Темы статей
Выбрать темы

Вопросы с вебинара: налог на прибыль. Старые убытки

Солошенко Людмила
Апрельский вебинар подкинул темы не на один номер. В первую очередь мы ответили на «горящие» НДС-вопросы, не обошли стороной НДФЛьную тематику (в компании с ЕСВ и ВС)*. Налог на прибыль терпеливо ждал, ведь ему спешить особо некуда: жаркая пора начнется под конец года. Но, как гласит народная мудрость, готовить сани надо уже летом. И это понимают большинство бухгалтеров, о чем свидетельствует масса «прибыльных» вопросов с вебинара. Мы с радостью удовлетворяем их профессиональный интерес и предлагаем выборку из самых популярных вопросов.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 34, № 36 - 37, № 40.

старые убытки

Если остались старые налоговые убытки

В I квартале 2015 года по бухучету — прибыль, но за 2014 год был большой налоговый убыток (перекрывает прибыль). Подавать ли нам декларацию за I полугодие?

 

Сразу скажем, что декларацию за полугодие вам подавать не нужно. Давайте разберемся почему.

О том, когда подавать декларацию за полугодие (а также три квартала, год), говорит абзац десятый п. 57.1 НКУ. Так поступают, если в прошлом году не оказалось прибыли (был убыток) и на следующий год авансовые взносы не рассчитывались, а по итогам I квартала получили прибыль. Тогда нужно подать (!) декларацию за первое полугодие (и дальше — три квартала, год), чтобы перейти на промежуточные сроки: отчитываться и уплачивать налог на прибыль поквартально.

Теперь надо выяснить, как с 01.01.2015 г. НКУ определяет эту самую прибыль? Ответ прямо прописан в  п.п. 134.1.1 НКУ. Так, согласно этому подпункту прибыль определяется путем корректировки бухгалтерского финрезультата (прибыли/убытка) на разницы, пре­дусмотренные разд. III НКУ. То есть показатель прибыли из п. 57.1 НКУ должен быть очищен посредством налоговых разниц.

И среди таких разниц есть «особая», она уменьшает финрезультат — убытки прошлых лет (дословно — «отрицательное значение объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет». При этом крайне важно, что наша «убыточная» разница касается абсолютно всех плательщиков: и малодоходных, и высокодоходных. Поэтому и первые, и вторые уменьшают финрезультат на убытки прошлых лет.

Кроме того, старым налоговым убыткам посвящен п.п. 140.4.2 НКУ. Он разрешает уменьшать (!) финрезультат до налогообложения на сумму налоговых убытков прошлых лет с учетом п. 3 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Несколько слов — о последнем пункте.

«Переходный» п. 3 касается совсем «древних» убытков — возникших по состоянию на 01.01.2012 г. у плательщиков-миллионников (с доходом за 2011 год 1 млн грн. и выше). Для этого отрицательного значения законодатели изобрели свой порядок переноса: на протяжении 2012 — 2015 гг. «порционно» (т. е. частями) — по 25 % в год. В 2015 году как раз пришел черед учесть финальную 1/4 таких убытков (последние 25 %). По новым правилам они также (!) уменьшают финрезультат до налогообложения. Так что если, помимо «свежих» убытков 2014 года, за плечами есть и этот груз (т. е. последние 25 %), то не забудьте и о них.

Теперь, собрав все воедино, смотрим, какой получился объект налогообложения за I квартал. Его выводят, повторим, помня об убытках прошлых лет. У вас по итогам I квартала — в бухучете прибыль. Но в то же время с прошлого года «висят» налоговые убытки. Их нужно также принимать в расчет. Тем более, что в вашем случае налоговые прошлогодние убытки перекрыли бухгалтерскую прибыль. В итоге объект налогообложения за I квартал 2015 года оказался отрицательным. А значит, оснований подавать полугодовую декларацию нет. Да и, по правде говоря, какой резон уплачивать налог, имея в багаже старые переходящие убытки?

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше