Оплачиваем период военной службы работника (кто главнее: закон или фискалы)

В избранном В избранное
Печать
Скрипкина Екатерина, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2015/№ 21
Работодатели, для которых мобилизация их работников уже не печальная перспектива, а жестокая реальность, знают, что за такими работниками на период мобилизации нужно сохранить место работы, должность и средний заработок. С недавнего времени такие же гарантии установлены для тех, кто поступил на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации, введения военного положения. КЗоТ обещает, что средний заработок компенсируют из бюджета. А как на самом деле обстоят дела? Как рассчитать средний заработок? Нужно ли облагать его ЕСВ, НДФЛ и ВС?

«Военные» гарантии

Начнем с гарантий для работников, которым пришлось защищать нашу страну. Последняя редакция ст. 119 КЗоТ гласит, что работодатели обязаны сохранять место работы, должность и средний заработок:

за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период — на срок до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации, но не больше одного года;

— за работниками, принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, которая угрожает национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации, введения военного положения — на срок до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации, но не больше одного года;

— за работниками, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но решили продолжить военную службу по контракту — больше чем на один год. К сожалению, период, в течение которого следует сохранять средний заработок за контрактником, законодатель четко не определил. Вопрос остается открытым. Необходимы разъяснения Минсоцполитики.

В первых двух вышеуказанных случаях средний заработок мобилизованных (контрактников) должны компенсировать из бюджета. Об этом сказано в ч. 3 ст. 119 КЗоТ. Порядок компенсации должен был утвердить КМУ. Несмотря на то, что гарантия действует начиная с 18.03.2014 г., до настоящего момента такого порядка не было.

Минсоцполитики в своем письме от 28.11.2014 г. № 14126/0/14-14/13 сообщало, что норма ст. 119 КЗоТ не может быть реализована ввиду отсутствия порядка возмещения компенсационных выплат из бюджета. Поэтому продолжают действовать нормы относительно сохранения средней заработной платы не больше одного года, определенные в ч. 2 ст. 39 Закона № 2232. Таким образом, все бремя оплаты периода мобилизации возложили на плечи работодателей. И это еще не все отрицательные последствия длительного отсутствия кабминовского порядка (об этом чуть позже).

И о чудо! В момент подготовки номера к печати на официальном сайте КМУ появилась информация о том, что Правительство Украины выделяет 1,8 млрд. грн. предприятиям для компенсации заработной платы мобилизованным военнослужащим. Премьер-министр обещает: «Теперь предприятие получит из Государственного бюджета деньги на выплату средней месячной заработной платы каждому мобилизованному».

Итак, у работодателей есть реальные шансы получить долгожданную компенсацию среднего заработка мобилизованных работников! Однако пока мы ждем обещанного, разберемся, как обстоят дела на текущий момент.

Начнем с расчета среднего заработка вашим бойцам, механизм которого не поменяется с появлением порядка компенсации.

Рассчитываем средний заработок

Работникам, которые выполняют государственные обязанности (в нашем случае — проходят военную службу), средний заработок рассчитывайте согласно Порядку № 100.

Для расчета средней зарплаты берите последние два календарных месяца, которые предшествовали месяцу начала военной службы.

Если работник:

— проработал у вас менее двух календарных месяцев, среднюю зарплату исчисляйте исходя из выплат за фактически отработанное время;

— не работал на протяжении последних двух календарных месяцев, среднюю заработную плату исчисляйте исходя из выплат за предыдущие два месяца работы;

— не отработал ни одного рабочего дня (не по своей вине) на протяжении последних четырех месяцев, средняя зарплата исчисляется исходя из установленной ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

Внимание! Время, в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода.

Так, из расчетного периода нужно «вынуть»:

— время простоя не по вине работника (в случае если средний заработок сохранялся частично);

— время нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы на основании ст. 25 и 26 Закона об отпусках;

— время нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (или шести лет, в случаях, предусмотренных законодательством);

— время, когда работники по не зависящим от них причинам работали в режиме неполной рабочей недели (согласно приказу работодателя по предприятию они были переведены на работу в условиях неполной рабочей недели в связи с невозможностью обеспечить их работой в течение рабочей недели нормальной продолжительности на основании ст. 32 КЗоТ).

Перечень выплат, которые участвуют в расчете среднедневной заработной платы, приведен в п. 3 Порядка № 100. Выплаты, которые не участвуют в расчете, перечислены в п. 4 этого документа.

При исчислении средней зарплаты за два календарных месяца не учитывайте дни, за которые сохранялся средний заработок, и суммы начисленной средней зарплаты (командировочные, отпускные, оплата дней медосмотра), а также больничные

Узнать о том, какие выплаты, начисленные вашему работнику в расчетном периоде, попадут в расчет средней зарплаты, вы можете в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 87.

Среднюю заработную плату рассчитайте по следующей формуле:

ЗПср = ЗПф : РДф,

где ЗПф — заработная плата за фактически отработанные работником рабочие дни расчетного периода;

РДф — количество рабочих дней в расчетном периоде.

Порядок расчета средней заработной платы, сохраняемой за период мобилизации, рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 1. Работник предприятия мобилизован с 23.02.2015 г. Расчетный период — декабрь 2014 года — январь 2015 года. В расчетном периоде работнику начислена зарплата в размере 6000 грн. Количество отработанных дней в расчетном периоде — 43.

Рассчитаем среднедневную заработную плату: 6000 грн. : 43 раб. дн. = 139,53 грн.

Исходя из рассчитанной средней зарплаты необходимо оплачивать весь период мобилизации сотрудника.

Средний заработок за период мобилизации в феврале составит: 139,53 грн. х 5 раб. дн. = 697,65 грн.

Пример 2. Работник предприятия мобилизован с 16.02.2015 г. Расчетный период декабрь 2014 года — январь 2015 года. В декабре 2014 года работник находился в отпуске без сохранения заработной платы (с 1 по 15 число). В расчетном периоде начислена зарплата в размере 7090 грн., в том числе премия за IV квартал 2014 года в размере 1200 грн. Количество фактически отработанных дней в расчетном периоде — 32.

Премию за квартал включаем в расчет средней зарплаты в размере 2/3 и пропорционально количеству отработанных дней в расчетном периоде (п. 3 Порядка № 100). Определим часть суммы премии, которая попадет в расчет:

(1200 грн. х 2 : 3) : 43 раб. дн. х 32 раб. дн. = 595,35 грн.,

где 43 — количество рабочих дней согласно графику работы предприятия.

Рассчитаем среднюю зарплату:

(7090 грн. + 595,35 грн.) : 32 раб. дн. = 240,17 грн.

Средний заработок мобилизованного работника за февраль 2015 года составил:

240,17 грн. х 10 раб. дн. = 2401,70 грн.

Средний заработок и ЕСВ, НДФЛ, ВС

В вопросе налогообложения среднего заработка мобилизованных работников пока было все грустно. Причина — отсутствие кабминовского порядка. Именно это породило желание налоговиков игнорировать нормы п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ и ч. 7 ст. 7 Закона № 2464, которые действуют для мобилизованных работников, призванных с 18.03.2014 г. Напомним, что согласно указанным нормам выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, не включаются в общий налого­облагаемый доход и с них не взимается ЕСВ. Кстати говоря, с 01.01.2015 г. п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ дает основания не облагать и ВС средний заработок, который должен компенсироваться из бюджета.

На страницах нашего журнала мы сообщали о том, что Общественный совет при ГФСУ направил в ГФСУ обращение с просьбой предоставить обобщающую налоговую консультацию относительно освобождения среднего заработка мобилизованных работников от налогообложения. Но «приговор» ГФСУ таков: если нет порядка компенсации, то есть обязанность работодателя начислить ЕСВ, удержать ЕСВ, НДФЛ, ВС.

Несправедливо? Согласны. Работодатель пострадал дважды: во-первых, он остался без работника (его нужно кем-то заменить), во-вторых, он несет расходы на выплату среднего заработка, да еще и на ЕСВ! Не готовы бороться с контролерами? Тогда ничего не остается, кроме как смириться и облагать среднюю зарплату работников, защищающих Родину, как обычную зарплату. То есть, руководствуясь разъяснениями ГФСУ (см. письмо от 29.09.2014 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17, консультации в подкатегориях 103.02, 132.02 БЗ),

на сумму среднего заработка начисляйте ЕСВ и удерживайте ЕСВ, НДФЛ и ВС в общем порядке, установленном для зарплаты

Внимание! Если средний заработок работников, проходящих военную службу, не превышает размер минзарплаты (в январе — ноябре 2015 года — 1218 грн., в декабре 2015 года — 1378 грн.), то ЕСВ начисляйте на минзарплату, если такие работники трудоустроены на вашем предприятии по основному месту работы. Таковы предписания ч. 5 ст. 8 Закона № 2464.

Но скоро «налоговому беспределу» придет конец. Как мы отмечали выше, на днях должен увидеть свет кабминовский порядок компенсации среднего заработка мобилизованных работников. С его появлением никаких аргументов для взимания ЕСВ и удержания НДФЛ и ВС с такой выплаты не будет.

Заметьте, что в отношении среднего заработка работников, поступивших на военную службу по контракту, освобождающие нормы НКУ и Закона № 2464 не работают. Поэтому тут даже формальной «отмазки» от ЕСВ, НДФЛ и ВС нет.

Отражаем в учете средний заработок

Порядок отражения в бухучете операций по выплате мобилизованным работникам компенсации зависит от механизма ее предоставления работодателям из госбюджета, который должен быть определен в упомянутом порядке. На это обращал внимание Минфин в недавнем письме от 11.02.2015 г. № 31-11420-07-10/4186.

Начисление среднего заработка работников, которые проходят военную службу, отражают проводкой Дт 91 (92, 93) – Кт 661. То есть как расходы на оплату труда.

Поскольку с 01.01.2015 г. объектом обложения налогом на прибыль является финансовый результат предприятия, определенный согласно П(С)БУ или МСФО и скорректированный на разницы путем его увеличения или уменьшения (для тех, у кого объем доходов превышает установленный критерий, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 6, с. 4), все расходы на средний заработок работников, которые проходят военную службу, отраженные в бухучете в составе ФОТ, попадут в налоговые расходы. При получении компенсации таких расходов из бюджета нужно отразить доходы на сумму такой компенсации (если налоговики не придумают свою версию).

Пока так... Для окончательных выводов необходимо дождаться текста кабминовского порядка и официальных разъяснений.

выводы

  • КМУ принял долгожданный порядок компенсации среднего заработка мобилизованных работников.

  • Среднюю зарплату работникам, которые проходят военную службу, рассчитывайте согласно Порядку № 100. В общем случае расчет производите исходя из выплат за два последних месяца работы.

  • Появление кабминовского порядка спасет средний заработок бойцов АТО от ЕСВ, НДФЛ, ВС.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить