Если договор аренды авто не заверен нотариально
Предприятие арендует автомобиль у физлица, договор не заверен нотариально. Можно ли арендную плату, стоимость ГСМ, запчастей и т. п. относить в расходы?
Такой ситуации, конечно, лучше избегать. Ведь договор аренды транспортного средства, заключенный с физлицом, подлежит нотариальному удостоверению (ч. 2 ст. 799 ГКУ). Подробнее о договорах и нотариальном удостоверении см. спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 15.
Важно! Без нотариального удостоверения такой договор аренды является ничтожным (ч. 1 ст. 220 ГКУ). То есть не создающим для сторон никаких правовых последствий*. Отсюда и вопрос: а как же тогда быть с «арендными» расходами (расходами на арендную плату, эксплуатацию, техобслуживание, ремонт автомобиля и т. п.)?
* Кроме тех, которые связаны с его ничтожностью (реституцией).
Ответ вас наверняка обрадует: сегодня для расходов больше не важна связь с хоздеятельностью.
С 1 января 2015 года объект налогообложения определяют с оглядкой на бухгалтерский учет. А там любые траты предприятия включаются в расходы. Это в пользу отражения расходов — весомый аргумент.
Другое дело, что ч. 1 ст. 216 ГКУ в случае ничтожности договора требует реституции. Это, в частности, значит, что арендатор может требовать возврата суммы уплаченной арендной платы и на эту сумму у него возникает доход. Правда, строго говоря, пока заинтересованная сторона не предъявит требования**, нет никакого повода признавать такие доходы. Но надеемся, что до этого дело не дойдет***.
** Напомним, что требование о применении последствий недействительности ничтожного договора (реституции) может быть предъявлено любой заинтересованной стороной (ч. 5 ст. 216 ГКУ).
*** Более того, в таком случае арендатор, в идеале, должен возместить арендодателю стоимость пользования имуществом. А потому, даже если упомянутые доходы и отразить, их должны будут перекрыть соответствующие расходы.
Ну а железно закрепить расходы можно вот каким путем. Для этого одна из сторон может обратиться в суд с требованием признать нотариально не заверенный договор действительным (ч. 2 ст. 220 ГКУ). В таком случае суд может признать такой договор действительным. Тогда дальнейшее нотариальное удостоверение договора не потребуется, и никаких вопросов насчет расходов не возникнет (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 88, с. 40).
Закончилась аренда: что с налоговым улучшением?
Как поступить с «налоговым ремонтом» арендованного офиса по окончании срока аренды (доход — до 20 млн грн.; в бухучете текущий ремонт офиса в 2014 году попал в расходы)?
После ремонта арендованного офиса у предприятия на 01.01.2015 г. в налоговом учете остался ремонтный объект (созданный в прошлом из сверхлимитных расходов на ремонт — в угоду «старому» п. 146.19 НКУ). Однако с этой даты налоговый учет ведут по новым правилам и смотрят на бухгалтерский учет.
Для малодоходных предприятий в налоговом учете все складывается просто. Для них важен лишь бухучет. Как следствие, такие плательщики ведут только бухгалтерский учет ОС и начисляют амортизацию только в бухучете (исходя из бухгалтерской остаточной стоимости ОС).
А вот отдельного налогового учета ОС и НМА малодоходники не ведут. Поэтому о «старом» налоговом ремонтном объекте, оставшемся в налоговом учете по состоянию на 01.01.2015 г., к сожалению, придется позабыть. При переходе в 2015 год этот объект для налогового учета просто потеряется. А значит, мимо налогового учета пройдут и «старые» сверхлимитные (недоамортизированные) ремонтные расходы. То есть в конечном счете они так и не смогут уменьшить объект налогообложения.
Добавим, что, прощаясь с этими расходами, начислять НДС не нужно, ведь никакой поставки в данном случае не происходит. Подробнее об учете ОС см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 17.