«У меня зазвонил домофон»: учитываем установку в арендованном офисе

В избранном В избранное
Печать
Адамович Наталия, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2016/№ 19
Все знакомы с домофоном — это электронное устройство, благодаря которому человек (администратор или охранник), находящийся внутри офиса без непосредственного контакта с посетителем, может на свое усмотрение разрешить или запретить доступ внутрь. Его-то и решено было установить в арендованном офисе. Разрешение от арендодателя есть. Но вот бухгалтер предприятия интересуется, как пристроить в учете этот объект и расходы на его установку? Давайте разберемся.

Домофон — это своеобразный контроль доступа в помещение. И его основное назначение в любом офисе — обеспечить безопасность его сотрудников, сохранность имущества и информации предприятия. Поэтому сразу скажем, что домофон — нужная штука, причем не для личной прихоти администратора или охранника, а напрямую именно для хозяйственных нужд предприятия.

Поэтому учитываем домофон как хозяйственное добро, со всеми вытекающими положительными моментами. Но сперва определимся с объектностью расходов на его установку для учетных целей.

Определяемся с объектом

Установка в арендованном офисе домофона по своей сути является его улучшением (усовершенствованием). Ведь наличие домофона в офисе наверняка повышает его качественные характеристики и его цену.

Как же следует его учитывать? Как самостоятельный объект или как улучшение арендованного объекта? Решающим при ответе на этот вопрос является не только наличие или отсутствие на это согласия арендодателя на улучшение арендованного объекта ( ст. 778 ГКУ). Напомним: если такое согласие на улучшение есть (оно может содержаться в тексте самого договора аренды офиса или быть оформлено в виде допсоглашения), то арендатор получает право:

— на возмещение понесенных расходов;

— на зачет их стоимости в счет арендной платы.

Не менее важным условием при определении объектности улучшений является свойство «отделимости» проведенного улучшения.

Отделимые улучшения объекта аренды арендатор имеет право изъять и оставить у себя ( ч. 2 ст. 778 ГКУ)

Что у нас с установкой домофона? Домофон сам по себе некий комплект устройств и приспособлений. Состоит он из:

— основного оборудования: собственно домофона, устанавливаемого внутри офиса, и панели вызова, устанавливаемой извне. Учитывая конструкцию такого оборудования, оно является отделимым и может быть изъято по окончании договора аренды офиса без повреждения помещения;

— монтажного оборудования (кронштейнов, крепежей и электропроводки под домофон). Его «безболезненно» уж точно отделить не получится.

Так вот, если с монтажным оборудованием и затратами на его установку все понятно (это неотделимое оборудование и расходы, связанные с его приобретением и установкой, всегда следует рассматривать в учете как объект улучшения), то с основным оборудованием (сам домофон и панель вызова) предприятие-арендатор, учитывая право «отделимости», может распорядиться по своему усмотрению:

1) учесть как свой отдельный объект активов;

2) учесть в составе стоимости объекта улучшения вместе с монтажным оборудованием. То есть если вы изначально решили, что по окончании договора аренды офиса забирать с собой ничего не будете, то все расходы на установку домофона, в том числе и расходы на съемное оборудование, учитывайте как объект улучшения.

Если же вы изначально решили оставить себе отделимое оборудование и, по возможности, установить его потом в другом офисе, то у вас будет «смешанный» вариант учета установки домофона. Ту часть оборудования домофона, которую можно «безболезненно» для арендованного здания снять и забрать с собой, вы можете учесть как собственные активы (а не как объект под названим «улучшение арендованного объекта»). Саму же электропроводку придется показать в учете отдельно как объект улучшения.

Теперь непосредственно об учете. И начнем с такого варианта — домофон как объект под названием «улучшение арендованного офиса».

Домофон учитываем как улучшение

Если для себя вы решили, что установленный домофон по завершении договора аренды офиса вы забирать не будете (отдадите его арендодателю бесплатно либо получите за него компенсацию), то абсолютно все расходы на его установку, включающие расходы на приобретение:

(1) основного оборудования (домофона, панели вызова и т. д.);

(2) вспомогательного оборудования, необходимого для прокладки и монтажа сети подключения домофона (кабель, разъемы, кронштейны, крепежи и т. д.);

(3) электромонтажных работ по его установке,

в учете следует рассматривать как расходы на улучшение объекта аренды.

Бухгалтерский учет. Все расходы, связанные с установкой домофона-улучшения, вы сперва должны показать как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов ( абзац второй п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда», п. 21 Методрекомендаций по бухучету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561), собирая их на субсчете 153.

Сформированный отдельный объект под названием «домофон — улучшение арендованного офиса» при вводе в эксплуатацию зачисляется на субсчет 117 «Прочие необоротные материальные активы».

Важно! На субсчет 117 зачисляются объекты улучшения любой стоимости. Бухучетный стоимостный критерий, разделяющий объекты на ОС и МНМА, здесь роли не играет

Уже с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, его нужно амортизировать в течение срока полезного использования. Учтите! Его срок использования можно привязать к сроку действия договора аренды офиса. Хотя ничто не мешает установить и другой срок использования, к примеру, на уровне минимально допустимого в налоговом учете (это решит проблему налоговоприбыльных разниц у высокодоходников — об этом см. дальше).

Для амортизации объекта «домофон — улучшение арендованного офиса» лучше всего использовать прямолинейный метод ( п. 27 П(С)БУ 7 «Основные средства»). В отличие от производственного, он подойдет и для начисления налоговой амортизации высокодоходниками.

Суммы начисленной амортизации по объекту «улучшение арендованного офиса» следует отражать на счете 92 «Административные расходы».

По окончании договора аренды не забудьте недоамортизированную часть объекта «домофон — улучшение арендованного офиса» (если, конечно, она останется) списать в расходы.

Налог на прибыль. Если вы — малодоходник (с доходом не более 20 млн грн.) и «узаконили» свое решение не корректировать финрезультат на разницы в декларации по налогу на прибыль за 2015 год, то ваши учетные действия на этом заканчиваются. Начислять «налоговую» амортизацию согласно требованиям п. 138.3 НКУ таким плательщикам не надо (см. БЗ в подкатегории 102.05). Ориентиром для определения налога на прибыль у вас будет бухгалтерский финрезультат.

Если же вы — высокодоходник, то кроме бухучета вам придется учесть установку домофона и в налоговоприбыльном учете. Это связано с обязательностью корректировки бухгалтерского финрезультата на амортизационные разницы из пп. 138.1 и 138.2 НКУ.

По разъяснениям налоговиков (см. письмо ГФСУ от 04.08.2015 г. № 16335/6/99-99-19-02-02-15; подкатегорию 102.05 БЗ),

стоимость улучшений арендованных ОС для целей расчета налоговой амортизации следует учитывать как отдельный объект группы 9 «Прочие основные средства» с минимально допустимым сроком полезного использования 12 лет

Однако плательщик должен не все подряд улучшения превращать в объект группы 9, а проверять их на соответствие «учетным» критериям определения объекта ОС из п.п. 14.1.138 НКУ*. Так как улучшается производственный объект ОС, то за ориентир берем лишь стоимостный критерий признания налоговых ОС — 6000 грн.

* Упор на определение объекта ОС, правда, уже в другой консультации делают и налоговики (см. письмо Межрегионального ГУ ГФС от 03.11.2015 г. № 24528/10/28-10-06-11).

Объект «домофон  улучшение арендованного офиса» со стоимостью свыше 6000 грн. (напомним: ориентируемся на стоимость домофона-улучшения без учета НДС) учитываем как объект группы 9 и амортизировать его придется не менее 12 лет. В этом случае вас могут ожидать разницы как при амортизации, так и при передаче арендодателю недоамортизированного объекта улучшения ( пп. 138.1 и 138.2 НКУ). На это обращают внимание и налоговики (см. письмо ГУ ГФС в Запорожской области от 01.09.2015 г. № 3407/10/08-01-15-02-11 и консультацию из подкатегории 102.05 БЗ).

Объект «домофон — улучшение арендованного офиса» со стоимостью не более 6000 грн. учитываем как объект группы 11 (МНМА). Учтите! Налоговики в обход определения основных средств по НКУ, в приложении АМ к декларации по налогу на прибыль учли и МНМА. В свою очередь, это вынуждает аккуратных плательщиков считать по таким объектам разницы (амортизационные, ликвидационные, продажные).

Правда, результат расчета таких разниц, скорее всего, будет нулевым. А все потому, что, во-первых, для этих объектов налоговый минимальный срок использования не установлен — значит, ориентируемся на бухгалтерский. Во-вторых, применить отдельно один из спецметодов амортизации («50 % на 50 %» и «100 % стоимости в первом месяце») к объекту улучшения вы не сможете. Амортизировать его следует, как и в бухучете, — прямолинейным методом ( п.п. 138.3.1 НКУ).

По окончании договора аренды офиса, передавая арендодателю объект улучшения без компенсации, такой объект списывают с баланса как при бесплатной передаче (в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов»), а за компенсацию — как продажу объекта ОС или МНМА (если стоимостный критерий не превышен). Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 89, с. 20.

НДС. Суммы «входного» НДС, связанные с установкой домофона, арендатор относит в свой налоговый кредит при наличии налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН ( п. 198.3 НКУ). Правда, если из арендованного офиса вы ведете в том числе и необлагаемую деятельность, то НК по установке домофона придется (не позднее последнего дня отчетного периода) компенсировать частичными НО исходя из антиЧВ ( пп. 189.1 и  199.1 НКУ).

По окончании договора аренды офиса, независимо от того, как будет передаваться объект улучшения арендодателю: без компенсации (бесплатно) или за компенсацию, арендатор должен начислить НО по НДС.

В любом из этих случаев база для начисления НО по НДС определяется согласно п. 188.1 НКУ и должна быть не ниже балансовой (остаточной) стоимости «улучшения» по данным бухгалтерского учета, сложившейся на начало месяца, в котором будет передан объект улучшения. На это обращают внимание и налоговики (см. письмо ГФСУ от 05.11.2015 г. № 23622/6/99-99-19-03-02-15).

При этом оснований начислять НДС согласно п. 189.9 НКУ, по нашему мнению, нет. Так как речь идет не о ликвидации объекта «улучшения», а о его передаче (или продаже).

Кроме того, корректировать «входной» НДС на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ, по нашему мнению, также не нужно. Ведь объект «улучшения», переданный после завершения договора аренды, уже использован в хозяйственной деятельности арендатора.

Рассмотрим учет установки домофона-улучшения на примере.

Пример. Предприятие в арендованном помещении офиса установило домофон (арендодатель дал «добро»). Его установка обошлась в 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). По завершении договора аренды домофон остается в здании офиса, поэтому в учете расходы классифицированы как улучшение объекта аренды. Остаточная балансовая стоимость объекта улучшения:

— на начало месяца, в котором будет возвращен объект аренды, — 2200 грн.;

— на момент передачи арендодателю — 2000 грн.

Как учесть эти хозяйственные операции, см. в таблице на с. 43.

Домофон учитываем пообъектно

Вы решили, что по завершении договора аренды офиса отделимые части домофона заберете с собой. Тогда в учетных целях установку домофона следует распределить на две группы:

1 группа — неотделимое монтажное оборудование. Его при всем желании забрать с собой вы вряд ли сможете, не нарушив «товарный» вид объекта аренды. Поэтому в любом случае это оборудование по окончании договора аренды перейдет в собственность арендодателя. Сюда войдут расходы на приобретение вспомогательного оборудования, необходимого для прокладки и монтажа сети подключения домофона (кабель, разъемы, кронштейны, крепежи и т. д.). Сюда же логично отнести и стоимость электромонтажных работ по их установке. В учете они будут расходами на улучшение объекта аренды. Как вести учет неотделимой части, зачисленной на баланс как объект под названием «улучшения арендованного офиса», см. в предыдущем разделе;

2 группа — отделимое оборудование. Каждое оборудование учитываем как отдельный объект.

Ниже рассмотрим учет отдельных объектов домофона.

Бухгалтерский учет. Оборудование, которое «безболезненно» для арендованного здания можно снять и забрать с собой, — домофон, панель вызова, т. е. отделимые объекты вашей покупки, вы вполне можете учесть как свои собственные отдельные объекты ОС.

Если у этих объектов небольшая стоимость, то учитывать их следует как объекты ОС в подгруппе МНМА на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». Вы можете смело амортизировать их методом «50 %/50 %» или «100 %».

А вот дорогой объект учитывать придется как ОС на субсчете 104 «Машины и оборудование».

Налоговый учет. Плательщики, корректирующие свой финрезультат на разницы, в налоговом учете должны показать такой объект в зависимости от стоимости ( пп. 14.1.138 и 145.1 НКУ):

— в составе малоценных необоротных материальных активов (группа 11) или

— в составе основных средств (группа 4). Заметим, что амортизировать такой объект придется в течение 5 лет.

По окончании договора аренды офиса расходы, связанные со сменой места дислокации (на демонтаж и повторную установку отдельного оборудования домофона), как в бухгалтерском, так и в налоговом учете высокодоходников увеличат первоначальную стоимость таких объектов.

В завершение отметим, что «смешанный» вариант учета установки домофона, когда отделимые объекты можно учесть как собственные отдельные активы, более выгоден арендатору. Если он высокодоходник, то это позволит учесть такие объекты как МНМА, сведя «на нет» разницы в учете. Либо же, признав их объектами ОС — оборудованием, амортизировать не в течение 12 лет, а только 5 лет. Если он малодоходник, то, затолкав, по возможности, все в МНМА и применив метод амортизации «100 %», он тут же уменьшит свой финрезультат.

Наши рекомендации вы услышали: остальное — дело за вами.

выводы

  • Учесть установку домофона в арендованном офисе можно двумя способами: как отдельный объект улучшения, либо «смешанно», т. е. неотделимую часть — как объект улучшения, отделимую часть — как собственный объект.

  • Объект улучшения учитываем на счете 117, а отделимый собственный объект в зависимости от его стоимости — как МНМА на счете 112 или как объект ОС на счете 104.

  • Пообъектный вариант учета установки домофона более выгоден арендатору.

Домофон как улучшение объекта аренды (по завершении договора аренды передается арендодателю)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Приобретение и установка домофона

1

Отражены капитальные инвестиции на улучшение арендованного офиса

153

685, 631

5000

2

Отражена сумма НДС (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

685, 631

1000

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

1000

4

Оплачена стоимость домофона и услуг по его установке

685, 631

311

6000

5

Сформирован объект прочих необоротных материальных активов «домофон-улучшение»

117

153

5000

6

Начислена амортизация на стоимость введенного в эксплуатацию объекта «домофон-улучшение»

92

132

3000

7

Списан объект аренды «офис» с забалансового счета

01

800000

Вариант 1. Передача улучшения-домофона арендатору (бесплатно)

8

Списана сумма начисленной амортизации по объекту по окончании договора аренды офиса

132

117

3000

9

Списана остаточная стоимость объекта «домофон-улучшение»

976

117

2000

10

Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из минбазы (2200 х 0,2 = 440 грн.)

976

641/НДС

440

11

Отнесены на финансовый результат:

— остаточная стоимость объекта «домофон-улучшение»

793

976

2000

— сумма начисленных налоговых обязательств по НДС

793

976

440

Вариант 2. Передача улучшения-домофона арендатору (с компенсацией стоимости)

8

Списана сумма начисленной амортизации по окончании срока действия договора аренды офиса

132

117

3000

9

Отражен перевод объекта в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи

286

117

2000

10

Отражен доход в сумме, возмещаемой арендодателем, при передаче улучшений по окончании срока аренды (составлен акт приемки-передачи)

377

712

2640

11

Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641/НДС

440

12

Списана балансовая стоимость реализованного объекта

943

286

2000

13

Получена сумма компенсации

311

377

2640

14

Отнесены на финансовый результат:

— сумма дохода от продажи улучшения

712

791

2200

— себестоимость реализованных необоротных активов

791

943

2000

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить