Темы статей
Выбрать темы

Электронные сигареты

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Не секрет, что проблема никотиновой зависимости стоит очень остро. Это понимает не только государство, вводящее ограничения на продажу и потребление табачных изделий, но и сами курильщики. Бытует мнение, что электронные сигареты — безопасная альтернатива традиционному куреву. Более того, многие считают, что, употребляя их, в перспективе смогут вообще отказаться от пагубной привычки. Мы не собираемся выяснять, правда это или очередной вымысел маркетологов. Цель данной статьи — понять их место в нормативном поле, каковы правила их продажи и потребления.

Электронная сигарета — что это?

img 1

На уровне Закона определения, что такое электронная сигарета, нет. Только в отдельных разъяснениях и рекомендациях раскрывается суть этого товара. Так, например, в письме Миндоходов от 26.03.2014 г. № 6983/7/99-99-24-02-03-17 сказано, что электронная сигарета — это работающее на элементе питания микроэлектронное устройство, которое нагревает жидкость, содержащую пропиленгликоль, ароматизатор с никотином или без никотина. Образующийся пар имитирует традиционный процесс курения сигарет. Устройство может иметь вид обычной сигареты, сигары или трубки для курения или другой формы. При вдыхании поток воздуха активизирует парогенератор (испаритель), в котором происходит нагрев жидкости и превращение ее в пар, напоминающий табачный дым.

Из этого определения нам важно следующее:

1. При электронном курении используется жидкость с никотином или без. То есть сама по себе электронная сигарета (в отличие от традиционной) никак не может быть табачным изделием — это всего лишь электронный прибор. Такой вопрос можно ставить только в отношении используемой жидкости либо картриджа с жидкостью.

2. Процесс электронного курения сопровождается нагреванием. Этот момент интересен для понимания того, является ли потребление электронной сигареты курением табачных изделий в понимании Закона № 481.

Ограничения оборота «электронного табака» и лицензирование

Ограничивается ли оборот электронного курева? Нужно ли приобретать лицензию при его продаже? Для ответа на эти вопросы нужно определиться с терминами, приведенными в Законе № 481, ведь все ограничения этого Закона направлены на оборот табачных изделий. А под ними понимаются сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания или жевания.

Как видим, упомянуты не только собственно табак, но и его заменители. А это — средства, которые по своему воздействию на здоровье человека отвечают табаку, но не содержат табака ( Закон № 2899). Этому определению соответствуют по крайней мере те жидкости, в состав которых входит никотин.

А вот с курением вопрос сложнее. Дело в том, что курение табачных изделий — это действия, приводящие к сгоранию табачных изделий, в результате чего образуется табачный дым, выделяющийся в воздух и вдыхаемый лицом, которое их курит. Выше мы не зря обратили внимание на то, что процесс электронного курения сопровождается нагреванием. Не углубляясь в физико-химические подробности, отметим, что горение и нагревание — разные процессы.

Поэтому считаем, что потребление электронных сигарет не может считаться курением табачных изделий

А сами жидкости (хоть с никотином, хоть без) не являются табачными изделиями.

А что думают по этому поводу контролирующие органы? Фактически они приходят к тем же выводам. В письме Миндоходов от 04.07.2014 г. № 4403/б/99-99-21-03-14 сказано, что электронные продукты для парообразования, которые имитируют форму и функцию обычных сигарет, а также в виде электронных трубок и кальянов не относятся к табачным изделиям. Соответственно Миндоходов не осуществляет их лицензирования в сфере оптовой и розничной торговли.

Таким образом, Закон № 481 вообще не распространяется на оборот электронного курева (правила хранения, внесение мест хранения в Единый реестр и т. п.). Более того, можно прийти к выводу, что такой щепетильный вопрос, как продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18-летнего возраста (ограничение установлено ст. 153 Закона № 481), к продаже электронных сигарет и жидкостей не применяется! Это выглядит более чем странно, ведь они могут содержать никотин. Да и доказательств того, что электронные сигареты являются эффективным средством для прекращения курения, нет. Более того, непонятно, насколько их употребление вообще безопасно для организма (п.п. 7.4.1.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздрава от 26.09.2012 г. № 746).

Ограничения по электронному курению

И все-таки некоторые ограничения в законодательстве установлены. Так, в Законе № 2899 установлен запрет на курение табачных изделий, а также электронных сигарет и кальянов:

1) в лифтах и таксофонах;

2) в помещениях и на территории заведений здравоохранения;

3) в помещениях и на территории учебных заведений;

4) на детских площадках;

5) в помещениях и на территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и заведений физической культуры и спорта;

6) в подъездах жилых домов;

7) в подземных переходах;

8) в транспорте общего пользования, который используется для перевозки пассажиров;

9) в помещениях заведений ресторанного хозяйства;

10) в помещениях объектов культурного назначения;

11) в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;

12) на стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств.

Обратите внимание, как сформулирован запрет: «курение табачных изделий, а также электронных сигарет». Законодатель еще раз подчеркивает, что электронные сигареты не относятся к табачным изделиям.

В этом контексте интересно проанализировать ответственность за нарушение норм Закона № 2899.

Она установлена в ст. 20 этого Закона, а в ней в большинстве случаев фигурируют именно «табачные изделия»

Но не везде. Например, в абз.11 ч. 2 ст. 20 установлена санкция за размещение пепельниц или курение в помещениях заведений ресторанного хозяйства. Как видим, для ее применения важен факт курения, а чего именно — вопрос второстепенный. Об этом говорят и судебные инстанции, увязывая применение этой санкции с курением как традиционных, так и электронных сигарет (постановление Запорожского админсуда от 29.09.2014 г. № 808/4456/14, постановление Одесского админсуда от 14.04.2014 г. № 815/1944/14).

Кроме того, курение в запрещенных законом местах наказывается админштрафом ( ст. 1751 КУоАП). Но в КУоАП фигурируют только «табачные изделия». Поэтому, строго говоря, этот админштраф применить не могут.

То есть мы еще раз сталкиваемся со странностями закона. Ведь идея Закона № 2899 — снизить уровень курения, уберечь от табачных изделий детей, предохранить здоровье населения от ущерба, который приносит курение. Безнаказанное употребление электронных сигарет, по крайней мере начиненных никотином, никак этим целям не способствует.

«Розничный» акциз

Определить, относится ли тот или иной товар к под­акцизным, немного проще: НКУ увязывает их с кодами УКТ ВЭД ( п.п. 215.3.2 НКУ). Сама электронная сигарета относится к коду 8543 «Машины и аппаратура электрические, имеющие индивидуальные функции, в другом месте не описанные или не указанные» (товар представлен в наборе для розничной торговли, который также содержит зарядное устройство, шнур питания и набор запасных патронов; письмо Миндоходов от 26.03.2014 г. № 6983/7/99-99-24-02-03-17). А вот сменные картриджи для электронных сигарет классифицируются в соответствии с составом жидкости в товарной позиции 3824. Впрочем, Минздрав считает, что электронные сигареты относятся к коду 8542 (Методрекомендации, утвержденные приказом от 26.09.2012 г. № 746).

Но различные позиции Миндоходов и Минздрава для ответа на наш вопрос принципиального значения не имеют. Ни один, ни другой код в п.п. 215.3.2 НКУ не указан. И что самое главное — не указан там и код 3824. Получается, что торговцам электронными сигаретами и жидкостями к ним можно забыть о «розничном» акцизе.

Могут ли единоналожники торговать электронными сигаретами

Как известно, НКУ запрещает единоналожникам первой — третьей групп осуществлять производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин).

Как мы уже выяснили, ни электронные сигареты, ни жидкости для них не относятся к подакцизным товарам, а значит, единоналожники могут ими торговать. Это подтверждается письмом Миндоходов от 04.07.2014 г. № 4403/б/99-99-21-03-14

Планы на будущее

На сегодня существует Законопроект № 2697 от 22.04.2015 г., которым предусматривается не только внедрение в законодательство определения «электронная сигарета», но и ограничение их оборота. Так, предполагается внесение изменений в КУоАП, Закон № 2899, Закон № 481 и др. Появится админштраф за продажу электронных сигарет в запрещенных местах, продажу лицам, не достигшим 18-летнего возраста, ограничение рекламы электронных сигарет, распространение ст. 153 Закона № 481 (ограничение по местам продажи) на электронные сигареты. При этом электронная сигарета так и останется неподакцизным продуктом. Насколько нам известно, Комитет ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендует Парламенту принять за основу этот законопроект. Будем держать вас в курсе.

выводы

  • Электронные сигареты и жидкости к ним не считаются табачными изделиями, их продажа не лицензируется.
  • Законодательство содержит ограничения по курению электронных сигарет, но не ограничивает их продажу.
  • Электронные сигареты и жидкости к ним не считаются подакцизным товаром, единоналожники имеют право торговать ими.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше