Темы статей
Выбрать темы

Капитальный трансферт неподНДСен (но поаккуратнее с назначением!)

Голенко Александр, шеф-редактор
Коммунальное предприятие получило бюджетный трансферт по КЭКР 3210 на покупку трактора. Нужно ли начислить НДС на эту сумму?

Вообще-то, такая операция НДС не облагается. Но фискалы требуют соблюдать определенные условия. Подробнее.

Поскольку речь идет: а) о бюджетных деньгах и б) их возможном налогообложении, то тут нам придется равняться на двух «командиров» — Госфининспекцию (и бюджетное законодательство) и ГФСУ (и НКУ, а конкретнее, на разъяснения налоговиков ☹).

Кстати, раз последние опираются на Инструкцию по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденную приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), то и мы туда же…

Так вот, обратите внимание, что согласно п.п. 3.2.1 Инструкции № 333 вас могут касаться такие варианты получения средств по коду экономической классификации расходов (сокращенно — КЭКР) 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»:

1) капитальные трансферты получателям (т. е. все капитальные расходы получателей);

2) вклады в уставные капиталы субъектов хозяйствования.

При этом код 3210 согласно п. 1.5 Инструкции № 333 отнесен именно к капитальным расходам, а в соответствующем определении последних (п. 1.6) прямо определена их целевая направленность, в частности, «на приобретение основного капитала (оборудования и предметов долгосрочного пользования), необоротных активов», т. е. и вашего трактора в том числе ☺. И кстати, там же указано, что

капитальными трансфертами считаются безвозмездные, безвозвратные платежи, имеющие одноразовый и нерегулярный характер, и такие средства имеют целевое назначение

Это важно.

Чтобы дважды не вставать, уделим здесь же пару строк близкому по сути, но другому по предназначению виду бюджетных трансфертов — текущим трансфертам (вам это может быть полезно, ведь не исключено, что вашему коммунальному предприятию могут перепасть и такие средства, а нам это нужно для последующего изложения). Согласно п.п. 2.4.1 Инструкции № 333 вас могут коснуться такие варианты получения бюджетных средств в рамках текущих расходов бюджетов по КЭКР 2610 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»:

— субсидии предприятиям (учреждениям, организациям), текущие расходы получателей бюджетных средств;

— субсидии на покрытие убытков предприятий, финансовую поддержку предприятий на безвозвратной основе, а также другие субсидии;

— возмещение процентов за пользование кредитами;

— текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям).

При этом код 2610 согласно п. 1.5 Инструкции № 333 отнесен к текущим расходам, а в определении таковых (п. 1.6) упоминается их направленность на выполнение бюджетных программ. Зато у субсидий в п. 1.6 Инструкции № 333 есть свое определение, это в частности: все безвозмездные текущие выплаты предприятиям, не предусматривающие компенсации в виде специально обусловленных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи. Эти терминологические тонкости вокруг «не предусматривающие компенсации» вообще-то могут сыграть с вами злую шутку, но об этом чуть позже…

А теперь обратимся к опусам налоговиков.

Успокоим вас: их позиция, изложенная в свежей консультации 101.02 БЗ, — как учение Маркса — всесильна потому, что верна… ☺ Ее аргументы «на раз-два»: что касается внутриукраинских операций, то согласно п. 185.1 НКУ объектом НДС является поставка (это раз), а в базу обложения поставки согласно абзацам пятому и шестому п. 188.1 НКУ включается лишь стоимость поставленных товаров/услуг, а также суммы средств и стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых поставщику покупателем непосредственно или через третье лицо — внимание! — в связи с компенсацией стоимости поставляемых товаров/услуг (это два). Вывод:

поскольку капитальный трансферт по коду 3210 не предусматривает ни поставки, ни компенсации за нее*, то объект НДС отсутствует

* Это видно из самого термина «трансфер(т)» — значит перемещение (в одну сторону).

Точка.

Заметим, что в этой в целом правильной консультации налоговики почему-то прицепились к «компенсации потерь, связанных с повреждением основного капитала» (видимо, тупо клюнули на слово «компенсация», не зная, что бюджетные трансферты возможны как через механизм целевого финансирования расходов, т. е. «деньги вперед», так и путем последующего возмещения, т. е. компенсации расходов, уже понесенных получателем бюджетных денег). Короче: компенсация — да не та, т. е. не за поставку! ☺ В общем, плюньте на это: вы-то получили деньги на трактор по первому механизму — целевого финансирования.

И еще одна налоговая «фишка». Смотрите: в упомянутом абзаце шестом п. 188.1 НКУ можно наткнуться на так называемую производственную дотацию из бюджета. Внимание! Вашей ситуации с трактором соответствующая норма, регламентированная п.п. 197.1.28 НКУ, абсолютно не касается! А подпадает она, по-видимому, под п.п. 3 п.п. 2.4.1 Инструкции № 333 (см. выше), но мы-то с вами говорим не об этом…

Возвращаясь к затронутым выше текущим трансфертам по КЭКР 2610, отметим, что в той же подкатегории 101.02 БЗ есть консультация, касающаяся обложения НДС сумм текущих субсидий и трансфертов по этому коду (аналогичный текст содержит письмо ГФСУ от 14.03.2016 г. № 5467/6/99-99-19-03-02-15). Обращаем ваше внимание: фискалы и здесь соглашаются, что если по КЭКР 2610 средства получены (скажем, тем же коммунальным предприятием) без какой-либо увязки с оказанием — т. е. поставкой — донору (например, городу) определенных услуг/работ таким предприятием, то по их получении объект обложения НДС отсутствует. Эта же позиция продублирована в письме ГФСУ от 18.03.2016 г. № 5934/6/99-99-19-03-02-15, касающемся трансфертов, полученных не только по КЭКР 2610, но и по КЭКР 3210… ☺

Таким образом, опасность может заключаться лишь в том, что решение о выделении бюджетных средств (в виде трансфертов и субсидий) тем же коммунальным предприятиям зачастую мотивируется «взаимовыгодой», которую ушлые фискалы попытаются истолковать как злосчастную КОМПЕНСАЦИЮ… Так что будьте начеку!

В этом смысле абсолютно безопасный вариант трансферта по КЭКР 3210: вклад в увеличение уставного капитала коммунального предприятия

Это п.п. 2 п.п. 3.2.1 Инструкции № 333. Тут уж точно никакой компенсацией не пахнет!

И еще. Если ваше предприятие — плательщик НДС, то вам небезразлична судьба налогового кредита (НК) по трактору, купленному за трансфертные деньги. Так вот, с вашим правом на НК в такой ситуации налоговики традиционно согласны (аналогично покупке «непосредственно плательщиком», т. е. за свои кровные), но при одном условии: чтобы полученные средства были включены в доходы плательщика (см. 101.14 БЗ).

В принципе, это условие никого не пугало, поскольку по канонам бухучета ( п. 18 П(С)БУ 15 «Доход») соответствующая сумма таки в ваш доход включается. Сперва по Кт 69, а потом — пропорционально сумме начисленной бухамортизации — по Кт 715 (см. подробности в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 93, с. 25). Хотя и понятно, что это условие абсолютно безосновательно с точки зрения НКУ да и здравого смысла — ведь никто бы о нем даже не заикнулся, приобрети вы трактор за деньги, полученные, скажем, в заем…

Кстати, в упомянутом письме ГФСУ от 18.03.2016 г. № 5934/6/99-99-19-03-02-15 условие о «включении в доходы» уже отсутствует! Жаль, что письмо индивидуальное… А может, налоговики прозрели?.. ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше