Темы статей
Выбрать темы

Интернет-продвижение товара

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Всемирная паутина затягивает в свои сети все больше и больше пользователей. По данным разных источников, в Украине в 2017 году пользуются Интернетом от 17,7 до 21,6 млн человек. Причем время пользования сетью также растет — количество людей, практически живущих online, просто зашкаливает. Неудивительно, что желающих использовать сеть Интернет для продвижения своего товара тоже становится все больше. Какие же мероприятия осуществляют для этих целей и как такие мероприятия отражаются в учете? Давайте разберемся.

Методы продвижения товара в сети Интернет

Прежде всего заметим: для того, чтобы продвинуть товар с помощью сети Интернет, необязательно создавать интернет-магазин. Существует более простой вариант — так называемое прямое продвижение товара. Оно подразумевает прямое воздействие на целевую аудиторию с целью увеличения продаж определенных товаров — сразу продвигаем и продаем товар, заказав рекламу и визитку для размещения контактов.

А вот непрямое продвижение товара — это когда для воздействия на целевую интернет-аудиторию активно используются звенья-посредники. В качестве основного звена для непрямого продвижения товара чаще всего используют собственный сайт компании — продвигаем сайт (интернет-магазин), который уже сам продвигает и продает товар. Конечно, использование собственного сайта имеет ряд преимуществ, ведь он может реализовать помимо основной функции продвижения товара множество других дополнительных функций, способствующих сбыту товара и экономии средств компании.

Продвижение сайта — это комплекс мер по обеспечению посещаемости сайта целевыми посетителями

Существует несколько основных способов продвижения сайта:

1) поисковая оптимизация (англ. Search Engine Optimization, SEO) — представляет собой комплекс мер по повышению позиции сайта в поисковых системах.

Практика показывает, что посетители, пришедшие с поисковых страниц, являются наиболее ценными клиентами. Ведь это люди, которые уже сформулировали свои интересы и пытаются найти конкретную информацию по нужной им теме. Поэтому поисковое продвижение сайта — одно из важнейших мероприятий по привлечению целевой аудитории.

В то же время у него есть недостаток — поисковое продвижение может дать ощутимый результат только через несколько месяцев. Поэтому в случаях, когда эффект должен быть достигнут в более сжатые сроки, прибегают к другим непоисковым способам продвижения. Их перечислим далее;

2) интернет-реклама — реклама, размещаемая в сети Интернет, представление товаров, услуг или предприятий в сети Интернет, адресованное массовому клиенту и имеющее характер убеждения.

Интернет-реклама имеет ряд преимуществ над рекламой обычной:

— она, как правило, имеет ссылку на сайт, что позволяет заинтересовавшемуся посетителю безотлагательно воспользоваться предложением;

— механизм таргетинга позволяет выделить из всей имеющейся интернет-аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям, и показать рекламу именно ей. Так что

Интернет обеспечивает более точную, чем любой другой вид медиа, фокусировку рекламной информации на целевые группы по различным параметрам

— легко отслеживается реакция потребителей на каждую конкретную рекламу, а потому понятен ее эффект;

— возможность внесения корректировок (например, изменение интенсивности показов, фокусировки рекламы, самих рекламных блоков) непосредственно во время проведения рекламных мероприятий;

3) продвижение в социальных медиа (англ. Social media optimization, SMO) — вид непоискового продвижения, представляющий собой комплекс мер, направленных на привлечение на сайт посетителей из социальных медиа: блогов, форумов, социальных сетей и т. п.

SMO подразделяется на две части:

— SMO — изменение самого сайта, оптимизация под социальные медиа (комплекс чисто технических мероприятий, направленных на преобразование контента сайта таким образом, чтобы его можно было максимально просто использовать в сетевых сообществах).

SMO — по сути то же самое, что SEO, но предназначена не для поисковых систем, а для социальных сетей и блогов,

SEO — для статических сайтов, SMO — для сайтов с динамично обновляемым контентом;

— Social media marketing (SMM) — продвижение сайта (размещение различной рекламной информации) в социальных медиа;

4) размещение информации на тематических ресурсах заключается в поиске наиболее подходящих тематических ресурсов (порталов, досок объявлений, онлайновых СМИ и др.) и размещении на них информации о сайте в максимально привлекательном для целевой аудитории виде.

Конечно, такие способы продвижения, как интернет-реклама, реклама в социальных медиа, размещение информации на тематических ресурсах, могут быть направлены и напрямую на товар.

Кстати, возможны также варианты непрямого продвижения товара не через один, а через несколько звеньев-посредников. Это так называемые партнерские программы.

Партнерская программа это форма делового сотрудничества между продавцом и партнерами, при котором партнеры привлекают пользователей на сайт продавца и получают бонусы в виде процента или фиксированной суммы за какое-то оговоренное действие (например, покупку товара, заполнение формы, посещение определенных страниц).

Документальное оформление интернет-маркетинга

Как вы уже знаете из статьи на с. 3, к расходам на маркетинговые мероприятия фискалы относятся с особой бдительностью. Что же говорить о расходах на такие же интернет-мероприятия? Они-то вообще проводятся в другом — виртуальном мире. А потому реальность их осуществления кажется совсем нереальной. ☺

Как же подтвердить, что услуги интернет-продвижения действительно были фактически предоставлены

Самый важный документ, подтверждающий осуществление любого из перечисленных выше интернет-мероприятий, — это, безусловно, акт выполненных работ.

Он должен быть оформлен согласно требованиям ст. 9 Закона о бухучете. Налоговики об этом не забывают (БЗ 102.21) — помните и вы. Кроме того, обратите внимание на описание выполненных работ — чем оно конкретнее и детализированнее, тем лучше.

Кстати, формально никаких других подтверждающих документов и не нужно — одного соответствующим образом оформленного акта выполненных работ вполне достаточно. Ведь ни Закон о бухучете, ни НКУ наличия каких-либо других документов не требует.

Однако, как вы уже убедились (из статьи на с. 3), на практике плательщикам частенько приходится доказывать реальность полученных маркетинговых услуг в суде. Так вот, чтобы бороться с фискалами было проще, лучше, конечно, вооружиться дополнительными бумагами. Тем более, что наличие дополнительных документов, возможно, убедит налоговиков в том, что услуги действительно были получены (работы действительно были проведены) и без судебного разбирательства.

Что это могут быть за документы?

Тут все зависит от того, какие именно мероприятия осуществлялись.

На наш взгляд, самыми «невидимыми» из всех перечисленных способов интернет-продвижения являются SEO и SMO.

Почему невидимыми? Да потому, что эти работы не предполагают размещения какой-либо дополнительной информации в сети. Они носят технический характер и только улучшают сам сайт. А эти улучшения невооруженным глазом не увидать.

Но не все так безнадежно.

Фактическое осуществление работы можно подтвердить ее результатом

Как мы уже говорили, в результате проведения SEO-работ повышается позиция сайта в поисковых системах. А в результате этого повышения увеличивается количество посетителей, пришедших на сайт с поисковых страниц. Следовательно, для того, чтобы подтвердить то, что SEO-работы действительно были проведены, нужно:

— во-первых, зафиксировать повышение «поисковой» позиции сайта — сделать скриншот ее рейтинга до проведения и после проведения SEO-работ. Кстати, суды не имеют ничего против «рейтингового» скриншота (см. определение Киевского апелляционного административного суда от 24.09.2015 г. по делу № 810/1522/15*);

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/51659386

— во-вторых, задокументировать увеличение «поисковых» посетителей сайта — составить соответствующий отчет. Это может сделать как исполнитель SEO-работ (тогда эту обязанность лучше предусмотреть сразу при заключении договора), так и сотрудник предприятия, ответственный за интернет-продвижение.

Что касается осуществления SMO-работ, то здесь поможет аналогичный отчет, фиксирующий увеличение посетителей из социальных медиа. Правда, такое увеличение — заслуга не только SMO, но и SMM. Так что подтверждать он будет и то, и другое.

Подтвердить интернет-рекламу, рекламу в социальных медиа, размещение информации на тематических ресурсах еще проще. Здесь помогут скриншоты интернет-страниц с размещенными на них рекламными объявлениями, баннерами, статьями. А также отчет о проведенных рекламных мероприятиях (см. определение Киевского апелляционного административного суда от 15.09.2014 г. по делу № 2а-4048/11/2670**).

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/40535767

Кстати, рекламодателю, заказавшему рекламу у рекламной площадки (например, Google Adwords, Яндекс Директ), обеспечивается доступ в личный кабинет, из которого всегда можно распечатать подробные отчеты с текстами объявлений, ссылками, количеством кликов и другими показателями.

Если же реклама заказана у рекламного агентства и рекламодатель на площадке не регистрируется, составление таких отчетов (да и предоставление скриншотов) лучше возложить на исполнителя (рекламное агентство).

Дополнительным подтверждением реальности рекламных интернет-услуг может стать аналитическая справка, подготовленная маркетологом или экономистом, в которой будут зафиксированы результаты проведения рекламной кампании, макеты, медиапланы, копии приказов о проведении рекламных акций, оригинал-макетов баннеров, раскадровка видеороликов, справки о реализации товаров, принимающих участие в рекламной акции (см. определение ВАСУ от 27.01.2016 г. по делу № 826/3844/15***).

*** http://reyestr.court.gov.ua/Review/55311779

Сумму бонусов, оплаченных партнерам, подтверждают их расчетом, осуществленным в соответствии с условиями договора.

Бухгалтерский и налоговый учет

Расходы на интернет-продвижение товара носят рекламно-маркетинговый характер, а потому включаются в расходы на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16) в периоде их осуществления. Учитывают их на одноименном счете 93.

Налог на прибыль. Все расходы на интернет-продвижение, отраженные в бухгалтерском учете предприятия, попадут и в налоговоприбыльные расходы. Поскольку никаких соответствующих корректировок разд. III НКУ не предусматривает.

НДС. Все услуги по интернет-продвижению товаров являются объектом обложения НДС (п.п. «б» п. 185.1 НКУ). Конечно, при условии, что их поставщик зарегистрирован на таможенной территории Украины (п. 186.4 НКУ) и является плательщиком НДС. Поэтому получатель услуг при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной имеет право на налоговый кредит.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше