Жилищные субсидии — 2016: что нового

Бобро Анатолий, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Май, 2016/№ 39
В избранном В избранное
Печать
Вообще-то руку на пульсе важнейших изменений в порядок предоставления жилищных субсидий мы держали все время*, с тех пор как в прошлом году подскочили цены на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). И вот теперь имеем очередное подорожание «коммуналки» — и очередное упрощение/улучшение/ совершенствование механизма субсидирования малоимущих граждан. Чем же в этот раз «порадовали» нас правительственные чиновники? Предлагаем наши первые впечатления от экспресс-анализа самых свежих изменений в Положение № 848. А для тех, кто захочет самостоятельно докопаться до сути, кодифицированный текст этого документа мы опубликовали на с. 28.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 28, с. 22, № 60, с. 19.

Управление домом — отныне субсидируется

Вы уже, очевидно, хорошо знаете, что с 1 июля текущего года нас ожидает масштабная реформа жилищно-коммунальной сферы. Ее основополагающие принципы изложены в Законе Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII (подробнее о нем читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 56, с. 17).

Если коротко, то вскоре нам всем придется определиться с тем, кто будет управлять нашим жильем — мы сами (т. е. совладельцы дома) путем создания ОСМД или сторонний управляющий, которого можем выбрать мы с вами, а можем и получить по распоряжению местных властей.

Так вот, каким бы путем вы ни пошли, за такую услугу, как управление многоквартирным домом, все равно придется платить. Причем цена ее на государственном уровне регулироваться не будет и на местах тоже утверждаться не будет.

И тем не менее право на получение субсидии будет распространяться на граждан, проживающих в жилых помещениях (домах), в части оплаты ими не только традиционных коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.

Наряду с этим

субсидия будет назначаться на возмещение расходов на оплату управления многоквартирным домом, пользования жильем или его содержание

Возьмите это себе на заметку.

Или субсидия, или — льготы на ЖКУ

Существенные изменения внесены в абзац первый п. 4 Положения № 848. В нем исключены слова «с учетом льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством». Теперь право на субсидию определяется как разница между платой за потребленные жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы и объемом обязательного процента платежа. То есть формула выглядит так:

Субсидия

=

Расчетная величина платы за ЖКУ в пределах нормативов

-

Расчетная величина обязательного платежа

В то же время установлено, что в период получения субсидии льготы по оплате ЖКУ лицам, зарегистрированным (фактически проживающим) в жилом помещении (доме), не начисляются. Информация о таких лицах подается предприятиям — производителям/исполнителям ЖКУ и вносится в Единый реестр льготников.

Таким образом, льготникам придется выбирать: или льгота, или субсидия, поскольку и то и другое финансируется из одной бюджетной программы. Если сумма дохода позволяет оформить субсидию — льготник ее получает, однако без учета размера льготы. Если же льготник решит за субсидией не обращаться, он будет по-прежнему получать льготу.

Доходы: коротко о самом главном

Полностью новую формулировку получил п. 12.

Им регламентирован порядок определения субсидии для некоторых претендентов на нее в зависимости от их статуса, вида доходов и периодов их получения.

По общему правилу, субсидия на оплату ЖКУ назначается исходя из размера среднемесячного совокупного дохода лиц, а субсидия для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива — исходя из годового дохода лиц за предыдущий календарный год.

Если субсидия на оплату ЖКУ назначается в I квартале года, среднемесячный совокупный доход определяется за первые три квартала предыдущего года, в других случаях — за предыдущий календарный год

Исключена норма, позволявшая по желанию граждан назначать субсидию на оплату ЖКУ на основе среднемесячного дохода за три месяца, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия.

Установлено, что для трудоспособных лиц (кроме лиц, обучающихся по дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях и проживающих вместе с родителями или другими членами семьи; лиц, призванных на срочную военную службу), среднемесячный доход которых менее прожиточного минимума, в расчет субсидии за каждый месяц указанного периода включается месячный доход на уровне двух размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде. Ранее в расчет принимался доход в размере одного прожиточного минимума.

Правда, в отдельных случаях по решению госорганов для лиц, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, в расчет субсидии и сегодня может включаться месячный доход на уровне прожиточного минимума. Однако это исключение из общего правила.

Изменения коснулись и порядка включения в расчет субсидий дохода физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения (единый налог). Установлено, что для ФЛП — плательщиков ЕН:

первой группы, независимо от полученных (неполученных) доходов, в совокупный доход за каждый месяц включается доход на уровне двух размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на соответствующий месяц (ранее — одного прожиточного минимума);

второй группы — трех размеров прожитминимума (ранее — двух);

третьей группы — четырех размеров прожитминимума (ранее — трех).

При этом не учитывается доход, полученный самозанятым лицом, и доход от предпринимательской деятельности, информация о которых предоставлена ГФСУ по запросу. Система налогообложения и группа плательщика ЕН определяются на начало месяца, с которого назначается субсидия.

Что будет с излишком «субсидийных» средств

Последняя на сегодняшний день интересная новация из п. 15 Положения № 848. Отныне по окончании отопительного сезона:

— сумма неиспользованной субсидии на оплату услуг по централизованному отоплению (теплоснабжению) возвращается производителем/исполнителем таких услуг в бюджет;

— часть неиспользованной суммы субсидии на оплату услуг индивидуального отопления (теплоснабжения), эквивалентная стоимости (по состоянию на 1 мая нового неотопительного сезона) 100 куб. м природного газа или 150 кВт•ч электроэнергии (в случае их использования для индивидуального отопления), засчитывается исполнителем/производителем как оплата услуг, в том числе обязательной части платежа домохозяйства, на следующие расчетные периоды;

— часть неиспользованной суммы субсидии на оплату услуг индивидуального отопления (теплоснабжения), кроме средств, которые остаются на счетах домохозяйства, возвращается производителем/исполнителем таких услуг в бюджет.

По словам правительственных чиновников, такой порядок должен стимулировать граждан к экономному потреблению энергоресурсов с целью направления неиспользованной субсидии на следующие платежи.

Об остальном — поговорим в ближайшее время.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно