Кодекс ответственности. 9. Как накажут за непредоставление финансовой или статотчетности

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Смердов Виталий, Савченко Елена, Хмелевская Оксана
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 49
Как вы могли убедиться из предыдущих разделов спецвыпуска, законодатель заготовил немало «санкционных капканов», в которые по неосторожности, невнимательности или халатности может попасть каждый субъект хозяйствования и/или его работники. Своя угроза таится и в непредоставлении финансовой и статистической отчетности. О ней и поговорим.

9.1. Финансовая отчетность

Сразу отметим, что никаких административно-хозяйственных санкций за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление с ошибками финансовой отчетности действующее законодательство не предусматривает. Так что предприятия могут быть спокойны — их «сокровищницы» в случае обнаружения таких нарушений не пострадают. Чего не скажешь об их должностных лицах. Они-то в некоторых случаях могут попасть под «карательный прицел». Итак, рассмотрим, какие же санкции предусмотрены для должностных лиц предприятий за нарушение сроков предоставления финансовой отчетности, а также порядка ее заполнения.

Во-первых, это санкция, установленная ст. 1642 КУоАП. Она налагается на должностных лиц предприятия за внесение недостоверных данных в финансовую отчетность или за ее непредоставление. Указанные нарушения чреваты штрафом в размере от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.). За то же самое нарушение, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).

Кто налагает указанный штраф? Наказывать провинившихся должностных лиц суждено органам Государственной финансовой инспекции Украины. От их имени рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель Госфининспекции Украины, его заместители, а также другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа ( ст. 2341 КУоАП).

Вместе с тем Госфининспекция осуществляет контроль за использованием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, а значит, может осуществлять проверки только подконтрольных ей субъектов хозяйствования. Таким образом, если предприятие не связано с бюджетными средствами,

штрафы, предусмотренные ст. 1642 КУоАП, его должностным лицам не угрожают

Во-вторых, к работникам предприятий может быть применен штраф на основании ст. 1666 КУоАП, предусматривающей наказания за нарушение порядка прекращения субъектов хозяйствования. Так, ч. 3 ст. 1666 КУоАП предусмотрен штраф за нарушение порядка составления ликвидационного (в том числе промежуточного) и распределительного балансов. Он налагается на должностных лиц юрлица, других лиц, привлеченных к прекращению юридического лица, и составляет от 100 до 150 ннмдг (от 1700 до 2550 грн.).

Такой же размер штрафа грозит и председателю комиссии по прекращению юрлица, ликвидационной комиссии, ликвидатору, другим лицам, привлеченным к прекращению юрлица, за уклонение от составления ликвидационного или распределительного баланса ( ч. 4 ст. 1666 КУоАП).

Применять указанные штрафные санкции имеют право:

органы Государственной финансовой инспекции Украины ( ст. 2341 КУоАП). Кто от их имени вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, см. выше;

органы ГФСУ ( ст. 2342 КУоАП). От их имени рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать админвзыскания вправе руководители органов ГФСУ и их заместители;

НБУ ( ст. 2343 КУоАП). От имени НБУ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать админвзыскания имеют право Председатель НБУ и его заместители, а также руководители территориальных управлений НБУ и их заместители.

Поскольку карательными функциями за правонарушения, установленные ч. 3 и 4 ст. 1666 КУоАП, наделены, в том числе, органы ГФСУ, наказать за них могут должностное лицо любого субъекта хозяйствования.

Напомним, что плательщики налога на прибыль обязаны подавать годовую (квартальную) финансовую отчетность еще и в органы ГФСУ вместе с соответствующей декларацией по налогу на прибыль ( п. 46.2 НКУ). Давайте посмотрим, грозит ли наказание за неподачу фискалам финотчетности.

Штрафы, установленные ст. 1642 КУоАП, как мы выяснили, применяют только к должностным лицам субъектов хозяйствования, финансируемых из бюджета. Органы ГФСУ привлекать к ответственности на основании этой статьи не имеют права (см. ОНК № 1046). А штрафы, установленные п. 120.1 НКУ за неподачу (несвоевременную подачу) налоговой отчетности, не могут быть применены ввиду того, что финансовая отчетность не имеет статуса налоговой декларации (см. с. 45).

Однако пренебрегать нормами п. 46.2 НКУ не стоит. Ведь согласно абзацу пятому ч. 2 ст. 38 Закона № 755

за неподачу в течение года органам ГФСУ финансовой отчетности согласно законодательству суд может принять решение о прекращении юрлица

Остается только добавить, что освобождены от ответственности за несоблюдение сроков, предусмотренных для предоставления финансовой отчетности, субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения антитеррористической операции, на период ее проведения ( ч. 1 ст. 14 Закона № 996).

9.2. Статистическая отчетность

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о госстатистике респонденты обязаны бесплатно, в полном объеме, по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в установленные сроки подавать органам государственной статистики достоверную информацию (в том числе с ограниченным доступом) и данные бухгалтерского учета.

За уклонение от такой обязанности ст. 1863 КУоАП предусмотрена административная ответственность.

Грозит такая ответственность как должностным лицам предприятий, так и физлицам-предпринимателям

Так, согласно ст. 1863 КУоАП штраф налагают за:

— непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, либо с опозданием;

— необеспечение надлежащего состояния первичного учета.

Размер штрафа — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.). При повторном совершении нарушения лицом, на которое в течение года уже налагалось административное взыскание за те же действия, штраф будет выше — от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.).

Учтите: по мнению Госкомстата (см. письмо от 01.11.2001 г. № 16-1-67), ст. 1863 КУоАП применяют и в случае непредоставления финансовой отчетности органам статистики. Поясняют это тем, что она необходима для проведения государственных статистических наблюдений.

Право налагать указанные штрафные санкции предоставлено органам государственной статистики ( ст. 2443 КУоАП). От их имени это право реализуют руководитель Государственной службы статистики Украины, его заместители, а также другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа.

выводы

  • Штрафы за непредоставление финансовой отчетности на основании ст. 1642 КУоАП налагает Госфининспекция на должностных лиц подконтрольных ей субъектов хозяйствования.
  • Работники юрлиц могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение порядка составления ликвидационного (в том числе промежуточного) и распределительного балансов, а также за уклонение от их составления.
  • За неподачу финансовой отчетности в органы ГФСУ вместе с декларацией по налогу на прибыль налоговики штрафные санкции не налагают.
  • За непредоставление органам государственной статистики статотчетности к должностным лицам предприятий и физлицам-предпринимателям может быть применена административная ответственность.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить