Благотворительность высокодоходника

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2016/№ 15
Плательщик налога на прибыль перечислил в 2015 году средства благотворительной организации — больше 4 % облагаемой прибыли предыдущего года. Нужно ли корректировать финрезультат и как отразить эту сумму в отчете по льготам, если в действующем Справочнике нет такого кода?

Напомним, что «благотворительная» корректировка финрезультата регламентирована п.п. 140.5.9 НКУ как разница по финансовым операциям (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 88, с. 21).

Первое. Согласно абзацу восьмому п.п. 134.1.1 НКУ корректировать финрезультат на разницы — внимание! — определенные в соответствии с разд. ІІІ НКУ, обязаны лишь так называемые высокодоходники (получившие в прошедшем, 2015 отчетном налоговом году более 20 млн грн. дохода). Хотя вправе это делать и малодоходники — по самостоятельному решению. Чтобы не мучиться, малодоходнику следует в прибыльной декларации за 2015 год в поле «Наявність рішення» проставить отметку, а в поле «Прийнято рішення про незастосування коригувань фінансового результату до оподаткування на усі різниці» — номер и дату распорядительного документа предприятия, на основании которого принято такое решение (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 13, с. 3).

Вывод: корректировка на финразницу, определенную в п.п. 140.5.9 НКУ, обязательна только для высокодоходников (и для склонных к налоговому мазохизму малодоходников).

Так что если вы — малодоходник, то просто успокойтесь тем, что соответствующие «благотворительные» суммы упокоились, например, на субсчете 977, т. е. в ваших бухучетных расходах (это недвусмысленно признали налоговики в письме ГФСУ от 25.09.2015 г. № 20364/6/99-99-19-02-02-15).

Если же вы обязаны корректировать финрезультат 2015 года, читайте дальше.

Второе. Эта самая финразница — и соответствующая корректировка — по форме и содержанию нисколечко не соответствует определению налоговой льготы согласно п. 30.1 НКУ, а даже наоборот. Поэтому не удивляйтесь, что соответствующая норма НКУ отсутствует в действующем Справочнике № 77/1 налоговых льгот, являющихся потерями бюджета по состоянию на 01.01.2016 г.

Третье. Обратите внимание: проведение этой корректировки — даже для того плательщика, который в принципе корректировать финрезультат обязан, — в самом п.п. 140.5.9 НКУ прямо обусловлено тем, что получатель на дату перечисления вами ему средств (о которых мы здесь говорим) должен соответствовать условиям, определенным в п. 133.4 НКУ. То есть формально говоря — был бы занесен в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. Кстати, на соблюдении этого условия делают акцент налоговики в консультации подкатегории 102.21 БЗ. А нет подтверждения статуса — нет и корректировки.

О вопиющей абсурдности такой корректировки мы уже высказывались в упомянутой публикации. Но есть тут еще одно «но»…

Четвертое. Если перечисление было адресовано воинской части или другому формированию в период проведения АТО или, говоря конкретнее, соответствует условиям п. 33 подразд. 4 разд. XX НКУ, то вы имеете право именно на льготу! То есть если согласно п.п. 140.5.9 НКУ вы должны были бы откорректировать (в плюс) свой финрезультат на «вершок» (над 4 %) благотворительного перечисления другому получателю (не АТОшнику), то на основании п. 33 подразд. 4 разд. XX НКУ вы от такой обязанности освобождаетесь. Внимание: на весь период АТО. Подробнее о подтверждающих документах см. в подкатегории 102.21 БЗ. И тогда это действительно льгота (код 11020310 в Справочнике № 77/1), которую нужно отразить в Отчете о суммах налоговых льгот, утвержденном постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

Кстати, «годовики» подают Отчет один раз в год (102.23.01 БЗ), а ошибки в нем не наказуемы, а просто исправляются в следующем Отчете в пределах календарного года (135.02 БЗ).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить