Но вместе с тем необходимо помнить, что государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте защиту от дискриминации в сфере занятости, а также от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения. Кроме того, отдельным категориям граждан законодательство, а именно Закон № 5067, предоставляет дополнительные гарантии в трудоустройстве. К ним относятся лица, нуждающиеся в социальной защите и не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда. Категории таких лиц см. на рис. 7.1.
Для трудоустройства указанных категорий населения, кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, ч. 2 ст. 14 Закона № 5067 установлена квота рабочих мест. А для трудоустройства инвалидов, не достигших пенсионного возраста, ст. 19 Закона № 875 устанавливает норматив рабочих мест. О том, кто должен соблюдать квоту рабочих мест и «инвалидный» норматив, а также об их размерах вы можете узнать из табл. 7.1.
Таблица 7.1. Нормативы, соблюдение которых обязательно для работодателей
№ п/п | Название гарантии | Кто обязан соблюдать | Размер |
1 | Квота рабочих мест | Предприятия, учреждения и организации с численностью штатных работников более 20 человек | 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год* |
2 | Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов | Предприятия, учреждения, организации (в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов), физические лица, использующие наемный труд, у которых работает более 8 человек | Если работает от 8 до 25 человек — одно рабочее место. Если работает более 25 человек — 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год* |
* Среднеучетную численность штатных работников исчисляют в соответствии с Инструкцией № 286. |
Для выполнения «инвалидного» норматива учитываются только трудоустроенные инвалиды, для которых это место работы является основным
При этом не имеет значения, достиг инвалид пенсионного возраста или нет, а также его группа инвалидности (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 08.08.2007 г. № 1/8-81). Больше о выполнении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов вы можете прочитать в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 11, с. 16.
Нарушение законодательства о занятости населения влечет за собой наложение на работодателей финансовых или административно-хозяйственных санкций. Кроме того, должностные лица предприятий, а также физические лица, использующие наемный труд, могут быть привлечены к административной ответственности.
Информацию о санкциях за нарушение законодательства о занятости населения представим в табл. 7.2 на с. 92.
Таблица 7.2. Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения
№ п/п | Вид нарушения | Санкция за нарушение | Нормативно-правовой акт |
Финансовые санкции* | |||
* Такие санкции налагают председатель Гоструда, его заместители, начальники управлений и отделов Гоструда и их заместители (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальники территориальных органов Гоструда и их заместители ( п. 2 Порядка № 509). | |||
Штрафы, применяемые ко всем работодателям | |||
1 | Невыполнение работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, приведенных на рис. 7.1 на с. 90 | Штраф в 2-кратном размере минимальной заработной платы (далее — МЗП), установленной на момент выявления нарушения, за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах квоты (с 01.01.2015 г. — 2436 грн.; с 01.12.2015 г. — 2756 грн.) | |
То есть основанием для наложения этого штрафа является невыполнение в течение года квоты рабочих мест, если при этом был допущен необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в пределах соответствующей квоты. Имейте в виду: в случае необоснованного отказа в приеме на работу кандидат также имеет право обжаловать незаконные действия работодателя в судебном порядке (см. письмо Минсоцполитики от 07.10.2013 г. № 176/021/150-13). | |||
2 | Использование работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца: | ||
— на условиях трудового или другого договора без разрешения на применение труда таких лиц | Штраф в 20-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения, за каждое лицо (с 01.01.2015 г. — 24360 грн.; с 01.12.2015 г. — 27560 грн.) | ||
— на других условиях, чем те, которые предусмотрены соответствующим разрешением, или другим работодателем | Штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения, за каждое лицо (с 01.01.2015 г. — 12180 грн.; с 01.12.2015 г. — 13780 грн.) | ||
Заметьте: для трудоустройства в Украине отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в ч. 6 и 7 ст. 42 Закона № 5067, разрешение не нужно. | |||
3 | Непредоставление или нарушение работодателем установленного порядка предоставления информации в государственную службу занятости о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, с сокращением численности или штата работников за 2 месяца до высвобождения | Штраф в 4-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения (с 01.01.2015 г. — 4872 грн.; с 01.12.2015 г. — 5512 грн.) | |
Напомним, что указанную информацию подают по форме № 4-ПН в порядке, утвержденном приказом Минсоцполитики от 31.05.2013 г. № 317. | |||
Штрафы, применяемые к субъектам хозяйствования, предоставляющим услуги по посредничеству в трудоустройстве* | |||
* Невыполнение такими субъектами хозяйствования требований законодательства при предоставлении посреднических услуг в трудоустройстве также может быть основанием для принятия решения о прекращении их деятельности или аннулирования лицензии органом лицензирования. | |||
1 | Осуществление субъектом хозяйствования деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей без получения соответствующей лицензии или наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без получения соответствующего разрешения | Штраф в 20-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения (с 01.01.2015 г. — 24360 грн.; с 01.12.2015 г. — 27560 грн.) | |
2 | Непредоставление или нарушение порядка предоставления субъектом хозяйствования, предоставляющим услуги по посредничеству в трудоустройстве, в соответствии с Законом № 5067 сведений о трудоустроенных им лицах | Штраф в 2-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения (с 01.01.2015 г. — 2436 грн.; с 01.12.2015 г. — 2756 грн.) | |
3 | Получение субъектом хозяйствования, предоставляющим услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине, от граждан, которым предоставлены указанные услуги, гонораров, комиссионных и других вознаграждений | Штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения (с 01.01.2015 г. — 12180 грн.; с 01.12.2015 г. — 13780 грн.) | |
Таким субъектам хозяйствования запрещено получать от граждан, которым они предоставляют посреднические услуги в трудоустройстве, гонорары, комиссионные и другие вознаграждения (ч. 2 ст. 37 Закона № 5067). Оплачивает такие услуги исключительно работодатель, которому они предоставлены. | |||
4 | Нарушение субъектом хозяйствования, предоставляющим услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей, требований Закона № 5067 и Закона о лицензировании | Штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения (с 01.01.2015 г. — 12180 грн.; с 01.12.2015 г. — 13780 грн.) | |
Напомним, что такая деятельность, как посредничество в трудоустройстве на работу за границей, подлежит лицензированию согласно п. 32 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании. | |||
Административно-хозяйственные санкции | |||
1 | Нарушение требований к среднеучетной численности работающих инвалидов, установленных ст. 19 Закона № 875 (см. табл. 7.1 на с. 91), предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, использующими наемный труд: | ||
— с количеством работников более 15 человек | Штраф в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (у физического лица, использующего наемный труд) за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им | ||
— с количеством работников от 8 до 15 человек | Штраф в размере половины средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (у физического лица, использующего наемный труд) за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им | ||
Указанный штраф не применяется к предприятиям, учреждениям и организациям, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов. Все остальные работодатели, у которых среднеучетная численность работающих инвалидов меньше установленной нормативом, самостоятельно уплачивают этот штраф в Фонд социальной защиты инвалидов в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором нарушен норматив ( ч. 4 ст. 20 Закона № 875). На правоотношения по уплате административно-хозяйственных санкций, предусмотренных Законом № 875, не распространяются сроки, установленные ст. 250 ХКУ. Следовательно, взыскание указанного штрафа не ограничено сроками давности (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1). Имейте в виду: при нарушении сроков уплаты этого штрафа на полную сумму недоимки и за весь ее срок начисляется пеня исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты. | |||
Административная ответственность* | |||
* Административные штрафы налагают районные, районные в городе, городские или горрайонные суды на основании административных протоколов, составленных должностными лицами органов Гоструда ( ст. 221 и 255 КУоАП). | |||
1 | Невыполнение распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации или решения службы по делам детей либо решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы | Штраф на должностное лицо, которое пользуется правом приема на работу и увольнения, в размере от 5 до 8 ннмдг (от 85 до 136 грн.) | |
2 | Невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредоставление Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов | Штраф на должностных лиц, которые пользуются правом приема на работу и увольнения с работы, должностных лиц, которые обязаны подавать отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) | |
Обратите внимание: в ст. 1881 КУоАП говорится, что этот штраф налагают на должностных лиц, которые пользуются правом приема на работу и увольнения с работы, а также на физических лиц, использующих наемный труд. Однако за непредоставление отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов наказанию подлежит должностное лицо, которое обязано подавать такой отчет (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 12.05.2009 г. № 1/5-447/06). Кстати, отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов подается по форме № 10-ПІ, утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42. |
выводы
- Отдельным категориям лиц, перечисленным в ч. 1 ст. 14 Закона № 5067, предоставлены дополнительные гарантии в содействии их трудоустройству.
- Предприятия с численностью штатных работников более 20 человек обязаны соблюдать квоту рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
- Работодатели с численностью работников более 8 человек должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
- За нарушения законодательства о занятости населения может наступить финансовая, административно-хозяйственная или административная ответственность.