Минфин в очередной раз усовершенствовал «блокировочные» Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденные его приказом от 13.06.2017 г. № 567 (далее — Критерии № 567). Изменения внесены приказом от 09.11.2017 г. № 926.
Регулятор дополнил п. 6 Критериев № 567 еще одним — третьим критерием для мониторинга и блокировки НН/РК. Подкорректирован также и «блокировочный» п.п. 1 п. 6.
Кроме того, наряду с сельхозтоваропроизводителями Таблицу данных плательщика налога будут автоматически учитывать в системе мониторинга еще у одной категории НДС-плательщиков.
Так к чему же готовиться плательщикам НДС?
Новый критерий блокировки. Касается этот «блокировочный» критерий расчетов корректировки (РК) к налоговым накладным (НН), составленным на НДС-плательщиков. При этом РК подпадет под блокировку, если им предполагается изменить (п.п. 3
п. 6 Критериев № 567):
— стоимость товара/услуги более чем вдвое (причем, судя по всему, как в большую, так и в меньшую сторону)
и/или
— номенклатуру товаров/услуг: для товаров — первые четыре цифры кода согласно УКТ ВЭД, для услуг — первые две цифры кода из Государственного классификатора продукции и услуг. Как выход: для «замены» номенклатуры в таком случае придется составлять уменьшающий РК и новую НН. По поводу даты НН подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 92, с. 3.
Заметьте! Останавливать РК, выписанные к НН на неплательщика НДС, по этим основаниям не будут — им из-за этого блокировка не грозит.
Измененный критерий блокировки. Напомним: п.п. 1 п. 6 Критериев № 567 содержит в себе сразу три условия для блокировки, которые должны применяться одновременно. Детально о них можно прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 53, с. 2 и 5, № 88, с. 9 и 12.
Так вот, из тех трех условий, при которых регистрация НН/РК будет приостановлена, остались неизменными два:
первое — объем поставки товара/услуги в НН/РК, поданной для регистрации, в 1,5 раза превышает разницу между объемами приобретения и объемами поставок такого товара/услуги с 1 января 2017 года, т. е.:
НН (без НДС) ≥ (Приобр - Продан) х 1,5;
третье — отсутствие товара/услуги, указанного/указанной в поданной на регистрацию НН, как товара/услуги, поставляемого на постоянной основе, в Таблице данных плательщика налога.
А вот второе условие насчет остатка «рискового» товара в процентном выражении на «виртуальном» складе подверглось изменениям. Напомним: остаток товаров определяется в разрезе кодов УКТ ВЭД и по правилам, по которым рассчитывается «1,5 наценка».
Перечень таких «рисковых» товаров утвержден приказом ГФСУ от 30.06.2017 г. № 461.
Отныне остаток «рисковых» товаров дифференцирован и привязан к значению показателя D. Последний, в свою очередь, представляет собой расчетную величину, равную S/T — отношение общей суммы уплаченных за последние 12 месяцев налогов/сборов (кроме суммы «ввозного» НДС) и ЕСВ (S) к общей сумме поставки товаров/услуг, облагаемых по ставке 20 % и по ставке 7 %, за последние 12 месяцев, указанной в зарегистрированных НН/РК (T).
Градация для попадания под блокировку такая:
Значение показателя D | Остаток «рисковых» товаров в «разнице» |
более 0,03 | более 75 % |
от 0,02 до 0,03 | более 60 % |
от 0,015 до 0,02 | более 50 % |
от 0,01 до 0,015 | более 45 % |
от 0,005 до 0,01 | более 30 % |
до 0,005 | более 20 % |
Как видим, чем ниже значение показателя D (проще говоря, налоговая нагрузка), тем меньше «рисковых» товаров должно быть в остатке «разницы». Иначе блокировки НН/РК не миновать.
Таблица «автоматом». С учетом последних изменений в Критерии № 567, теперь Таблицы данных плательщика налога будут проходить автоматически (!)
без рассмотрения комиссией ГФСУ у двух категорий НДС-плательщиков.
1. Сельхозтоваропроизводитель, если он соответствует каждому (!) из следующих условий:
— внесен в Реестр получателей бюджетной дотации и/или (!) на 31.12.2016 г. применял «спецрежим» по НДС согласно действовавшей в то время ст. 209 НКУ. Отметку о своем статусе сельхозпроизводителю необходимо указать в спецполе шапки Таблицы;
— по состоянию на 01.01.2017 г. имеет собственные (право собственности/пользования) и/или арендованные земельные участки общей площадью свыше 200 га (включительно), задекларированные до 20.02.2017 г.
Внимание! Это условие подкорректировали. Теперь здесь речь идет о земельных участках (как собственных, так и арендованных), а не об одном земучастке, как было ранее. Кроме того, уточнили, что собственными считаются земельные участки, на которые оформлено (!) право собственности или право пользования. Общая площадь осталась неизменной — свыше 200 га (включительно). Но теперь всех участков вместе, а не одного отдельного;
— за период с 01.01.2017 г. не вносил изменения в учредительные документы об одновременной смене учредителя и руководителя предприятия;
— в Таблице данных плательщика налога (в графе 4) указал коды согласно УКТ ВЭД поставляемых (произведенных) товаров таких групп: 01 — живые животные; 03 — рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные; 04 — молоко и молочные продукты; яйца птицы; натуральный мед; съедобные продукты животного происхождения, в другом месте не указанные; 07 — овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни; 08 — съедобные плоды и орехи; кожура цитрусовых или дынь; 10 — зерновые культуры; 12 — семена и плоды масличных растений; другие семена, плоды и зерна; технические или лекарственные растения; солома и фураж.
2. Плательщик, у которого опять-таки одновременно выполняются такие условия (п. 3 Критериев № 567):
1) значение показателя D > 0,02, т. е. так называемая налоговая нагрузка превышает 2 %;
2) показатель P < Pм х 1,3, где
P — сумма НДС, указанная плательщиком налога в НН/РК, зарегистрированных в отчетном (налоговом) периоде, с учетом предоставленной на регистрацию НН/РК;
Pм — наибольшая месячная сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных плательщиком за последние 12 месяцев.
То есть показателем P фактически ограничивается сумма НДС в НН/РК, регистрируемых в текущем месяце, коэффициентом 1,3 по сравнению с самым большим НДС за один из 12 предшествующих месяцев.
Заметьте! Для приема Таблицы в автоматическом режиме будут использовать показатель, идентичный по своим параметрам «четвертому» признаку непопадания под мониторинг;
3) объем поставок товаров/услуг в НН/РК, составленных с 01.01.2017 г. в Реестре и указанных в Таблице, превышает 25 % общего объема поставок за этот же период. Полагаем, под «составленными» с 01.01.2017 г. Минфин таки имел в виду «зарегистрированные» в этот период НН/РК.
Важно! Значения показателей D и P все так же будут рассчитывать автоматически. Но! Установлена конкретная дата — каждого 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным (п.п. 4 п. 5 Критериев № 567). В этот же день информация станет доступной плательщику в его электронном кабинете. Таким образом, завеса «таинства» приоткроется и плательщик сможет увидеть, что там ему «насчитали». Хотя сам процесс расчета по-прежнему
«в руках» фискалов.
Как и прежде, Таблицу подают исключительно в электронном виде средствами электронной связи (п. 4 Критериев № 567) и вместе с пояснением (п. 3 Критериев № 567).
Срок рассмотрения комиссией ГФСУ Таблицы и пояснений к ней Минфин оставил «старый» — 5 рабочих дней, следующих за днем ее получения.
Учтите! При мониторинге комиссия ГФСУ вправе принять решение не учитывать информацию, указанную в Таблице, если получит сведения о ее недостоверности. В ситуации, когда такая информация уже была учтена системой мониторинга автоматически, «автомат» отменят после того, как комиссия примет решение о неучете такой Таблицы.