Правопреемник возвращает товар: внимание — «новая» поставка!

Адамович Наталия, налоговый эксперт
По материалам категории 101.07 Базы знаний*
НДС

* См. на официальном сайте ГФСУ по ссылке zir.sfs.gov.ua в разделе «Общедоступный информационно-справочный ресурс».

вывод документа


Учитывая, что товар возвращается не получателем, а правопреемником либо новым субъектом хозяйствования/плательщиком НДС, то оснований для корректировки налоговых обязательств у поставщика нет.

Правопреемник/новый субъект хозяйствования, возвращая товар, должен начислить налоговые обязательства и составить НН как при обычной поставке

Условия ситуации следующие. Плательщик 1 продал плательщику 2 товар, после чего плательщик 2 объединился с плательщиком 3 (либо присоединился к нему). Теперь новый плательщик (или плательщик 3 — правопреемник, если произошло присоединение) возвращает товар плательщику 1.

В данной консультации налоговики как раз и пояснили, как облагать НДС возврат товара после реорганизации покупателя.

По общим правилам из п. 192.1 НКУ при возврате товара продавец (плательщик 1) должен составить «уменьшающий» РК и направить его для регистрации в ЕРНН покупателю, вернувшему товар.

Однако покупателя (плательщика 2) уже как такового нет. Дело в том, что такие виды реорганизации, как присоединение, слияние, разделение, выделение, предполагают аннулирование НДС регистрации реорганизуемого предприятия ( п.п. «б» п. 184.1 НКУ).

В свою очередь, если предприятие реорганизуется путем слияния, то происходит регистрация вновь созданного юрлица ( п. 4 ст. 4 Закона № 755**).Вновь созданное в результате слияния юрлицо регистрируется плательщиком НДС в порядке, предусмотренном разд. ІІІ Положения № 1130, на общих основаниях и имеет свой собственный ИНН, отличный от ИНН реорганизованного предприятия.

** Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Если же было присоединение, то «принявшее» лицо просто регистрирует свои полномочия правопреемника ( п. 7 ст. 4 Закона № 755) и, будучи плательщиком НДС, остается таковым со своим собственным ИНН.

Так вот, и в первом и во втором случае у нового предприятия либо у правопреемника (плательщика 3) нет оснований регистрировать РК к НН, составленной на имя «старого» плательщика НДС (плательщика 2). А значит, новое предприятие либо правопреемник не сможет зарегистрировать «уменьшающий» РК по процедуре из п. 192.1 НКУ (ср. ).

Согласно норме из п. 192.1 НКУ уже не сможет откорректировать налоговые обязательства и бывший поставщик, которому возвращают товар. На это как раз и обратили внимание налоговики. Заметим: о недопустимости оформления РК для корректировки «старых» НН после реорганизации налоговики заявляли и ранее (см. письма ГФСУ от 04.12.2015 г. № 26060/6/99-99-19-03-02-15 и от 11.04.2016 г. № 7964/6/99-99-19-03-02-15).

В то же время налоговики настаивают на том, чтобы возврат товара правопреемник провел как обычную «новую» поставку. По их мнению, возврат товара правопреемником является чистой воды поставкой товаров, которая согласно п. 185.1 НКУ подпадает под объект обложения НДС.

Так что на дату осуществления такой операции правопреемник обязан начислить налоговые обязательства, составить НН и зарегистрировать ее в ЕРНН.

В свою очередь, у контрагента должно сложиться все наилучшим образом и без корректировки НО (хотя налоговики об этом в своей консультации почему-то умолчали). Получив зарегистрированную НН в ЕРНН, несостоявшийся продавец (а по новой версии — покупатель) вполне сможет сумму НДС из нее отнести в налоговый кредит. То есть тем самым «компенсирует» начисленные им ранее НО при первичной отгрузке товара.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше