К каким налоговым последствиям приводят операции по списанию просроченной задолженности в налоговом учете, вы могли узнать из предыдущих статей этого номера на с. 9, 13. Причем не самые радужные последствия возникают и по налогу на прибыль, и по НДС. Отсюда вполне резонные вопросы читателей: можно ли как-то нивелировать или хотя бы оттянуть наступление этих негативных налоговых последствий? Давайте поговорим о возможных вариантах оптимизации налогообложения.
Продлеваем срок давности
Очевидно, что один из вариантов оптимизации, который «лежит просто на поверхности», — это максимально оттянуть час «Х». Поскольку нет оснований для списания задолженности (срок исковой давности не истек) — нет и налоговых последствий. Как это сделать правильно?
Начнем с того, что общий срок исковой давности (ИД) составляет 3 года ( ч. 1 ст. 257 ГКУ).
Прежде всего отметим, что по обоюдному согласию сторон допустимо увеличение срока исковой давности ( ч. 1 ст. 259 ГКУ). Условие об увеличении ИД может быть помещено как в заключенном сторонами основном договоре, так и в отдельном документе или в письмах, телеграммах, телефонограммах и других документах, которыми обменивались стороны (согласно п. 3.3 постановления № 10). Последние должны однозначно свидетельствовать о достижении согласия сторон об увеличении срока ИД.
Если согласие обеих сторон о пересмотре срока ИД не достигнуто, «поиграться» со сроком ИД можно другими способами. И помогут в этом следующие правила:
(1) приостановления срока ИД — в этом случае ИД продлевается на промежуток времени, на который она была приостановлена, или
(2) прерывания срока ИД — когда течение ИД согласно ч. 3 ст. 264 ГКУ начинается заново
1. Течение сроков исковой давности приостанавливается ( ст. 263 ГКУ):
— если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное или неотвратимое при этих условиях событие (непреодолимая сила). Например, стихийные бедствия (наводнение, землетрясение и т. п.) или социальные явления (забастовки и т. п.);
— в случае отсрочки выполнения обязательства (моратория) на основаниях, установленных законом;
— при прекращении действия закона или другого нормативно-правового акта, который регулирует соответствующие отношения, и т. п.
Важно:
течение исковой давности приостанавливается на все время существования этих обстоятельств
Со дня прекращения таких обстоятельств течение исковой давности продолжается с учетом времени, прошедшего до дня ее приостановления.
2. Правило прерывания срока ИД регулируется ст. 264 ГКУ. Основанием для прерывания срока ИД являются действия, свидетельствующие о признании стороной своего долга или другой обязанности (п. 23 письма ВХСУ № 01-8/211). Ориентировочный перечень таких действий ВХСУ привел в п.п. 4.4.1 постановления № 10. В частности, это может быть:
— изменение договора, из которого усматривается, что должник признает существование долга, а также просьба должника о таком изменении договора;
— признание должником предъявленной претензии кредитора;
— письменное обращение должника к кредитору по гарантированию уплаты суммы долга или с просьбой отсрочить уплату долга;
— подписание уполномоченным на это должностным лицом должника совместно с кредитором акта сверки взаиморасчетов, подтверждающего наличие задолженности в сумме, по которой возник спор;
— частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций.
После прерывания срока ИД течение исковой давности начинается заново. Причем время, прошедшее до прерывания течения ИД, в новый срок не засчитывают
Как видим, пользуясь вышеперечисленными «уловками», срок исковой давности можно продлевать до бесконечности. Кстати, продление срока исковой давности может быть выгодно не только должнику (он «оттягивает» у себя в учете отражение дохода и налогового кредита по полученным товарам), но в какой-то степени и кредитору. Ведь исковая давность — это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса ( ст. 256 ГКУ), а значит, кредитор будет чувствовать себя спокойнее — у него остается возможность взыскать долг через суд.
Если отсрочить истечение срока ИД не получилось, то один из вариантов оптимизации налогообложения при списании дебиторской задолженности — это регулирование размера резерва сомнительных долгов (РСД). В чем он заключается? Поговорим ниже.
Влияние РСД
Учитывая, что налоговый учет по налогу на прибыль полностью ориентирован на бухучет, малодоходникам (с объемом дохода не более 20 млн грн. за год), которые не изъявили желания применять налоговые разницы, создание резервов сомнительных долгов в бухгалтерском учете только «на руку». Ведь уже в периоде формирования РСД малодоходник уменьшает объект обложения налогом на прибыль.
А вот для плательщика налога на прибыль, который корректирует финрезультат на налоговые разницы, создание РСД в налоговом учете может сыграть негативную роль. Все дело в пп. 139.2.1 и 139.2.2 НКУ. Напомним:
1. Согласно п.п. 139.2.1 НКУ плательщик налога на прибыль увеличивает бухгалтерский финансовый результат:
— на сумму резерва сомнительных долгов, сформированного в отчетном периоде, проводкой Дт 944 — Кт 38 (стр. 2.1.2 приложения PI к декларации по налогу на прибыль);
— на сумму расходов от списания дебиторской задолженности, которая не соответствует признакам, указанным в п.п. 14.1.11 НКУ (т. е. не отвечает критериям безнадежной), сверх суммы начисленного РСД проводкой Дт 944 — Кт 34, 36, 37 (стр. 2.1.3 приложения PI к декларации по налогу на прибыль). Тогда как списанная сверх суммы начисленного РСД безнадежная дебиторка, заметьте (!), под эти правила не подпадает и финрезультат не увеличивает (а оказавшись при списании в расходах, наоборот, в общем порядке уменьшает финрезультат до налогообложения).
2. Согласно п.п. 139.2.2 НКУ уменьшает бухгалтерский финансовый результат:
— на сумму корректировки (уменьшения) РСД, на которую увеличился финансовый результат до налогообложения, начисленную проводкой Дт 38 — Кт 719 (стр. 2.2.3 приложения PI к декларации по налогу на прибыль).
Таким образом, для целей налогового учета расходы, которые сформированы в бухучете за счет РСД, нивелируют налоговые разницы.
Но давайте вернемся к третьему абзацу п.п. 139.2.1 НКУ. Еще раз напомним, что из него следует: в уменьшение облагаемого налогом на прибыль финансового результата включается просроченная задолженность, которая:
— во-первых, отвечает требованиям безнадежности в понимании п.п. 14.1.11 НКУ (а задолженность с истекшим сроком исковой давности указана в этом определении),
— а во-вторых, такая «безнадега» прежде всего уменьшит, созданный в бухучете РСД (проводками Дт 38 — Кт 34, 36, 37) и только потом сумма, которая превысит РСД, попадет в расходы и уменьшит объект налогообложения.
Заметьте: логично было бы учитывать безнадежную задолженность в полном объеме в расходах, но как говорят: «маємо те, що маємо...». И налоговики не упускают момент об этом напомнить (см. письма ГФСУ от 22.12.2015 г. № 27433/6/99-99-19-02-02-15, от 12.03.2016 г. № 5388/6/99-99-19-02-02-15 и вопрос 4 письма ГФСУ от 05.05.2016 г. № 10101/6/99-99-15-03-02-15).
Вот и получается, что
налогоплательщику, применяющему налоговые разницы, чтобы по максимуму учесть «безнадегу» в расходах, выгодно максимально уменьшить РСД, а для малодоходных предприятий наоборот: чем больше РСД, тем больше расходы, которые уменьшают объект обложения налогом на прибыль в период формирования РСД
Радует, что бухгалтерский учет позволяет управлять размером РСД. Нужно только правильно этим воспользоваться...
Резерв резерву рознь...
С общими правилами формирования РСД вы могли ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 45, с. 11, № 14, с. 43.
Напомним, лишь о том, что:
— создавать резервы обязаны практически все предприятия, в учете которых числится дебиторская задолженность, являющаяся финактивом*;
* Об исключениях из общих правил можно узнать из статьи на с.13, а также в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 45, с. 11.
— существует два метода создания РСД: с применением абсолютной суммы сомнительной задолженности и с использованием коэффициента сомнительности.
Предприятие самостоятельно выбирает подходящий для него метод и порядок расчета РСД и фиксирует такой выбор в приказе об учетной политике
То есть здесь нет четкой формулы, зато есть масса субъективных факторов.
Отметим, что наиболее «гибким» для целей влияния на величину размера РСД является метод абсолютной величины. Суть этого метода заключается в индивидуальном подходе к каждой дебиторской задолженности и оценке ее на соответствие «сомнительности». То есть величина РСД напрямую зависит от размера дебиторки, соответствующей признакам сомнительности, которые предприятие самостоятельно определяет и отражает в приказе об учетной политике.
Согласно п. 4 П(С)БУ 10 сомнительный долг— это текущая дебиторская задолженность, в отношении которой существует неуверенность в ее погашении должником. В приказе об учетной политике устанавливаем четкие критерии (признаки), по которым дебиторская задолженность признается сомнительной. В частности, о сомнительности задолженности может свидетельствовать:
— получение информации о том, что предприятие-должник находится в стадии ликвидации или банкротства;
— временные критерии признания дебиторской задолженности сомнительным долгом (например, просрочка погашения долга в течение 3 месяцев или одного года).
Очевидно, что если предприятие желает минимизировать сумму РСД, то критерии сомнительной задолженности должны быть предельно «жесткими» (например, истечение срока исковой давности). В тех же случаях, когда РСД нужно создавать «по максимуму», критерии должны быть наиболее «мягкими» (например, просрочка исполнения задолженности на пару-тройку месяцев).
Очевидно, что
метод абсолютной суммы является наиболее объективным, поскольку позволяет определить величину РСД в зависимости от степени платежеспособности каждого конкретного дебитора
Однако его наиболее целесообразно применять предприятиям, имеющим небольшой перечень должников. Для крупных предприятий с большим количеством должников проще использовать метод, основанный на расчете коэффициента сомнительности. Этот метод ориентирован на информации о безнадежной задолженности за определенный период наблюдения и тоже имеет ряд субъективных факторов, которые помогут сформировать РСД на выгодных условиях для предприятия (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 45, с. 11).
Как видите, создавая жесткие критерии признания задолженности сомнительной, предприятие создает «рычаги» управления величиной РСД. Но не увлекайтесь и помните: остаток резерва сомнительных долгов на дату баланса не может превышать сумму дебиторской задолженности на ту же дату ( п. 8 П(С)БУ 10).
Кроме того, для некоторых предприятий установлены ограничения. Например, субъектам хозяйствования госсектора запрещено включать в РСД суммы текущей дебиторской задолженности со сроком возникновения до полутора лет ( п.13 постановления № 1673).
Высокодоходник без РСД-разниц
Как известно, субъекты микропредпринимательства руководствуются П(С)БУ 25 и подают Упрощенный финансовывй отчет. При этом критерии отнесения предприятий к таким субъектам достаточно широкие — годовой доход не должен превышать 2 млн евро, а среднее количество работников — 10 человек (подробнее об этом см. ч. 3 ст. 55 ХКУ). Вполне очевидно, что такое предприятие с точки зрения разд. III НКУ может считаться высокодоходником (разумеется, если его годовой доход будет находиться в рамках от 20 млн грн до 2 млн евро). И по идее оно должно рассчитывать разницы, в том числе и РСД-разницу.
Вместе с тем такое предприятие может воспользоваться п. 8 разд. I П(С)БУ 25 и принять решение не создавать РСД. В таком случае истечение срока исковой давности не приведет к негативным последствиям в налоговом учете, т. е. оно не будет рассчитывать РСД-разницы!
Единственным исключением будет уменьшающая разница из третьего абзаца п.п. 139.2.1 НКУ (ср. ). Но не волнуйтесь: при истечении срока исковой давности не будет и этой разницы, ведь такая задолженность хоть и превышает нулевой РСД, но является безнадежной (напоминаем о незаконной позиции налоговиков относительно «соответствующих мер по взысканию», см. с. 45).
Как видим, все «рычаги» для оптимизации налогообложения «в руках» предприятия. Тем не менее хочется пожелать, чтобы на вашем пути не встречались безнадежные долги, ибо, как гласит народная мудрость, «долг платежом красен». А во Вселенной действует Закон Бумеранга ☺.
выводы
- Один из вариантов оптимизации налогообложения в отношении учета задолженности — это максимально оттянуть срок исковой давности.
- Варианты изменения срока исковой давности: по согласованию сторон, приостановление или прерывание ИД.
- Формирование РСД для малодоходных предприятий уменьшает объект обложения налогом на прибыль. Для высокодоходников и малодоходников-добровольцев создание РСД и его использование негативно влияют на налоговый учет.
- При списании безнадежной дебиторки налогоплательщику, применяющему налоговые разницы, выгодно максимально уменьшить РСД (чтобы сумма, не покрытая резервом, уменьшила финрезультат — объект налогообложения). Для предприятий, которые финрезультат не корректируют, уже само создание РСД уменьшает объект обложения налогом на прибыль.
- Создавая жесткие критерии признания задолженности сомнительной, предприятие создает «рычаги» управления величиной РСД.