

— предприниматели не обязаны выписывать расходные и приходные кассовые ордера (см. письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354), а также вести кассовую книгу ( п. 4.2 Положения № 637);

— оприходование наличности предпринимателями, имеющими право принимать наличные средства без РРО или расчетных книжек (далее — РК), — это проведение ими учета наличности в книге учета доходов (или книге учета доходов и расходов).

Других требований о соблюдении порядка расчетов наличными, установленных Положением № 637, физлица — субъекты предпринимательской деятельности должны придерживаться.

Должностные лица органов ГФСУ применяют­ штрафные санкции, предусмотренные Указом № 436, на основании материалов проведенных ими проверок и представлений Госфин­инспекции и органов МВД в установленном законодательством порядке. При этом штрафы налагают в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения органами ГФСУ указанных представлений ( ст. 2 Указа № 436).

Кроме финансовых санкций, применяемых к субъектам хозяйствования согласно Указу № 436, за нарушения в сфере наличного обращения к работникам предприятий и предпринимателям могут быть применены меры административной ответственности согласно ст. 16315, 1642 и 1644 КУоАП.

Информацию о санкциях, применяемых к нарушителям законодательства в сфере наличного обращения, приведем в табл. 3.7.

Таблица 3.7. Санкции за нарушения в сфере наличного обращения

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушения

Нормативно-правовой акт

Финансовые санкции согласно ст. 1 Указа № 436

1

Превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе

200 % суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день

Абзац второй ст. 1

Указа № 436

Напомним: предприятия имеют право держать в нерабочее время в своих кассах наличность в пределах, не превышающих установленный ими лимит кассы. В случае превышения лимита наличность в сумме такого превышения необходимо сдавать в банк для ее зачисления на банковские счета. В противном случае указанная наличность считается сверхлимитной, а к предприятию применяют соответствующие штрафные санкции.

Обратите внимание: наличные средства (в том числе поступившие в кассы предприятий в выходные и праздничные дни) не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они ( п. 5.9 Положения № 637):

— были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка

или

— были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной их сдачи в банк и одновременного получения из кассы банка на определенные нужды) на следующий рабочий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия.

Кроме того, в кассе предприятия сверх лимита можно хранить ( п. 2.10 Положения № 637):

— наличность, полученную в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), — в течение 3 рабочих дней (включая день получения в банке). Для проведения таких выплат работникам отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов возможный срок хранения наличности увеличивается до 5 рабочих дней;

— наличную выручку для осуществления выплат, относящихся к фонду оплаты труда, — в течение 3 рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме, указанной в переданных в кассу ведомостях на выплату денег.

Имейте в виду: применить этот штраф могут, в том числе, в случае выявления при проверке кассы не подписанных получателем расходных документов. Ведь в таком случае сумма наличности по этим расходным документам прибавляется к остатку наличности в кассе в день, в котором указанные документы оформлены ( п. 7.24 Положения № 637). И если остаток наличности в кассе в этот день с учетом такой «добавки» превысит лимит кассы, штрафа субъекту хозяйствования не избежать (см. разъяснение в категории 109.21 БЗ).

Обратите внимание: если предприятием лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), то лимит считается нулевым ( п. 5.8 Положения № 637). В этом случае вся наличность, находящаяся в кассе такого предприятия на конец рабочего дня и не сданная в банк согласно требованиям Положения № 637, будет считаться сверхлимитной со всеми вытекающими штрафными последствиями.

2

Неоприходование (неполное или несвоевременное оприходование) в кассах наличности

500 % неоприходованной суммы

Абзац третий ст. 1 Указа № 436

Согласно п. 2.6 Положения № 637 вся наличность, поступающая в кассы, должна быть своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходована:

— в кассовой книге — на основании приходных кассовых ордеров;

— в книге учета расчетных операций — на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК).

Указанный штраф применяют за каждый факт неоприходования (неполного и/или несвоевременного оприходования) наличности в кассах.

Для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право принимать наличные средства без РРО или РК, под неоприходованием наличности понимают отсутствие записи о полученной наличности в книге учета доходов или книге учета доходов и расходов (см. письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354).

Важно! Если во время проверки контролирующим органом в кассе будут выявлены суммы наличных средств, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, их признают неоприходованными ( п. 7.19 Положения № 637).

Заметьте: органы ГФСУ не имеют права применять штрафные санкции за неоприходование наличности на основании сравнительного анализа данных налогового и бухгалтерского учета и поданной налоговой отчетности (см. разъяснение, приведенное в категории 109.21 БЗ).

3

Превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдача наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства

25 % выданных под отчет сумм

Абзац пятый ст. 1 Указа № 436

Напомним, что Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (далее — Отчет), согласно п.п. 170.9.2 НКУ подается до окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором плательщик налога завершает:

— командировку;

— выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет лица, выдавшего средства под отчет.

При наличии излишне израсходованных денежных средств (т. е. сумм, расходование которых не подтверждено документально) плательщик налога должен вернуть их в кассу или перечислить на банковский счет предоставившего их лица до или во время подачи Отчета.

Кроме того, предельные сроки использования подотчетных средств установлены Положением № 637. Так, выдача наличных под отчет разрешается ( п. 2.11 Положения № 637):

— на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторсырья, кроме металлолома, — на срок не более 10 рабочих дней со дня такой выдачи;

— на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более 2 рабочих дней, включая день получения наличных под отчет.

Если подотчетному лицу одновременно выданы наличные как на командировку, так и для решения в ней производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки у населения сельскохозяйственной продукции и заготовки вторичного сырья), то срок, на который выданы наличные, может быть продлен до окончания командировки.

Таким образом, сумму излишне израсходованных средств необходимо возвращать в кассу предприятия или перечислять на его банковский счет до или во время предоставления Отчета с соблюдением сроков выдачи наличных под отчет или на командировку, установленных п. 2.11 Положения № 637.

Также помните: выдать соответствующему лицу наличные денежные средства под отчет можно только при условии его полного отчета за ранее выданные суммы (абзац четвертый п. 2.11 Положения № 637). Нарушение этого правила также повлечет за собой ответственность, установленную абзацем пятым ст. 1 Указа № 436.

4

Проведение наличных расчетов без выдачи получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств

В размере уплаченных денежных средств

Абзац шестой ст. 1 Указа № 436

На первый взгляд эта санкция предусмотрена для продавца, не выдавшего необходимый документ покупателю. Однако, по разъяснениям налоговиков, изложенным в письме ГНАУ от 30.12.2005 г. № 13363/6/23-8019, указанный штраф применяют к предприятиям, которые зачли (выплатили) подотчетным лицам суммы наличности, не подтвержденные соответствующими расчетными документами.

Поскольку в преамбуле Положения № 637 прямо указано, что его действие распространяется и на частных предпринимателей, эту штрафную санкцию проверяющие могут применить и к ним.

Административная ответственность

1

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными

Штраф в размере

от 100 до 200 ннмдг

(от 1700 до 3400 грн.)

Ч. 1 ст. 16315 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере

от 500 до 1000 ннмдг

(от 8500 до 17000 грн.)

Ч. 2 ст. 16315 КУоАП

Напомним, что предельные суммы расчетов наличными установлены постановлением № 210 в следующем размере:

— для расчетов предприятий (предпринимателей) между собой — 10 тыс. грн. в течение одного дня;

— для расчетов физлица с предприятием (предпринимателем) за товары (работы, услуги) — 150 тыс. грн. в течение одного дня;

— для расчетов физлиц между собой по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению, — 150 тыс. грн.

Обратите внимание: за превышение предельных сумм расчетов наличными к административной ответственности могут привлекать должностных лиц предприятий и физлиц-предпринимателей, которые являются как плательщиками, так и получателями наличности. При этом обычные физические лица ответственности за несоблюдение наличных ограничений не несут. Об этом налоговики поведали в своей консультации, размещенной в категории 109.21 БЗ.

Указанный штраф налагают органы ГФСУ. От их имени рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководители фискальных органов и их заместители ( ст. 2342 КУоАП).

2

Несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств

Штраф в размере

от 8 до 15 ннмдг

(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1642 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере

от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1642 КУоАП

Этот штраф налагают органы Государственной финансовой инспекции Украины. От их имени рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе начальник Государственной финансовой инспекции Украины и его заместители, а также другие должностные лица, уполномоченные руководителем этого органа ( ст. 2341 КУоАП).

3

Сдача выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющими реализацию товаров за наличные, с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций

Штраф в размере

от 17 до 88 ннмдг

(от 289 до 1496 грн.)

Ч. 1 ст. 1644 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такое же нарушение

Штраф в размере

от 43 до 175 ннмдг

(от 731 до 2975 грн.)

Ч. 2 ст. 1644 КУоАП

Указанный штраф налагают на лиц, ответственных за сдачу выручки. Делают это органы внутренних дел. От их имени рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе начальники органов внутренних дел и их заместители (ст. 222 КУоАП).

Отметим, что на сегодняшний день к субъектам хозяйствования не применяют штрафные санкции, установленные абзацами четвертым и седьмым ст. 1 Указа № 436.

Напомним: согласно абзацу четвертому ст. 1 Указа № 436 субъекты хозяйствования и предприниматели несут ответственность за расходование наличности из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда при наличии налоговой задолженности, в размере осуществленных выплат.

Однако Положение № 637 не содержит никаких ограничений в отношении выплат из выручки. В связи с этим НБУ в письмах от 01.04.2005 г. № 11-113/1077-3214 и от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627 разъяснил, что в отношении выплат, осуществляемых после 14.02.2005 г., штраф, установленный абзацем четвертым ст. 1 Указа № 436, не применяют. То же говорят и фискалы (см. письмо ГНАУ от 15.06.2006 г. № 6563/6/23-8019 и разъяснение, приведенное в категории 109.21 БЗ).

В свою очередь, абзац седьмой ст. 1 Указа № 436 устанавливает ответственность за использование полученных в учреждениях банков средств не по целевому назначению. За это согласно Указу предусмотрен штраф в размере израсходованной наличности.

В то же время Положение № 637 не устанавливает никаких ограничений относительно целевого расходования средств, полученных субъектами хозяйствования со своего банковского счета. О том, что не обязательно использовать наличные средства, полученные с банковского счета по денежному чеку, исключительно по целевому назначению, говорит и НБУ в своих письмах от 26.01.2005 г. № 11-111/226-703 и от 01.04.2005 г. № 11-113/1077-3214. А заполнение соответствующего реквизита в денежном чеке, по словам НБУ, осуществляется для анализа денежных потоков по направлениям и изучения тенденций наличного обращения.

Вместе с тем фискалы считают, что указанный штраф можно применять и сейчас (см. разъяснение, приведенное в категории 109.21 БЗ). Однако при этом они своеобразно трактуют определение «по целевому назначению». По их мнению,

нецелевым использованием наличных денежных средств является их расходование на цели, не связанные с ведением хозяйственной деятельности

Таким образом, если вы, например, получили средства для выдачи работнику на командировку, а использовали на другие хозяйственные нужды, штраф к вам применяться не будет.

Также заметим, что в настоящее время не предусмотрена административная ответственность за нарушение правил ведения кассовых документов (см. разъяснение в категории 109.21 БЗ). Однако расслабляться не стоит. Ведь отсутствие, например, подписи получателя на расходном кассовом ордере может привести к негативным последствиям для субъекта хозяйствования в виде штрафа согласно абзацу второму ст. 1 Указа № 436 (см. табл. 3.7 на с. 59).

И наконец, еще один важный момент. Несмотря на то что штрафы, предусмотренные Указом № 436, являются административно-хозяйственными (см. письмо НБУ от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220), сроки давности, установленные ст. 250 ХКУ, к ним не применяются*. Ведь согласно ч. 2 ст. 250 ХКУ на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены НКУ и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на ГФСУ, нормы ст. 250 ХКУ не распространяются.

* Напомним, что согласно ч. 1 ст. 250 ХКУ административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных законом.

По мнению НБУ (см. письмо от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354),

штрафные санкции, установленные Указом № 436, применяют в сроки, предусмотренные ст. 102 НКУ, т. е. в течение 1095 дней со дня совершения нарушения

А вот что касается административного взыскания, то оно может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его выявления ( ч. 1 ст. 38 КУоАП).

выводы

  • Функции контроля за соблюдением налогового законодательства возложены на органы ГФСУ.
  • Согласованная сумма налоговых обязательств, не уплаченная налогоплательщиком в сроки, установленные НКУ, приобретает статус налогового долга.
  • Решения органа ГФСУ могут быть обжалованы налогоплательщиком в административном или судебном порядке.
  • За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на ГФСУ, может быть применена финансовая, административная и уголовная ответственность.
  • Сроки давности для применения штрафных санкций, установленных НКУ, составляют 1095 дней (2555 дней — в случае проведения проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 НКУ).
  • В случаях если налогоплательщик не уплатил согласованное налоговое обязательство в установленные сроки, выявлено занижение налогового обязательства или налоговый агент не перечислил налоговое обязательство при выплате доходов физическим лицам, начисляется пеня.
  • За нарушения в сфере наличного обращения к субъектам хозяйствования могут быть применены финансовые санкции согласно ст. 1 Указа № 436, а к должностным лицам предприятий и предпринимателям — административные штрафы.
Теги санкции
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить