На первый взгляд может показаться, что под выполнением норматива рабочих мест понимается обязательство предприятия самостоятельно принимать все меры по трудоустройству инвалидов, иначе ему грозит «наказание гривней». А все потому, что в ч. 3 ст. 19 Закона № 875 указано: работодатель обязан самостоятельно обеспечивать трудоустройство инвалидов на выделенные или созданные рабочие места в счет установленных нормативов.
Но это только на первый взгляд. Смотрите сами.
Искать или не искать: вот в чем вопрос
Исходя из норм Закона № 875, работодатель должен создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Заниматься поиском таких граждан с целью их трудоустройства — не его дело.
Так, в ч. 1 ст. 18 данного Закона указано, что право инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу обеспечивается путем непосредственного их обращения на предприятия или в государственную службу занятости. То есть, чтобы получить работу, инвалид сам должен обратиться:
— или прямо на предприятие,
— или в государственную службу занятости.
От предприятия же требуется лишь ( ч. 3 ст. 18 Закона № 875):
— выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов;
— предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов (о наличии созданных рабочих мест и вакансиях по ним);
— отчитываться перед Фондом инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов.
Видите: среди перечисленных обязанностей предприятия нет такой обязанности, как поиск нетрудоустроенных инвалидов.
Поиском подходящей работы для этой категории работников должен заниматься не сам потенциальный работодатель, а государственная служба занятости
Кстати, ч. 3 ст. 181 Закона № 875 прямо так и говорит.
Интересно, как доказать, что «инвалидное» рабочее место вы создали и готовы были трудоустроить на него инвалида? Для этого достаточно:
1) издать приказ по предприятию о выделении и создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и внести в штатное расписание (зарезервировать) должности (профессии), на которые планируется трудоустроить инвалидов;
2) подать в центр занятости отчет по форме № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)», утвержденной приказом Минсоцполитики от 31.05.2013 г. № 316, указав в его п. 4 разд. II, что на вакантную должность требуется инвалид.
Если есть желание, можете предпринять еще и дополнительные меры для заполнения предусмотренных нормативом вакансий — обратиться с письменным запросом в общественные организации инвалидов, поместить объявления об «инвалидных» вакансиях в СМИ и на интернет-ресурсах.
А что Фонд инвалидов?
Вы выполнили все необходимые действия, предусмотренные Законом № 875 для трудоустройства инвалидов, — создали рабочие места и известили об этом центр занятости, но эти места так и остались незанятыми, поскольку центр занятости не направил к вам необходимое количество инвалидов?
По нашему глубокому убеждению, никакие санкции за невыполнение «инвалидного» норматива в этом случае к вам применяться не должны. Почему? Все просто.
Административно-хозяйственные санкции (далее — АХС) за рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов и не занятые ими, уплата которых предусмотрена ст. 20 Закона № 875, являются мерой воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования в связи с совершением правонарушения, а не налогом, сбором (обязательным платежом), подлежащим обязательной уплате. Такая хозяйственно-правовая ответственность у предприятий (предпринимателей) наступает в случае, если они не докажут, что приняли все зависящие от них меры, чтобы не допустить это хозяйственное правонарушение ( ч. 1 и 2 ст. 218 ХКУ).
Подтверждают это и суды (см., к примеру, постановления ВСУ от 26.06.2012 г. № 21-105а12 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 7, с. 39, от 02.04.2013 г. № 21-95а13 и от 16.04.2013 г. № 21-81а13, а также постановления ВАСУ от 08.07.2014 г. по делу № К/9991/79273/11 и от 21.08.2014 г. по делу № К/800/29264/14). Они подчеркивают, что задача работодателя — создать рабочее место для инвалида, а подыскать и направить к нему такого работника — дело центра занятости.
Почему дело дошло до судов? Потому что Фонд инвалидов, к сожалению, всегда считал, что работодатели должны не просто уведомить госслужбу занятости о наличии вакантных «инвалидных» мест, а сами найти и трудоустроить у себя нужное количество инвалидов. Не выполнил норматив — уплати АХС (см., к примеру, письмо от 28.05.2013 г. № 1/6-175/09). А это ни много ни мало половина (если трудятся от 8 до 15 работников) или целая (15 работников и более) среднегодовая зарплата работника предприятия за каждое пустое «инвалидное» рабочее место.
Так что будьте готовы отстаивать свою правоту в суде. А помогут вам в этом отчеты по форме № 3-ПН с вакансиями для инвалидов (см. выше).
В заключение нальем еще немного бальзама на душу: благодаря изменениям, внесенным Законом № 5462 в ст. 19 Закона № 875, Фонд инвалидов с 09.12.2012 г. не имеет права проводить проверки работодателей относительно:
— регистрации в Фонде;
— представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов;
— выполнения норматива рабочих мест.
Это подтверждает и сам Фонд (см. письмо от 24.05.2013 г. № 1/3-59/68).
С указанной даты проводить такие проверки уполномочены органы Гоструда
Делают это они в соответствии с Порядком проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов, утвержденным приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390. При этом «трудовики» не наделены правом контролировать начисление и уплату работодателями АХС и пени.
выводы
- Чтобы получить работу, инвалид должен сам обратиться или непосредственно на предприятие, или в государственную службу занятости.
- Задача работодателя — создать рабочее место для инвалида, а подыскать и направить к нему такого работника — дело центра занятости.
- Если вы создали «инвалидные» рабочие места и известили об этом госслужбу занятости, но она не направила к вам необходимое количество инвалидов, АХС за невыполнение «инвалидного» норматива к вам применяться не должны.
- Фонд инвалидов не имеет права проверять выполнение работодателями норматива рабочих мест.