(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 103
  • № 102
  • № 101
  • № 100
  • № 99
  • № 98
  • № 97
  • № 96
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
3/16
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Декабрь , 2016/№ 104

Расчеты за ВЭД-услуги: ограничения

http://tinyurl.com/yy2jcdp9
Рассмотрим особенности расчетов за ВЭД-услуги в таких трех аспектах: реального валютного контроля, возможного финмониторинга и отмененных актов ценовой экспертизы.

В статье на с. 7 мы уже коснулись темы неприменения к экспорту ВЭД-услуг (кроме транспортных и страховых) предельных сроков возврата валютной выручки, но то касание — лишь с точки зрения первички. Теперь подойдем к этому вопросу шире.

120 дней

Действительно, в новой редакции части первой ст. 1 Закона № 185 (которая заработает с 03.01.2017 г.) из-под контроля «сроков возврата» законодатели вывели экспорт услуг (кроме транспортных, а также работ). При этом новая часть вторая ст. 1 Закона № 185 выводит из-под такого контроля не только экспорт услуг (кроме транспортных и страховых), но также и экспорт: прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав. Внимание! — экспорт, но не импорт! То есть соответствующую (импорту) ст. 2 Закона № 185 оставили в неприкосновенности! А значит, в плане контроля «сроков возврата» по операциям импорта любых ВЭД-услуг все останется по-прежнему. Учтите это. ☹

Что же касается собственно продолжительности «срока возврата», то до 16.06.2017 г. он составляет не 180 дней, как написано в ст. 1 и ст. 2 Закона № 185, а 120 — как установлено постановлением № 410. Ведь часть пятая ст. 1 и часть четвертая ст. 2 Закона № 185 дают НБУ право внедрять «другие сроки расчетов», но — внимание! —

на срок до шести месяцев

Не станем повторять уже сказанное относительно сроков расчетов по ВЭД-сделкам, которые окажутся незакрытыми по состоянию на 16.06.2017 г. — если, конечно, «120» опять станет «180». Вероятнее всего, такие сроки по таким ВЭД-сделкам будут автоматически продлены...

Кстати, остановимся на двух «мелких» подробностях постановления № 410.

Первая. В п. 1 говорится, что предельный 120-дневный срок расчетов устанавливается для экспорта и импорта товаров. То есть может возникнуть впечатление, что эти сроки не касаются работ и тех же услуг (с 03.01.2017 г. — они могут касаться только транспортных и страховых услуг). Это мнение ошибочно по той причине, что согласно абзацу сорок девятому ст. 1 Закона о ВЭД: «товар — это любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи)». Поэтому в 114.02 БЗ налоговики, в частности, относительно 120-дневного срока возврата валютной выручки без обиняков пишут об экспорте и импорте «товаров (работ, услуг)».

Вторая. В отличие от предыдущих подобных постановлений НБУ, продлевавших валютные ограничения на каждые следующие 6 месяцев, в постановлении № 410 банкиры, очевидно, решили меньше «париться» и поэтому на этот раз вообще не ограничили конкретным сроком период его действия... Но, разумеется, кроме п. 1 (120-дневный срок расчетов) и п. 2 (65-процентный норматив обязательной продажи валюты): эти два ограничения утратят силу 16.06.2017 г. Если, конечно, срок их действия снова не продлят. ☹

Обращаем ваше внимание на п. 2 постановления № 410 еще и по той нерадостной причине, что, принимая Закон № 1724 с целью стимулирования экспорта услуг, законодатели, к сожалению, ограничились устранением лишь «административных» барьеров... ☹ Но не валютно-финансовых...

Ведь согласно п. 2 постановления № 410 продолжает действовать 65-процентный норматив обязательной продажи поступившей валютной выручки (в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 04.02.98 г. № 34, и в российских рублях). И этот почетный долг и священная обязанность, очевидно, перечеркивают для потенциальных (легальных) экспортеров ВЭД-услуг все «стимулирующие» заслуги Закона № 1724...

При этом согласно п. 4 постановления № 410 уполномоченным банкам запрещено снимать с валютного контроля экспортные операции клиентов — внимание! — на основании документов о прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований:

— в иностранной валюте 1-й группы Классификатора и в российских рублях — независимо от суммы;

— в других валютах — если общая сумма прекращаемых зачетом в рамках одного экспортного договора обязательств превышает эквивалент 500 тыс. дол. США.

Что же касается импортеров услуг, то тут и вовсе не скажешь ничего нового.

Тем более об учетных тонкостях покупки/продажи валюты вы уже знаете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 16, с. 43.

Акт ценовой экспертизы «всё»

Но есть-таки и хорошая новость (если вы о ней еще не знали), которая порадует резидентов, получающих/получивших от нерезидента услуги, а также работы или права интеллектуальной собственности.

Как известно, некоторое время назад действовало постановление Правления НБУ от 30.12.2003 г. № 597, в п. 4 которого от резидентов для оплаты таких услуг, работ или прав интеллектуальной собственности в общей сумме по одному договору, превышающей 50 тыс. евро (или эквивалент этой суммы в другой валюте), требовалось получить специальный акт ценовой экспертизы Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков, подтверждающий соответствие цены ВЭД-договора конъюнктуре рынка.

Так вот, согласно недавнему постановлению Правления НБУ от 18.08.2016 г. № 372 указанное постановление № 597 утратило силу с 19.08.2016 г. То есть никакие акты ценовой экспертизы с указанной даты для оплаты нерезиденту услуг, работ или прав интеллектуальной собственности уже не требуются. ☺

Финмониторинг — не напасть...

Под конец давайте разберемся, могут ли подлежать расчеты за ВЭД-услуги финансовому мониторингу, и если да — то в какой степени.

Напомним: перечень финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, установлен в ч. 1 ст. 15 Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» от 14.10.2014 г. № 1702-VII (далее — Закон № 1702).

Прежде всего: говорить о вероятности финмониторинга вашей оплаты нерезиденту за ВЭД-услуги имеет смысл, только если ее сумма достигает эквивалента 150 тыс. грн. ( абзац первый ч. 1 ст. 15 Закона № 1702). Разумеется, мы не станем пересказывать здесь все семнадцать пунктов, а ограничимся только самыми потенциально «стремными»... ☹

Прежде всего укажем на п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 1702, определяющий в качестве одного из признаков расчета как оснований для финмониторинга:

перечисление средств за границу по внешнеэкономическим договорам (контрактам), кроме перечислений средств по договорам (контрактам), предусматривающим фактическую поставку товаров на таможенную территорию Украины

Как видите, исключение сделано только для импорта товаров (причем в данном случае — именно товаров как движимых вещей в понимании п. 57 ч. 1 ст. 4 ТКУэто сказано в письме НБУ от 15.04.2015 г. № 25-02002/24990), поэтому «сверхэквивалентная» оплата за ВЭД-услуги вполне может попасть «под прицел» финмониторинга.

Такими же последствиями Закон № 1702 грозит за подобную оплату со счета юрлица или ФЛП, период деятельности которых не превышает 3 месяцев со дня регистрации, или если операции на таком счете не осуществлялись со дня его открытия (п. 6 ч. 1 ст. 15). Ну, или если такая оплата ушла в оффшор (п. 1 ч. 1 ст. 15), а также если вы — высокорисковый клиент (п. 17 ч. 1 ст. 15).

выводы

  • Контроля сроков возврата валютной выручки не будет с 03.01.2017 г. в отношении экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав. А в отношении импорта ВЭД-услуг (и прочего) все останется по-прежнему.
  • Требование предоставлять для оплаты ВЭД-услуг акт ценовой экспертизы отменено.
  • Финмониторинг оплаты нерезиденту за ВЭД-услуги возможен, только если сумма достигает эквивалента 150 тыс. грн.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
ВЭД-услуги, расчеты за услуги, валютный контроль, финмониторинг, экспорт услуг, акт ценовой экспертизы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье