Новые критерии блокировки НН, или Всех — под «блокировочный» пресс!

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2017/№ 99
О последних новшествах, постигших Критерии № 567*, которые только обострили ситуацию на «блокировочных фронтах», вы уже знаете**. Сегодня поговорим о них подробнее, в том числе и о некоторой, пока еще недолгой, практике «эксплуатации» этих изменений в Критериях.

* Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденные приказом Минфина от 13.06.2017 г. № 567.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 93, с. 3.

Сначала напомним, что приказ Минфина от 09.11.2017 г. № 926 (далее — приказ № 926), внесший последние изменения в Критерии № 567, вступил в силу с 17 ноября. После чего жизнь плательщиков НДС стала еще «веселее». Ряды попавших под «блокировочный» пресс системы мониторинга пополнились новыми представителями, да и старые тоже никуда не делись.

Новинки в Критериях № 567: теория…

«Рихтовка» старого критерия. Критерий, приведенный в п.п. 1 п. 6 Критериев № 567, напомним, состоит из трех «подкритериев», только при одновременном соответствии которым регистрация НН (РК) подлежит остановке.

Так вот, первый и третий из них остались в прежнем виде. Приведем их:

— первый — объем поставки товара/услуги в НН/РК, поданных для регистрации, в 1,5 раза превышает разницу между объемами приобретения и объемами поставок такого товара/услуги с 1 января 2017 года (все объемы — без учета НДС);

— третий отсутствие товара/услуги, указанного/указанной в представленной для регистрации НН как товара/услуги, поставляемого на постоянной основе, в Таблице данных плательщика налога.

А второй «подкритерий» — об удельном весе в остатках на «виртуальном складе» так называемых «рисковых» товаров*** — подвергся изменениям.

*** Их перечень утвержден приказом ГФСУ от 30.06.2017 г. № 461.

Остаток товаров на «виртуальном складе» определяется в разрезе кодов УКТ ВЭД и по правилам, по которым рассчитывается «1,5-я» разница

И до изменений Критериев № 567 (приказом № 926) количество «рисковых» товаров не должно было превышать 75 %. После упомянутых изменений этот подкритерий теперь применяется к плательщикам дифференцированно — в зависимости от уровня налоговой нагрузки (значения показателя D) — см. в таблице на с. 11.

Показатель D рассчитывается как S/T — отношение общей суммы уплаченных за последние 12 месяцев налогов/сборов (кроме суммы «ввозного» НДС) и ЕСВ (S) к общей сумме поставки товаров/услуг, облагаемых по ставке 20 % и по ставке 7 %, за последние 12 месяцев, указанной в зарегистрированных НН/РК (T).

Новую градацию попадания под блокировку в зависимости от налоговой нагрузки и процента «рисковых» товаров в остатках см. в таблице на с. 11.

То есть теперь, чем меньше налоговая нагрузка плательщика НДС, тем меньше должен быть предельный удельный вес «рисковых» товаров в его «виртуальных» остатках и соответственно — тем больше шансов на блокировку его НН/РК…

Показатели для блокировки

Налоговая нагрузка (D)

% «рисковых» товаров в «виртуальных остатках»

более 0,03

более 75 %

от 0,02 до 0,03

более 60 %

от 0,015 до 0,02

более 50 %

от 0,01 до 0,015

более 40 %

от 0,005 до 0,01

более 30 %

до 0,005

более 20 %

Новый «РК-критерий». Приказом № 926 введен новый блокировочный критерий (п.п. 3 п. 6 Критериев № 567).

Согласно ему теоретически под блокировку должен подпадать РК, в котором предусматривается изменение:

стоимости товара/услуги более чем вдвое (формально — как в большую, так и в меньшую сторону, при этом, если читать этот критерий буквально, при корректировке в меньшую сторону должно быть уменьшение стоимости более чем на 50 %, а в большую — более чем на 100 %!);

и/или

номенклатуры товаров/услуг (под таковой понимается: для товаров — когда в коде УКТ ВЭД меняются первые четыре цифры; для услуг — когда изменяются первые две цифры кода согласно Государственному классификатору продукции и услуг)*.

* Достаточно изменения хотя бы какой-то одной из первых (четырех — для товаров или двух — для услуг) цифр соответствующего кода (УКТ ВЭД или ГКПУ).

Что касается мониторинга упомянутых выше «параметров» РК, то здесь все зависит от того, каким образом фискалы изменили программное обеспечение (ПО) СЭА под этот новый критерий. Судя по всему, это было проделано, как обычно, «кривовато», и система работает весьма неадекватно (см. об этом ниже).

Отметим отдельно, что этот «РК-критерий» будет распространяться

только на тех плательщиков, кто подпадает под мониторинг — чьи обороты превысили 500 тыс. грн. (без учета НДС), и кто не соответствует ни одному из других признаков, перечисленных в п. 5 Критериев № 567

Отдельно отметим, что этот критерий касается только тех РК к НН, которые составлены именно на плательщиков НДС. То есть РК к НН, выписанным на неплательщиков, блокироваться вообще никогда не должны (см. п.п. 1 п. 5 Критериев № 567). Не должны (по логике) блокироваться и РК на возврат товаров, предоплат и к ошибочно составленным НН, но по факту — см. ниже…☹

Считаем, что даже при очень формальном подходе при такой формулировке под блокировку не должны подпадать те РК, которые были составлены плательщиком на себя (т. е. имеющие в «шапке» соответствующие «типы причин»). Косвенно это следует из того же п.п. 1 п. 5 Критериев № 567, а также из здравого смысла, но на практике… (см. ниже).

Что касается изменения стоимости, то, казалось бы, при такой норме мониториться должна цена конкретной позиции номенклатуры поставки (на предмет ее изменения более чем вдвое), т. е. графа 9 РК. Однако практика пока это не подтверждает…

Что же до изменения номенклатуры, то механизм мониторинга такого изменения до конца не ясен. Единственное, что можем сказать: с этим новым критерием явно связаны недавние изменения в позиции фискалов в отношении оформления таких операций. Напомним, что ранее налоговики (в БЗ 101.15) советовали изменение номенклатуры проводить через один РК и при этом «порядковую» гр. 1 РК заполнять дважды по каждой из строк (т. е. и в строке с «-», и в строке с «+» указывать один и тот же номер, отвечающий порядковому номеру строки из корректируемой НН). Теперь они такую консультацию из БЗ убрали, а у себя на сайте вывесили информацию**, что при изменении номенклатуры нужно выписывать аж два РК — один на «минус» (регистрирует покупатель), второй — на «плюс» (регистрирует продавец)! Отметим лишь, что этот механизм фискалы уже реализовали в ПО, и теперь по-старому одним общим (как правило, «нулевым») РК плательщикам уже не обойтись. ☹

** Подробнее об этом читайте на с. 3.

Формально при блокировке РК Таблицу плательщика (приложение к Критериям № 567) подавать не нужно, но в ряде ситуаций, возможно, и не помешает ее подать.

И еще заметим: если в номенклатуре товар меняется на услугу или наоборот, то такой РК точно кандидат на блокировку (так как все 4 или 2 цифры соответствующего кода — УКТ ВЭД или ГКПУ — будут изменены, а точнее, заменены).

…и практика

Во-первых, отметим, что снижение удельного веса в виртуальных «СЭА-остатках» «рисковых» товаров — пропорционально снижению налоговой нагрузки значительно увеличило количество «жертв» блокировки. И в их круг попали новые плательщики НДС, которых раньше эта беда миновала. Насколько корректно считает СЭА этот критерий, сказать затрудняемся. Но поскольку при расчете этих остатков «на входе» берутся цены приобретения, а «на выходе» — продажные цены (с учетом наценки), то в зависимости от размера наценки (убытка) на разные товары будет колебаться и показатель удельного веса «рисковых» товаров в общих «остатках». То есть из-за такой методики расчета вполне могут быть и «без вины виноватые», и те, кому повезло…

Во-вторых, «критерийные» новшества, распространенные на РК, оказались гораздо хуже. ☹ Заметим, что новый критерий появился по той причине, что реальные «скрутчики» (что за ужасное слово!) обходили блокировку, сначала выписывая НН на «нерисковый» товар (или на имевшийся у них в «остатках»), а затем — меняли номенклатуру на то, что надо «клиенту». Но все «благие намерения» Минфина, как обычно, пошли во зло честным плательщикам.

У тех плательщиков, кто угодил под мониторинг (превысил оборотами с учетом НДС 600 тыс. грн. и т. д.), начали блокироваться практически любые РК «на минус»

Причем критерий уменьшения (увеличения) цены в 2 раза, похоже, не работает, так как есть факты блокировки «минусовых» РК с гораздо меньшим ценовым отклонением.

Под блокировку подпадают и другие РК из тех, которые под нее вообще подпадать не должны. Например, блокируются РК на частичный и даже полный возврат товаров и предоплат, а также РК, выписанные к ошибочным НН*. Видимо, свое ПО фискалы настроили таким образом, что оно расценивает подобные операции как уменьшение стоимости — до нуля — это более чем в два раза. Заметим, что в упомянутых («возвратных»/«ошибочных») случаях в выписываемом РК просто минусуется все количество товаров/услуг, и «ценовая» графа 9 РК вообще не затрагивается. Тем не менее ПО блокирует такие «минусовые» РК (видно, фискалы настроили мониторинг не на эту графу, а на сумму корректировки по конкретной позиции).

* Кстати, непонятно, как эти РК разблокировать. Ведь, кроме пояснения, никаких документов не подашь…

Незаконно (см. выше) блокируются также и некоторые «минусовые» РК, которые плательщик оформляет к НН, выписанным «на себя» (т. е. с типами причины, в частности, «14» и «15»). Видимо, ПО расценивает в таких НН плательщика как «покупателя» (который, естественно, является плательщиком НДС). Но, заметьте, при этом такие РК на плюс почему-то практически не блокируются!..

Кстати, механизм «двух РК», предложенный фискалами для изменения номенклатуры (см. выше), может привести к тому, что «плюсовый» РК зарегистрируется, а «минусовый» — заблокируется. Или наоборот. Или — оба. Как фискалам будет удобнее. ☹

Ну и что делать?..

Таким образом, теперь любые исправления «в пользу себя» караются блокировкой РК. И бюджет продолжает наполняться «честным» НДСом (ставшим налогом с оборота по ставке порой не намного меньше 20 %)!

Что же делать и как выживать? Уличить фискалов в том, что их ПО настроено неверно, достаточно сложно. И тем не менее жалуйтесь на незаконные блокировки куда только можно (включая суд)!

В таких условиях честным плательщикам достаточно сложно найти какие-то человеческие пути для безблокировочной работы. Некоторые, чтобы избегать изменения номенклатуры, стали предоплаты заменять на возвратную финпомощь — с выпиской НН по отгрузке, когда номенклатура уже доподлинно известна, и взаимозачетом.

Другие вместо возврата оформляют теперь встречную продажу, чтобы обойтись без РК. Оставляют первоначальные завышенные/заниженные цены, меняя под них первичку и т. п.

Третьи… Хотя по-любому у «скрутчиков» намного больше рецептов, чем у остальных плательщиков, и чихать им на все эти критерии…

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить